В нашей рубрике на портале Indicator.Ru дальше Иркутска мы пока что забирались один раз, когда в своем репортаже рассказывали про петроглифы Сикачи-Аляна, которые расположены неподалеку от Хабаровска. Это объяснимо — и не тем, что автор рубрики и его коллеги не добирались до Владивостока или Петропавловска-Камчатского, а тем, что Дальний Восток России архитектурно обычно очень-очень юн. Однако совсем недавно нам удалось повидать самый настоящий памятник архитектуры, которому через семь лет исполнится четверть тысячелетия. По московским меркам это немного, но для Читы это седая древность. 

Наш сегодняшний рассказ — про здание филиала Забайкальского краевого краеведческого музея им. А. К. Кузнецова, который называют «Церковь декабристов». Именно так называется этот музей, однако в 1776 году эта деревянная церковь была построена на пожертвования горожан и освящена во имя Михаила Архангела. Сейчас это древнейшая постройка города.

Церковь в начале XIX века. Иллюстрация из музея
Алексей Паевский/Indicator.Ru

На момент возведения церкви городу едва ли исполнилась сотня лет. По крайней мере, первое датированное упоминание о населенном пункте в этом месте относится к 1687 году, когда полномочный посол Федор Головин писал нерчинскому воеводе Власову: «На плотбище, на усть Читы реки от подрядных людей для прокормления Великих Государей соправителей Ивана V и Петра I ратных людей хлеб приять». Читинская слобода впервые упоминается в 1701 году, Читинский острог — в 1711-м. Только в 1797 году, когда наша церковь уже стояла, Чита стала из острога селом, а официально «селением» стала в 1821 году, за шесть лет до события, которое принесло ей славу. Точнее, само-то событие произошло 14 декабря 1825 года, но лишь в 1827 году, когда прошло следствие и были вынесены приговоры, в Читу сослали многих декабристов, за которыми отправились их жены. Городом Чита стала в 1851 году. Тогда в ней жило всего около тысячи человек. Бурный же рост города начался с 1897 года, когда через него прошла Транссибирская магистраль. Тогда же в Чите начали появляться постройки, сохранившиеся до сих пор.

Иван Анненков
Wikimedia Commons

В храме венчались декабрист Иван Анненков и приехавшая к нему невеста Жанетта-Полина Гебль (до восстания она отказывалась стать его женой из-за того, что была своему любимому «не ровня» — она была модисткой, — а после восстания испросила у Николая I разрешения последовать за Анненковым и венчаться с ним; история их замужества легла в основу романа Дюма «Учитель фехтования»), а также Дмитрий Завалишин и Аполлинария Смольянинова (она была дочерью местного горного чиновника, много младше Завалишина, и венчание состоялось в 1839 году); рядом с храмом похоронена дочь Сергея и Марии Волконских Софья, умершая вскоре после рождения, и скончавшаяся в 1847 году Аполлинария Завалишина. Благодаря всему этому храм и получил название «Церковь декабристов».

Полина Гебль
Wikimedia Commons
Могила Софьи Волконской
Алексей Паевский/Indicator.Ru
Памятный знак о венчании декабристов в храме, установленный на втором этаже музея
Алексей Паевский/Indicator.Ru

Этот храм — достаточно типичный для сибирского деревянного зодчества XVIII века, с двумя срубами и двумя деревянными восьмериками, венчающими их. Увы, убранство церкви не сохранилось: в советское время она была закрыта (спасибо, что не разобрана на бревна), а в 1971 году пустующее и заброшенное здание передали местному краеведческому музею.

Храм в советское время. Фото из музея
Алексей Паевский/Indicator.Ru

Почти полтора десятка лет в новообретенном филиале проводились какие-то выставки, а в 1985 году, к 160-летию восстания, в храме обустроили музей декабристов, им он и остается до сих пор.

Вид с запада
Алексей Паевский/Indicator.Ru

Как музей декабристов он неплох, содержит некоторые подлинные вещи декабристов (часы Николая Бестужева, шкатулку Марии Волконской и другие), хорошо описывает жизнь и быт декабристов в ссылке — но за этим потерялась история самого храма.

Шкатулка Волконской
Алексей Паевский/Indicator.Ru
Часы работы Бестужева
Алексей Паевский/Indicator.Ru
Ведомость о церкви 1908 года. Один из немногих экспонатов собственно о храме
Алексей Паевский/Indicator.Ru

Например, мало кто из читинцев знает (и на экскурсии в музее об этом не рассказывали), что в этом храме венчался полюбивший сестру милосердия Анну Ланскую, давшую обет безбрачия, и убедивший ее от него отказаться работавший в 1904 году в эвакуационном госпитале в Чите выдающийся врач Валентин Войно-Ясенецкий, он же — архиепископ Лука, одновременно единственный священнослужитель, удостоенный Сталинской премии («за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах „Очерки гнойной хирургии“, законченном в 1943 году, и „Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов“, опубликованном в 1944 году»), и доктор богословия 1959 года. А это нехорошо.

Архиепископ Лука
Wikimedia Commons

Текст: Алексей Паевский

Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *