Сегодня в рубрике «Артефакт» мы представляем ритоны Х века, найденные в крупнейшем древнерусском кургане Черная могила в Чернигове. Хранятся они в Государственном историческом музее в Москве. На заглавной иллюстрации курган Черная могила.

Иллюстрация из книги Реклю Элизе «Новая универсальная география. Земля и люди», том 5 — «Скандинавская Европа и Россия», 1880 г., Париж. 

В 1872-1873 годах археолог, профессор русского права Д.Я. Самоквасов исследовал один из самых крупных древнерусских погребальных памятников — курган Черная могила, расположенный в Чернигове, на высоком берегу реки Десны. Сооружение поистине грандиозно: диаметр — 40 м, окружность — 125 м, высота — 11 м, объем — 6000 м3. В древности его окружал ров шириной до 7 м. С момента раскопок кургана Самоквасовым он и его обширный комплекс археологических находок были подробно и неоднократно описаны в научной литературе. Так, восстановлена картина обряда погребения:

1) сооружение домовины и трупосожжение (костер разводили под телами, а не клали тела на огонь); 

2) принесение жертв;

3) насыпка кургана на половинную высоту;

4) перенесение на вершину полунасыпанного кургана доспехов и оружия погребенных для обряда тризны;

5) окончательная насыпка кургана на высоту 11 м;

6) установка столба на вершине кургана.

Н.И. Костомаров назвал раскопку кургана Самоквасовым «новостью важной и неожиданной для русского историка»: ведь предметы погребального предметного комплекса кургана практически полностью совпали с подробным описанием похорон богатого руса-язычника, составленным очевидцем — арабским путешественником Ибн-Фадланом.

Ритоны. Фото ГИМ

В преданиях сооружение кургана было связано с именем мифического князя Черного, считающегося основателем Чернигова. Впервые Чернигов упоминается в «Повести временных лет» под 907 годом, когда киевский князь Олег после успешного похода на Византию обязал греков платить дань наибольшим городам Руси. При этом Чернигов в договоре значится вторым городом после Киева. Меж тем раскопки показали, что в кургане были погребены взрослый мужчина («князь»), юноша (предположительно «княжич», сын князя) и женщина. Современный исследователь И.Р. Василевский (Институт археологии и этнографии СО РАН), изучив археологические материалы кургана, считает, что «эта женщина дала князю сына и ушла из жизни вместе с ним». По найденной в кургане четкой (то есть новой, неистертой) византийской монете, отчеканенной в 945- 59 годах Константином VII Багрянородным и его сыном Романом II, курган датируют 960-ми годами — эпохой князя Святослава, сына легендарных князя Игоря и княгини Ольги.

Раскопки кургана археологической экспедицией Д.Я. Самоквасова. 1872 год

Археолог и историк Д.А. Мачинский (1937-2012) полагал, что в кургане захоронен современник князя Святослава — упомянутый в «Повести временных лет под 968 годом воевода Претич, который не только возглавил дружину, пришедшую на помощь княгине Ольге во время осады Киева печенегами, но и заключил мир с печенежским ханом. 

Интересная версия высказана И.Р. Василевским в статье «О ритуальном календаре и верованиях в дохристианской Руси. По археологическим материалам кургана Черная могила», (2004 г.). Позволим себе привести обширную цитату. «Оценивая элементы обряда похорон, можно высказать предположения о событиях, связанных с погребенным в кургане князем, чье имя до настоящего времени не установлено. Это захоронение относят к …эпохе князя Святослава… В 964–967 гг. Святослав совершал походы в Хазарию, на вятичей и в Болгарию, а в 968 г. произошло нападение на Киев печенегов, т.е. имели место многочисленные битвы, в одной из которых, возможно, и пали князь с княжичем, погребенные в Черной Могиле. Однако при реконструкции обряда похорон специалистами было отмечено, что после сожжения тел из кострища изъяли шлем с остатками черепа князя…, а позже, когда кости были возвращены на кострище и совершена тризна, курган довели до высоты 11 м.

Современный вид кургана, на котором установлен обелиск с надписью: «Курган Черная могила раскопан профессором Д.Я. Самоквасовым 1872-1873». Фото Wikimedia Commons

Совершенно очевидно большое уважение к похороненным в кургане, и в то же время есть большая вероятность того что изъятие черепа связано с достаточно долго существовавшим обычаем, согласно которому голова (или череп) обидчика должна быть представлена «пострадавшей» стороне во избежание развития конфликта. При этом, согласно описанию памятника, оружие и доспехи мужчин были сложены грудой рядом с погребенными— как у разоруженных. В контексте событий 60-х гг. X в. предлагаю следующую версию происшедшего. Как известно, в 962 г. по просьбе княжны Ольги германский король Оттон I направил в Киев католического епископа Адальберта. В том же году этот епископ был изгнан, а часть его людей убита. Святославу тогда было 20 лет и маловероятно, что он лично противопоставил себя представителям немецкого короля и своей матери. Вряд ли были способны на это и другие киевляне. В то же время от лица язычески настроенных полян и северян (основных племен среднего Днепра) мог выступить князь, который находился рядом, но имел самостоятельность во втором по значению городе на Руси X в.— Чернигове … Согласно хроникам, конфликта с западными соседями не было, и можно предположить, что за счет жизни семьи черниговского князя инцидент с германцами был исчерпан, а католическая епархия удалена из Руси….Такая трактовка событий согласуется и с договором князя Игоря с Византией от 945 г., на основе которого толковались тяжбы того времени между славянами и знатными «инородцами»: «…аще убьет христианин русина или русин христианина, да держим будет сотворивший убийство от ближних убиеннаго, да убьют его»… Произошедшее объясняет и последующее положение черниговских князей — они обособились от Киева до середины XI в., а в усобицах между княжествами часто выступали в союзе с половцами, получив у современников печальную славу».

Оковка большого ритона. Иллюстрация из книги В.А. Прохорова «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной». Выпуск 1, 1881 г.

Бесспорно, что погребенные в кургане Черная могила относились к элите Древней Руси периода ее государственного становления. «В Черной могиле были погребены представители древнерусской дружины, все попытки определить их этнос обречены на неудачу. Дружинное сословие Руси Х века — новообразование, культура которого синтезировала в себе и славянские, и скандинавские, и финские, и степные (хазарско-венгерские) элементы. Согласно Б.А. Рыбакову, в кургане Черная Могила был похоронен не просто знатный и богатый человек, а князь, поскольку среди сопровождающего инвентаря были не только оружие и доспехи, но и предметы, связанные с языческим культом. Сочетать же обязанности воина и жреца мог только князь». (Седов В.В., «Славяне. Историко-археологическое исследование», 2004 г.).

Итак, после насыпки кургана на половинную высоту здесь состоялась тризна, после которой курган досыпали. И именно на месте тризны были обнаружены два ритона — сосуды для питья, выполненные из полых рогов тура (дикого быка, истребленного в Средние века) и декорированные серебряной, богато орнаментированной оковкой. Из рога в Древней Руси пили не только на пиру, но и во время тризны. Поэтому все находки рогов для питья были сделаны в княжеских курганах. Так что ритоны из Черной могилы еще раз подтвердили высокий социальный статус погребенных. Для археолога обнаружить даже мелкие детали оковок — удача, поэтому целиком сохранившиеся ритоны — находка уникальная.

Большой ритон. Иллюстрация из книги В.А. Прохорова «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной». Выпуск 1, 1881 г.

Серебряная (золочение, ковка, чеканка) на малом ритоне (длина — 54 см) украшена растительным орнаментом. Стиль орнамента соотносится с орнаментацией аварских сумок Венгрии и оружия из могильников Нижнего Прикамья. На накладке большого ритона  (длина 67 см) — изображена сложная композиция из двенадцати фигур: животные, птицы, фантастические существа, люди. 

Оковка малого ритона. Иллюстрация из книги В.А. Прохорова «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной». Выпуск 1, 1881 г.

Исследователи по-разному трактовали и трактуют сюжет этой композиции. Еще Д.Я. Самоквасов искал толкование рисунка в черниговском фольклоре. Археолог, специалист по славянской культуре и истории Древней Руси Б.А. Рыбаков расшифровывал ее как иллюстрацию к былине черниговского происхождения о молодом дружиннике Иване Годиновиче, его невесте Марье и Кощее Бессмертном. Рыбаков считал, что на ритоне изображен кульминационный момент былины — смерть Кощея. Былина же, по мнению Рыбакова, была отголоском реальных событий: некоей победе черниговцев над печенегами, которая сопровождалась отбитием русских полонянок. Однако интерпретация сюжета оковки Рыбаковым была подвергнута критике, в частности, ее признали несостоятельной фольклористы.

Историк-медиевист, археолог, антрополог В. Я. Петрухин описал ритоны с точки зрения декоративных традиций. Приведем выдержки из его работы «Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков. М., 1995 г.» «Оба рога украшены серебряными и золочеными чеканными накладками, орнаментальный стиль которых традиционно…  считается совмещающим «восточные» (постсасанидские) и византийские мотивы. Действительно, орнаментальные мотивы роднят оковки ритонов с декоративными традициями Евразии — от Ирана до Венгрии, но вписываются в широкий круг изделий «среднеднепровской школы», мастера которой (вероятно, имевшие и древнерусское, и «восточное» происхождение) продолжали степные, в том числе салтовские, традиции, украшая, прежде всего, предметы дружинного быта —поясные и конские наборы, рукояти мечей и т.п….». «Мотив на оковке питьевого рога из Чернигова позволяет проследить конкретный механизм взаимодействия разных культурных традиций на Руси. При этом хазарское наследие включало и иранскую традицию… в отдаленной перспективе — скифскую. Тысячелетнее взаимодействие культурных импульсов воплотилось в шедевре древнерусского искусства: суть здесь не просто в уникальности этого образца как единичного факта истории культуры — важно, что этот факт «концентрирует» в себе целый исторический процесс. Такая концентрация культурных импульсов была свойственна формирующейся древнерусской культуре в целом: ее сложение в X в. можно уподобить процессу возведения того же черниговского кургана — славяне, норманны и хазары возвели своему предводителю единый монумент».

 
Государственный исторический музей. Зал №8 «Древняя Русь IX-XIIвв.», витрина с ритонами из кургана Черная могила. Фото ГИМ

И.Р. Василевский в уже приводившейся выше статье «О ритуальном календаре и верованиях в дохристианской Руси. По археологическим материалам кургана Черная могила» пишет, что «на турьем роге изображена схема подсчета времени для полюдья — сбора дани князем, основанная на девятимесячном периоде (280 дней)». «Персонажи чеканки указывают на значимые моменты при вычислении лунного месяца и фаз луны. Эти образы связаны с мифами и легендами дохристианской Руси, корнями уходящими в индоиранскую культуру. Становление русской государственности… предполагало сбор князем различных видов дани и обеспечение на своей территории единой жреческой власти, что подтверждается находками из Черной могилы».Что же, ясно одно — сюжеты на этих великолепных образцах древнерусского прикладного искусства однозначно еще не расшифрованы. 


Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *