О двух или трех последовательно стоявших в древнем Суздале храмах, о князе Юрии Всеволодовиче и о ремонте XVI века рассказывает наш сегодняшний выпуск портала «Российские древности».

Вид с юго-востока
Фото Алексея Паевского

Город Суздаль ныне самый, пожалуй, богатый в России город по количеству памятников старины на единицу площади. Но большинство памятников этого города все-таки относится к сравнительно поздним периодам жизни нашей страны – XVII-XVIII векам. Есть, конечно, несколько памятников и XVI века, например Покровский монастырь, о котором мы уже писали, или Спасо-Евфимиев монастырь, о котором речь еще впереди.

Но если отступить еще дальше во времени, то на весь Суздаль останется единственный храм, который имеет интереснейшую историю и почти детективную предысторию: собор Рождества Богородицы, нижняя часть которого относится к XIII веку, а верхняя перестроена триста лет спустя. А под этим зданием археологи нашли фундаменты еще более древнего собора и спорят, был ли на этом месте третий храм. Но обо всем по порядку.

Вид с реки Каменки
Фото Алексея Паевского

XII век. Владимир Мономах или Юрий Долгорукий?

Как мы уже сказали, существующий храм в Суздале – не первая каменная постройка древнего города. Что нам известно о соборе – или соборах – стоявших до здания XIII века? Вот что пишет Лаврентьевская летопись под 1222 годом: «Великий князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали, на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе; та бо церкы создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженным епископом Ефремом». Это значит, что первый каменный собор в Суздале построен еще Владимиром Мономахом. Поскольку нам неизвестна дата смерти Ефрема, то максимальная точность, с которой можно определить время ее постройки, – это «до 1125 года», года смерти Владимира Мономаха.

Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника
Wikimedia Commons

Киево-Печерский Патерик, правда, вносит некоторую сумятицу следующим сообщением: «И в своем княжении христолюбей Владимер, вземь меру божественныа тоа церкви печерскыа, всем подобиемь създа церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу… Сын же того Георгий, слыша от отца Владимера, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении създа церковь во граде Суждале в ту же меру. Яко по летех вся та распадошася, сиа же едина Богородична пребывает в векы».

Один из старейших снимков собора (сделан около 1870 года) из «Альбома фотографических видов памятников древнерусского искусства» Михаила Настюкова, изданного в 1873 году по заказу Академии художеств. 


Один из старейших снимков собора (сделан около 1870 года) из «Альбома фотографических видов памятников древнерусского искусства» Михаила Настюкова, изданного в 1873 году по заказу Академии художеств. 


Один из старейших снимков собора (сделан около 1870 года) из «Альбома фотографических видов памятников древнерусского искусства» Михаила Настюкова, изданного в 1873 году по заказу Академии художеств. \


В переводе на современный язык это значит, что Владимир Мономах выстроил храм в Ростове «по мерке» (плану) собора Киево-Печерской лавры, а сын Мономаха Юрий Долгорукий, услышав об этом, построил такой же храм в Суздале. Противоречие? Никак нет! Владимир с сыном могли оба выступать ктиторами (заказчиками) строительства в Суздале. Молодой Юрий во время своего суздальского княжения вряд ли был очень самостоятельным князем, и все решал его отец, великий киевский князь Владимир Мономах. 

Эту информацию подтверждают и археологические данные: под нынешним храмом находятся фундаменты церкви, более-менее подходящие под «меру» Успенского храма в Киеве, и выстроено предыдущее здание было в характерной для начала XII века технике – из плинфы вперемешку с серым камнем (так называемая техника opus mixtum).

Планы двух соборов

Но дальше вносит сумятицу сообщение Новгородской Первой летописи под 1148 годом: «Ходи Нифонт Суждалю мира деля к Гюргеви, и прият и с любовью Гюрги, и церковь святи Св. Богородицы великым священием, и Новтържце все выправи, и гость всь цел, и посла с цестию Новугороду, нъ мира не дасть».

Многие исследователи архитектуры пришли к выводу, что раз было новое освящение «великим священием», значит, был и еще один храм, построенный уже после смерти Мономаха. Но это не соответствует археологическим данным, а известие из Новгорода может легко быть объяснено, если вспомнить, что храмы освящали не только после их постройки или при перестройке. Например, если в храме произошло убийство, его нужно было святить «великим священием» (а малым — если, например, храм был осквернен с меньшей тяжестью, скажем, в него вошла собака). Обязательно было «великое священие» и в случае перемещения алтаря. Исходя из археологических данных, можно предположить, что в 1148 году в храме провели ремонт, в ходе которого поднимали пол в соответствии с «наросшей» за десятилетия землей вокруг храма. Тогда-то и был потревожен алтарь, тогда-то и освятили собор заново.

Фото Алексея Паевского

XIII век. Юрий Всеволодович

Итак, с предшественником нынешнего здания разобрались. Что же было дальше? К третьему десятилетию XIII века храм сильно обветшал. Третий сын Всеволода Большое Гнездо, суздальский князь Юрий (впоследствии он станет основателем Нижнего Новгорода, погибнет в сражении с монголо-татарами в битве на реке Сить и будет канонизирован в XVII веке Русской Православной церковью) решил разобрать храм своего прадеда и выстроить новый. В 1222 году строительство было начато, в 1225 году храм освящен во имя Рождества Богородицы.

Фреска с изображением Юрия Всеволодовича в Архангельском соборе Московского кремля
Wikimedia Commons

Восемь лет спустя храм расписали мастера епископа Кирилла. То ли это были суздальские мастера, то ли ростовские – точно неизвестно, зато некоторые фрагменты этой росписи мы можем наблюдать и сейчас: они были найдены в 1938 году при обследовании собора знаменитым (в будущем) суздальским искусствоведом Алексеем Варгановым.

Фреска 1233 года
Wikimedia Commons

Тогда же на соборе появилась и белокаменная резьба: знаменитые женские маски и львы. С того же времени сохраняются в соборе и уникальные памятники декоративно-прикладного искусства Древней Руси – врата в храм, созданные в технике «огневого золочения». Западные златые врата созданы, видимо, одновременно с собором, как главные врата храма, южные сделаны на 10-20 лет позже.

Лев. Резьба собора
Фото Алексея Паевского

Женская маска, резьба собора
Фото Алексея Паевского

Главные врата собора
Wikimedia Commons

Один из старейших снимков собора (сделан около 1870 года) из «Альбома фотографических видов памятников древнерусского искусства» Михаила Настюкова, изданного в 1873 году по заказу Академии художеств. 


XV-XVI век

В своем первоначальном виде (существует графическая реконструкция этого храма, выполненная историком архитектуры Сергеем Заграевским) собор простоял до 1445 года, когда город разорили казанские татары.

Реконструкция Сергея Заграевского на XIII век
Wikimedia Commons

Тогда-то в результате пожара и обвалились своды храма. Но возможности восстановить храм тогда, видимо, не было. Только в 1528 году начались масштабные работы. Стены храма разобрали до середины высоты – до аркатурно-колончатого декоративного пояса – и начали строить заново, уже из кирпича. Так собор приобрел нынешний вид. В 1954-1964 годах его реставрировал тот самый Алексей Варганов, к тому времени уже заслуженный реставратор, а с 1961 года – главный архитектор Владимирской научно-реставрационной мастерской.

Собор до реконструкции. Фото Сергея Прокудина-Горского, 1912 год.

А с 1992 года храм включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (правда, не самостоятельно, а в числе других объектов владимиро-суздальского зодчества). С тех пор он совместно и мирно используется церковью и музеем-заповедником.

Вид на храм с реки Каменки
Фото Алексея Паевского

Текст: Алексей Паевский

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *