Хозяин степи, охраняющий Тыву с VIII века, один из самых больших наскальных рисунков быка и шаманы в рогатых масках — в сегодняшнем выпуске портала «Российские древности». 

В шести километрах от города Ак-Довурак в республике Тыва находится село Бижиктиг-Хая и одноименная скала. В переводе с тывинского языка «Бижиктиг-Хая» означает «Скала с письменами» — древние люди покрыли ее часть наскальными рисунками.

Петроглифы датируются от эпохи бронзового века до относительной современности (XVIII–XIX вв.). На фотографиях ниже представлены рисунки, датированные ориентировочно III–I вв до н. э. Большая часть изображений выполнена в технике точечной выбивки, реже — резьбы. Рисунки, нанесенные охрой, практически не сохранились. Впрочем, сохранность выбитых и вырезанных петроглифов также плохая: в солнечный день на ярко освещенной скале подавляющее большинство изображений практически не заметны. Чтобы их рассмотреть, скалы обрызгивают водой.

Изображения двух оленей: справа — взрослый, слева — детеныш
Яна Хлюстова/Indicator.Ru

Изображение животного, предположительно оленя
Яна Хлюстова/Indicator.Ru

Изображение быка. Один из самых крупных петроглифов в Саянском регионе
Яна Хлюстова/Indicator.Ru

Животное, похожее на оленя
Яна Хлюстова/Indicator.Ru

Изображение быка
Яна Хлюстова/Indicator.Ru

Обратите внимание на хорошо заметные рога — на остальных изображениях они видны не так четко
Яна Хлюстова/Indicator.Ru

Лицо шамана. «Рожки» на голове — шаманская маска
Яна Хлюстова/Indicator.Ru

А это лица двух шаманов в масках. Нижнюю часть изображений практически невозможно рассмотреть
Яна Хлюстова/Indicator.Ru

Еще одно животное, похожее на оленя
Яна Хлюстова/Indicator.Ru

Неподалеку от скалы с петроглифами находится каменное изваяние воина, держащего в руках сосуд. Скульптура, которую называют Воин или Хранитель степи, датируется VIII веком. Она была погружена в землю примерно наполовину, но в ходе раскопок археологи расчистили ее нижнюю часть. У статуи проработаны черты лица, сосуд в руках, на поясе видны подвешенные детали лошадиной упряжки. По мнению археологов, эти атрибуты говорят о том, что перед нами — воин-аристократ времен Уйгурского каганата, а не простой кочевник. Для местных жителей статуя священна: посетители оставляют у ее основания монетки, блюдца с молоком и прочие подношения.

Яна Хлюстова/Indicator.Ru

Текст и фото: Яна Хлюстова

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *