Архитектурно-археологическая экспедиция СПбГУ передала на реставрацию в Новгородский университет обнаруженный на раскопках в кремле средневековый варган. Работы по сохранению, восстановлению и консервированию находки проведёт лаборатория сектора реставрации и изучения археологических материалов и технологий. Об этом сообщает университетское СМИ Газон.медиа

Музыкальный инструмент обнаружили во время работ на территории Владычного двора. Учёные предварительно датировали его XIV веком.

Раскоп на Владычном дворе. Фото Алексея Паевского

Это тринадцатый варган, извлечённый археологами из новгородского культурного слоя за всё время исследований. В отличие от предшественников он достаточно хорошо сохранился.

– Особенностью инструмента является уцелевший язычок, – рассказал «Газон.Медиа» специалист по музыкальной археологии Центра музыкальных древностей имени Владимира Поветкина Антон Каменский. – Как правило, их делали из углеродистой стали, и до нас эта часть доходит не часто. Обычно сохраняется только рамка. Если в процессе реставрации на инструменте удастся обнаружить клеймо, мы сумеем определить место изготовления варгана. Обычно их привозили в Новгород из Западной Европы. Здесь этот инструмент был хорошо известен – на нём играли для развлечения, его приносили на праздники. Существует разработанная западноевропейскими учёными классификация по форме рамки. Обнаруженный в кремле инструмент идеально ложится в эту типологию и мало отличается от других найденных в Великом Новгороде. Варган с раскопок на территории Владычного двора относится к типу Биллингсгейт.

Своё названия этот тип инструментов взял у местечка в Лондоне, где был обнаружен один из них. Несколько лет назад такой же варган в Великом Новгороде уже находили – на раскопе «Московская, 30».

Фото: Светлана Разумовская/Газон

Специалисты Новгородского университета уже начали расчистку поверхности находки с Владычного двора. Лаборатория сектора реставрации и изучения археологических материалов и технологий занимается восстановлением предметов из различных материалов. Технология работы с артефактами из чёрных металлов универсальна. В то же время, к каждой находке специалисты подходят индивидуально.

– Находки из металла часто сохраняют форму и внешне выглядят очень хорошо, но без реставрации, прекращения процессов коррозии, они могут разрушаться, – говорит руководитель Центра археологических исследований НовГУ Сергей Торопов. – С другой стороны, если проводить расчистку поверхности этого варгана электрохимическим способом, некоторые элементы изделия могут быть утрачены. А наша задача – сохранить не только форму находки, но и информацию, которую она содержит. Следы окисления, деформации – то, что случилось с вещью во время её пребывания в культурном слое, – тоже её история. Это нужно учитывать. Поэтому из наших рук варган не выйдет в том виде, в котором он вышел из-под руки мастера, новым и блестящим. В ходе реставрации предмет, если он хрупкий, обычно укрепляется. Затем мы аккуратно механически расчищаем его, стараясь выявить оригинальную поверхность. Последний этап работ – консервация. Предмет обрабатывается специальными покрытиями для предотвращения коррозии.

Сергей Торопов за работой. Фото: Светлана Разумовская

По словам Сергея Торопова, на реставрацию варгана может уйти несколько недель. После восстановления инструмент будет передан в музейный фонд. Там с ним смогут работать исследователи. Также его можно будет увидеть в музейных экспозициях.

Добавим, что в новгородском Центре музыкальных древностей можно услышать, как звучал средневековый варган. Инструмент реконструировали дважды. Одну из реконструкций выполнил Владимир Поветкин.


Текст: Газон.медиа. Фото: Светлана Разумовская

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *