В архитектурном ансамбле Архиерейского двора Вологды (он же — Вологодский кремль) есть сооружение XVII века, прообразом которого могли послужить Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов в Московском Кремле. Это Симоновский корпус с домовой церковью во имя Рождества Христова. «Российские древности» во время своего путешествия на Север заглянули и к нему.

В 1664 году Вологодскую и Белозерскую епархию возглавил архиепископ Симон (?-1685) — обладатель большой библиотеки печатных и рукописных книг;человек, известный «нищелюбием и состраданием». В строительную историю Архиерейского подворья Вологды он внес заметный вклад.  

Фото 1898 года

В 1667-1670 годах по инициативе архиепископа Симона на подворье был выстроен так называемый Симоновский корпус — архиерейские палаты с домовой церковью во имя Рождества Христова. Основанием здания служил подклетный этаж с кухней, пекарней, кладовыми. Следующий высокий и светлый этаж занимали архиерейские кельи с роскошно убранной парадной Крестовой палатой, предназначенной для приема знатных гостей; еще выше шли комнаты слуг. Над восточной частью корпуса возвышался четверик церкви, увенчанный пятиглавием (заменено в 1860-х на одну главу). Непосредственно же церковь размещалась рядом с Крестовой палатой.

Фасады корпуса. Фото: Алексей Паевский

По главному южному фасаду на уровне среднего «архиерейского» этажа шло открытое гульбище. В 1776 году гульбище превратили в крытую галерею; в 1850 году галерею снова изменили, во время реставрации 1960-1970 годов ее опять открыли. К поздним дополнениям относится также крытый двухъярусный переход-галерея от алтаря церкви во имя Рождества Христова к надвратной церкви во имя Воздвижения Креста Господня, выстроенной в конце XVII века над главными, выходящими к Софийском собору, Святыми воротами, Увы, со временем было утрачено красивое парадное двухрундучное крыльцо: крытый объем в три уровня с лестницей на «архиерейский» этаж и верхней крылечной площадкой. 

Элементы декора. Фото: Алексей Паевский

Фасады здания были декорированы в духе русского (московского) узорочья. Сохранились не все элементы декора,  современные реставраторы постарались их максимально восстановить и воссоздать. 

Для церковной архитектурыXVII столетия объединение в одном здании функций культовой и светской построек не редкость. Не исключено, что архиепископа Симона вдохновлял образ Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, которые были построены в 1635-1656 годах Архипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Кстати, именно в этих палатах в 1666 году проходил осудивший патриарха Никона. Большой Московский собор. На нем присутствовал и архиепископ Симон, за что Никон написал ему гневное письмо.

Общий вид. Фото: Алексей Паевский

Из-за многочисленных перестроек в течение нескольких веков первоначальная внутренняя планировка Симоновского корпуса исчезла. Во второй половине XVIII века был упразднен храм, Крестовая палата сохраняла свое предназначение самого парадного помещения Архиерейского двора практически до конца этого столетия — так, здесь торжественно отпраздновали в 1775 году заключение Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Османской империей. Но в XIX веке здание отвели под архив консистории. В наши дни здесь размещены экспозиции Вологодского государственного историко-архивного и художественного музея-заповедника.


Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *