Самая высокая точка старой части города Гороховца — Никольская гора, поднявшаяся на 70 метров над уровнем Клязьмы. Именно на этом холме в древности началась история города. А в XVII веке здесь, на территории детинца XII века, был выстроен Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь. Сейчас за оградой обители находится смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на гороховецкий «посад». Сам же монастырь виден практически из любой точки подгорной части города. «Российские древности» отправились изучать исторический ландшафт Гороховца и храмы его старинной обители.

Город Гороховец расположен на окраине гряды холмов — так называемых Гороховецких гор, что растянулись через всю Владимирскую область. В топонимике города есть Ужова гора, Лысая гора, Никольская гора, Пужалова гора, Поповская гора, Гребенская и Швивая горы (склоны Никольской горы). Так, Лысая гора возвышается над Клязьмой почти на 100 метров; сегодня это памятник археологии федерального значения: здесь были обнаружены артефакты Iтысячелетия нашей эры и городища дьякова типа представителей финно-угорского племени меря, обитавших на Владимирской земле до появления здесь славян. Никольская гора (крутой мыс правого берега Клязьмы) пониже — 70 метров над уровнем реки. Здесь в 1168 году при князе Андрее Боголюбском был выстроен форпост Гороховец, охраняющий восточные рубежи Владимиро-Суздальского княжества.

Гороховецкий крепостной вал. Фото Александры Шапиро

Крепость надежно защищали крутые склоны холма, Клязьма, естественные овраги и выкопанный ров, вал высотой до пяти метров.После появления детинца у подножия горы возник нижний посад.Еще до основания крепости селение Гороховец было десятинным: доходы от него шли на содержание Владимирского Успенского собора (1158-1160 годы). Поэтому, например, в Лаврентьевской летописи он назван «градом Пресвятой Богородицы».

Вид монастыря с подгорной части города. Дореволюционная открытка

В 1239 году, «на зиму, взяша Татарове Мордьевскую землю, и Муром пожгоша, и по Клязьме воеваша, и град Святой Богородицы Гороховец пожгоша, а сами идоша в станы». После этого город надолго пришел в упадок. В конце XIV — начале XV века при князе Василии IГороховец вошел в состав Московского княжества. В 1539 году город снова был сожжен, на этот раз — казанскими татарами; их же нападение в 1545 году было отбито. А в 1563 году Иван Грозный передал Гороховец своему шурину, кабардинскому князю Михаилу Темрюковичу. В XVII столетии, с началом Смуты, Гороховец попадает под власть поляков и в 1610 году король Сигизмунд III жалует его своему князю Андрею Милославскому. Осенью 1611 года нижегородский староста Козьма Минин призвал собирать ополчение и предложил в его руководители князя Дмитрия Пожарского, который после ранения находился в вотчинном селе Нижний Ландех около Гороховца. Иными словами, Гороховец присоединился к ополчению одним из первых. Отряд из этого города прошел от Нижнего Новгорода до Москвы и участвовал в освобождении столицы от интервентов.

Дореволюционная открытка с видом монастыря. Справа от Троице-Никольского собора видна глава несохранившейся надвратной церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Последнюю осаду Гороховец пережил в 1618 году, когда отряды украинских казаков из войск королевича Владислава (черкасов — по городу Черкассы или «черкесов» — как говорили в народе) разграбили и сожгли его. Надо сказать, что уже с конца XVI века основное население Гороховца жило в посаде, а в крепости на горе находились лишь храм Николы Чудотворца и казармы-«клетники», куда посадчане перебирались лишь в период военных действий. Согласно более поздней описи (1646 год) периметр валов крепости составлял всего 242 сажени. После нападения «черкесов» крепость на горе утратила функции приграничной, а городские деревянные укрепления постепенно ветшали и разрушались.

 
Вид с  Никольской горы на гороховецкий «посад». Фото Александры Шапиро

В период царствования Михаила Федоровича (примерно в 1620 — 1643 годы) на горе, на месте древней крепости, был возведен Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь. В переписной книге 1646 года указывался ружный (то есть содержащийся на руге — за счет прихожан, без собственных земель) деревянный шатровый храм Троицы с приделом Николая Чудотворца. Каменное строительство началось в монастыре в 1686 году, когда «посадский человек», богатейший купец Гороховца, Семен Никифорович Ершов (о нем и о его каменных платах в Гороховце «Российские древности» уже писали) обратился к московскому патриарху Иоакиму с челобитной.

Вид монастыря с левого берега Клязьмы. Фото Александры Шапиро

«…Бил челом нам… гороховлянин посадской человек Семен Ершев а в челобитной его написано в Гороховце де в Николаевском монастыре внутри города церковь Живоначальныя Троицы а под нею церковь чудотворца Николая теплая деревянная ветхия и служить нельзя и ныне де он обещался в том монастыре построить каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы, а под нею другую, во имя Николая Чудотворца теплую и нам святейшему патриарху пожаловать бы его благословить велеть те церкви строить и о том дать ему нашу благословенную грамоту». Спустя три года, в 1689 году, выстроенный иждивением Ершова Троице-Никольский собор, был освящен. Храм поставлен практически посередине территории монастыря и потому хорошо просматривается со всех сторон. На первом его этаже размещена теплая Никольская церковь, на втором — холодная Святой Троицы.

Восточный фасад Троице-Никольского собора. Справа — часовня-киворий над усыпальницей П.П. Кожина. Фото Александры Шапиро

Венчают собор пять куполов, посаженные на большие барабаны, украшенные колоннами. К северо-западному углу здания примыкает шатровая колокольня (возможно, выстроена в 1690-х), которую можно считать местной достопримечательностью из-за своеобразия архитектуры: заниженный четверик и повышенный восьмерик. Потом именно такой тип колокольни станет традиционным для церковной архитектуры Гороховца. Крыльцо храма с лестницей с южной стороны также относится к образцам именно гороховецкого зодчества XVIIвека: вместо легких колонок свод поддерживают массивные столбы-пилоны. Переход, соединявший паперть с колокольней со временем был разобран.

Вид на постройки монастыря с юга: Троице-Никольский собор, колокольня, церковь Иоанна Лествичника, деревянная часовня в память о церкви Покрова Пресвятой Богородицы.Фото Александры Шапиро

Следующее каменное здание монастыря — надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы — было возведено иждивением другого состоятельного гороховецкого купца Григория Авдеевича Ширяева (о нем и его палатах «Российские древности также писали). О строительстве храма Ширяев «бил челом» патриарху в 1689 году. «Бил челом нам… города Гороховца посадской человек Григорий Авдиев сын Ширяев, а в челобитной его написано в Гороховце де на горе в Троицком и Николаевском монастыре церковь деревянная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы гораздо ветха и служить в ней не возможно и ныне де обещался он построить у того монастыря Святые врата каменные и на тех вратех построить церковь каменную ж во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». Храм представлял собой одноглавый четверик с обходной галереей. В 1930-е годы его за ветхостью разобрали. Археологические раскопки конца 1980-х-начала 1990-х годов оказали, что фундаменты храма сохранились хорошо. Сейчас на его месте и в память о нем выстроена деревянная часовня.

Старое фото несохранившейся надвратной церкви Покрова Пресвятой Богородицы

На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника — одноглавый бесстолпный храм с трапезной. Возведена она в 1710-1716 годах на деньги брата Григория Авдеевича Ширяева — Ивана Авдеевича Ширяева. Интересно, что в 1714 году Петр I запретил каменное строительство везде в России, кроме Санкт-Петербурга. Так что храм можно отнести если не к древностям, то к примечательным сооружениям точно. Исследователи архитектуры отмечают его крыльцо с мощными бочкообразными столбами, пристроенное с южного фасада:

Крыльцо церкви Иоанна Лествичника. Фото из книги И.Э. Грабаря «История русского искусства» (1910-1914)

Одновременно (или чуть позже) с храмом Иоанна Лествичника был выстроен двухэтажный настоятельский корпус, примыкающий к нему с запада. Возведен он в традициях гражданского древнерусского зодчества: «в две связи», то есть с сенями посередине и жилыми покоями по сторонам. 

Церковь Иоанна Лествичника, вид с юго-востока. Фото Александры Шапиро

Крыльцо церкви Иоанна Лествичника. Слева — фрагмент настоятельского корпуса. Фото Александры Шапиро

В начале же XVIII века возвели и «круг оного монастыря ограду каменную круглую мерою на сто пятьдесят саженех высотою две сажени с половиною, а в некоторых местах по две сажени» с башенками по углам. Главные ворота монастыря сделали в восточной стене. Вот что пишут научные сотрудники археологической экспозиции Гороховецкого нсторико-архитектурного музея. «В 2017 году на территории городища проводились исследования, связанные с изучением фундаментных конструкций монастырской ограды XVIII века, проходящей по трассе ранее существовавших древних укреплений. В ходе работ получены данные о существовании оборонительных укреплений по всему периметру городища. В шурфе, заложенном с северной стороны городища, зафиксированы остатки фортификационных сооружений».

Монастырская ограда с башней. Вид снаружи.Фото Александры Шапиро

Монастырская ограда. Справа— остатки крепостного вала. Фото Александры Шапиро

В конце XIX века монастырский ансамбль дополнила часовня-киворий над усыпальницей Петра Павловича Кожина (1829-1890) —героя Крымской войны, владимирского губернского предводителя дворянства, тайного советника, одного из самых богатых и влиятельных лиц Владимирского края, благотворителя и мецената, почетного попечителя Владимирской губернской гимназии. Монастырю Кожин много лет оказывал покровительство.

 Фрагмент ограды, внутренний вид. Фото Александры Шапиро

Стоит упомянуть, что вдоль юго-западной монастырской стены находился старинный некрополь элиты Гороховца XVII-XIX столетий. После разорения монастыря в 1920-1930-е годы уцелело лишь несколько надгробий.

Надгробие, оставшееся от древнего некрополя.Фото Александры Шапиро

В 1919 году монастырь был признан исторически и художественно ценным архитектурным ансамблем. В конце 1922- начале 1923 годов последние насельники покинули обитель, которую закрыли и превратили в детский дом. Местные жители пытались отстоять монастырь, сделать его собор приходским, но получили отказ. С временем вТроицком соборе разместили склад кинопроката, затем в нем ( и в храме Иоанна Лествичника) были коммуналки. В 1993 году в Никольский монастырь снова начали стекаться монашествующие и в настоящее время он является действующим.


Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *