В предыдущем выпуске рубрики «Старое фото» мы рассказывали о Крестовоздвиженском соборе левобережной стороны города Тутаев. Теперь же «перейдем» на его правую сторону — территорию древнего Борисоглебска, и рассмотрим фотографии нарядного Воскресенского собора XVII века, сделанные классиками архитектурной фотографии Иваном Федоровичем Барщевским и Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

Итак, Борисоглебск основали в XIII веке жители Ярославля, бежавшие сюда от орд Батыя. В XVвеке здесь была большая Борисоглебская слобода, богатевшая на ловле и продаже местной рыбы, поставляемой и к царскому двору. В XVI столетии слободу приписали к московскому Дворцовому приказу.

Фото Сергея Прокудина-Горского

Первый, деревянный, храм был построен здесь монахами в 1238 году в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. (По легендам, монашеская обитель существовала в слободе вплоть до XVII века). При Иване Грозном в слободе высилась двухэтажная церковь «брусчатая с пятью куполами». При царе Алексее Михайловиче городское купечество решило в 1652 году выстроить каменный одноэтажный шатровый храм во имя иконы Смоленской Божьей Матери. Правда, простоял он недолго: «от тягости шатровыя верхи разселись во многих местах».

Фото Ивана Барщевского

В 1670 году шатры разобрали и возвели на сводах храма холодную церковь в честь Воскресения Христова., окруженную галереей-папертью. Инициаторами и благотворителями нового строительства были «земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне».

Фото Сергея Прокудина-Горского

Имена ярославских мастеров-строителей остались неизвестны, а росписями стен, согласно последним исследованиям, руководил скорее всего выдающийся ярославский изограф Федор Карпов.В конце ХVII столетия к югу от храма выросла шатровая колокольня.

Фото Ивана Барщевского

Воскресенский собор — образец широко распространенного во второй половине XVII столетия типа каменного храма. Однако совершенно нетипичен для подобных храмов богатый архитектурный декор в верхней части основного объема здания: фигурная кладка, изразцы, росписи (фасадные росписи стали одной из особенностей Воскресенского собора), рельефы. Еще необычно расположены крыльца: не по осям храма, а с боков, со смещением влево.

Фото Ивана Барщевского

В 1884 году собор попал в объектив И.Ф. Барщевского, в 1910 году — С.М. Прокудина-Горского. Правда, увы, цветные снимки Прокудина-Горского либо не сохранились, либо до сих пор не обнаружены. 

Современное состояние собора

Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *