Почти в каждом древнем городе есть (или был) свой кремль, свой детинец, своя цитадель. Мы писали о Пскове, о Новгороде Великом, о Тобольске (единственный сохранившийся каменный кремль в Сибири), о не дошедшем до нас детинце Иркутска… И в каждой цитадели есть или был свой собор, главный храм города, а часто и самый первый храм. Смоленск не исключение. Остатки крепостных стен царят над древней частью города, а над ними господствует массивный Успенский собор. Гора, на которой он располагается, так и названа, по храму: Соборная. Это церковь крупнейшая, но совсем не древнейшая в Смоленске: при наличии трех храмов XII века постройка веков XVII-XVIII кажется почти новостройкой. Но так было не всегда.

Собор на плане XVII века
Wikimedia Commons

Первый храм Смоленска построил еще Владимир Мономах в 1101 году. Точнее, заложил («Ипатьевская летопись пишет: В се же лето Володимер заложи церковь у Смоленъске святое Богородице камяну епискупью»), но достроить не успел. Заканчивал храм уже внук Мономаха Ростислав, в 1140-х годах. Быть долгостроем, как оказалось, — общая судьба всех храмов на этом месте.

Фото Алексея Паевского

Каким был тот храм, мы не знаем. Вот что пишет о постройке Мономаха-Ростислава в своем каталоге историк архитектуры Павел Раппопорт.

«В 1965 г. в поисках остатков древнего собора были проведены археологические раскопки в детинце древнего Смоленска вокруг ныне существующего храма (Н. Н. Воронин). Выяснилось, что собор Мономаха был расположен точно под современным зданием и поэтому недоступен для изучения. В раскопах встречены лишь блоки кладки и развалы строительных материалов древнего собора. Найденные кирпичи четко делятся на 2 группы. Одна из них отличается раковистым изломом, нечеткими мятыми кромками. Размер кирпичей 3.5-3.8х22х34 см. Знаков на кирпичах нет. Раствор розовый от примеси значительного количества цемянки. Другая группа характеризуется очень четкой формой, хорошо перемешанной глиной, наличием знаков и клейм. Толщина кирпичей 4—4.7 см. Размер этих кирпичей совпадает с размером смоленских кирпичей середины XII в. Очевидно, что кирпичи первого типа относятся к первоначальному строительству, а второго — происходят от достройки собора при Ростиславе. Вместе с кирпичами в раскопах обнаружены обломки амфор-голосников, а также поливные керамические плитки».


Успенский собор на фото Сергея Прокудина-Горского

Домонгольская постройка простояла полтысячелетия. В 1611 году рядом с храмом взорвались пороховые погреба, постройку сильно повредило. Крышу сделали деревянной. Здесь молились униаты, затем, с 1659 года, он снова стал кафедральным православным собором, но здание продолжало разрушаться. Через 60 лет после взрыва, в 1674-1675 годах, стены храма начали разбирать из-за ветхости, и в 1677 году заложили новое здание. Царский указ повелевал строить новый собор по образцу Троицкого храма в Александровой слободе (той самой, куда «уходил от царства» Иван Грозный). 

И тоже все было непросто.

Храм на дореволюционной открытке

Храм в итоге сделали огромным: московский зодчий Алексей Корольков отступил от присланного из столицы проекта и увеличил размеры здания до 55х42,6 метров. На второй год строительства апсиды храма, выведенного уже на 26 метров, отошли от основного объема. Храм долго не могли достроить из-за нехватки средств. В 1712 году строительство возобновили: апсиды разобрали и построили новые, а собор просто достраивали семиглавым, затем (в 1760-е) часть его снова обрушалась… В нынешнем виде храм освятили лишь в 1772 году — спустя 95 лет после его закладки. Чем не барселонская Саграда Фамилия?

Храм в городской застройке. Фото Алексея Паевского

Но именно долгострой обусловил необычность и своеобразие храма: за время постройки он впитал в себя древнерусскую композицию большого храма, черты украинского зодчества XVII-XVIII веков и классического русского барокко середины XVIII века.

Храм в 1924 году

Внутри храм богато расписан и украшен. Тоже своеобразно: где еще рядом с более-менее классической фресковой росписью (пусть и клеевыми красками) вы сможете увидеть почти католических золоченых ангелов?

Интерьер храма. Фото: Алексей Паевский

Здесь же почитают и главного святого Смоленска: святого Меркурия Смоленского, легенда о котором очень сильно «выпадает» из ряда «обыкновенных» житий. Согласно этому тексту, Меркурий был славянином из Моравии, «соплеменником» Кирилла и Мефодия, но жил в XIII веке. Будучи юношей, он пришел в Смоленск, туда, где «правильная вера», и поступил на службу к смоленскому князю. Когда на город в 1239 году напал хан Батый и остановился в 25 верстах от города, молившемуся в Успенском соборе пономарю явилась Богородица и повелела призвать Меркурия. А затем с молодым человеком заговорила икона: 

«Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Картина «Святой Меркурий Смоленский», 1918 год
Николай Рерих

Меркурий в одиночку отправился в стан врага и истребил множество врагов, а затем версии разнятся: то ли ему отрубил голову сын убитого татарского богатыря, то ли ему, спящему после битвы, отрубили голову предательски. В любом случае, страх обуял татар, они бежали от города, а святой, взяв свою голову в руки, вернулся в город и рассказал о случившемся.

Меркурий был похоронен в мономаховом Успенском соборе, однако до наших дней его могила не дошла. Зато в соборе выставлены так называемые сандалии Меркурия (ученые полагают, что это рыцарская металлическая обувь, датируемая XIV веком, что не уменьшает, конечно, почитаемости реликвии).


Текст: Алексей Паевский

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *