Примерно в 22 километрах к северо-востоку от Соликамска, на реке Боровая (Боровица) расположилась деревня Верх-Боровая. Добраться сюда непросто. Это место есть на Яндекс-картах, но учтите – что даже в сухое время туда стоит добираться только на полноприводном автомобиле и только с высоким клиренсом: от трассы Пермь-Чердынь вас ждет около 20 километров не самой простой дороги с участком бревенчатой гати. Но  «Красный просвещенец» преодолел препятствия, а путь того стоил: «Российские древности» увидели древнейшую же каменную постройку Прикамья — церковь Воздвижения Честного Креста Господня. Чем уникален этот храм XVII века, читайте в нашей новой статье о большом уральском путешествии нашего портала.

Экспедиционная машина (на заднем плане) и местное транспортное средство. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Пока главный редактор «Российских древностей» Алексей Паевский добирался до деревни Верх-Боровая и фотографировал церковь Воздвижения Честного Креста Господня, ее историю распутывала заместитель Алексея, Александра Шапиро. Именно что распутывала, пытаясь освободить факты из-под наслоений неточных формулировок, которыми изобилуют многие «популярные» интернет-тексты о деревне и храме.

Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Вот, например, одна из таких формулировок: «впервые Верх-Боровая документально упоминается в 1547 году, в связи с нападением ногайских татар». Что же это за документ?

В Вычегодско-Вымской (Мисаило-Евтихиевской) летописи про события 1547 года сказано: «Пришедшу ногайские люди на Чердыню, повосты сожгли…». Исследователи полагают, что это был не обычный набег, которые в то время случались один за другим, а восстание местных язычников, поддержанное населением приграничных с Пермью Великой территорий и направленное против христианства. В 1906 году, в №14 газеты «Пермские епархиальные ведомости» (с 1870-х годов служившей прекрасным источником материалов по истории и археологии края) был опубликован очерк диакона А. Кокорина «В лесах Чердынских».

Барабан и главка. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Декор барабана. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

В нем описывалась деревянная часовня, поставленная «в одной версте от села Верх-Боровая, на том месте, где в 1547 году были избиты 40 жителей ногайскими татарами». И «в память нападения ногайских татар на Верх-Боровую ежегодно в день Святых апостолов Петра и Павла и в день Воздвижения Креста Господня жители устраивают крестный ход к часовне на могилы убиенных родителей». В очерке перечислялись и имена погибших: «Иоанн — четверо, Косьма, Гавриил — трое, Герасим, Евсевий, Трофим — двое, Максим, Иова юродивый, Антоний, Фирс, Георгий, Иосиф, Потапий, Федот, Федор — двое, Сергий, Флор, Фотия, Ирина — две, Евдокия — две, Матрона девица, Агафия — две, Анна, Мариамия, Марфа, Екатерина — две, Анастасия — две, Стефанида». (Часовня в 1930-е была перенесена в другое село, где в ее срубе оборудовали клуб; в 1970-е /1980-е? клуб сгорел). Далее диакон пишет, что «дата избиения» — 6 января 1547 года — была указана в «помянниках», подаваемых на литургии «за убиенных родителей ногайскими татарами» в … Кондратьевой слободе. А в Верх-Боровой «записей по этому поводу никаких не сохранилось». 

Храм в 1972 году. Снимок с сайта пермского историка и краеведа В.Г. Бояршинова. https//vitaboyarsh.ru

Некоторую ясность в вопрос о событиях 1547 года внесла книга «Пермь Великая — Terra Incognita: рассказы по истории» (2014 г.), написанная историком, археологом, краеведом, музейным работником Геннадием Александровичем Бординских (1959-2014). Приведем выдержки из нее. 

«В начале января 1547 года ногайцы напали на великопермские окраины Русского государства. Они поднялись вверх по Каме, прошли мимо Соликамска …Примерно 6 января одна часть ногайских сил обрушилась на русскую деревню Верх-Боровую, а другая в этот же день сражалась с русской заставой у д. Кондратьева Слобода… Насколько позволяют судить летописные данные, ни раньше, ни позже великопермская земля не несла столь тяжелых потерь: у Кондратьевой Слободы погибло 85 человек, в Верх- Боровой — 40, в Соликамске и его окрестностях — 886 человек. То есть всего получается — 1011 человек. Это то, что нам известно. Все южные земли Перми Великой были опустошены». «Кроме Чердыни и Кондратьевой Слободы, посвященные событиям этого года часовни стояли также в Верх-Боровой и Соликамске». К сожалению, в книге нет ссылок на конкретные летописи или предания, в которых бы упоминалась (или не упоминалась) Верх-Боровая.

Храм в 1954 году. Фото с сайта пермского историка и краеведа В.Г. Бояршинова.https//vitaboyarsh.ru

Самостоятельно мы нашли упоминание о Верх-Боровой в самой первой переписи Перми Великой — «Книги сошнаго письма Пермские-Чердынские и Чердынскаго уезду. Письма и меры писца Ивана Игнатьевича Яхонтова да подъячего Третьяка Карпова» 1579 года. В «деревне Боровая на реке на Каме, на усть реки Боровыя» начитывалось 13 дворов и 9 дворов «беспашенных». «Пашни тридцать четь в поле, а в дву потому же; земля худа; лесу пашенного по чертежом сорок десятин; сена на речке Боровой, и на Возьмищеве лугу, и на Григорове, и по речке по Вилве триста копен». 

Вид с юга. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Со временем первого упоминания Верх-Боровой мы более или менее разобрались, теперь на очереди период ее основания. «Починок на месте деревни Верх-Боровой появился в первой половине XV века, во время раннего освоения прикамских земель. Починок основали купцы Калинниковы, в дальнейшем ставшие основателями Соликамска», — читаем в одной из интернет-публикаций. 

Ученый, известный историко-географическими трудами и археологическими раскопками Василий Николаевич Берх (1781-1834/1835 гг.) в своей работе «Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей» (1821 г.) писал, что «соликамский имянитый гражданин Акинфий Трофимович Ливонов», которому он был обязан «за большую часть помещенных здесь известий», доставил ему некий «письменный отрывок». В упомянутом отрывке говорилось: «В XV веке вологодские посадские люди Калинниковы завели солеварение возле села Верх-Боровского при реке Боровой и поставили там пять труб. Скудость рассолов побудила их скоро оставить место сие и переселиться около 1430 года на реку Усолку (в нынешний Соликамск), где они и нашли больше способов для продолжения своих промыслов». Поздние исследователи истории Прикамья обратили внимание, что Берг против своего обыкновения не привел полный текст этого «письменного отрывка», не указал какого рода документ (летопись? предание?) и его датировку.

Интерьер храма. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Интерьер храма. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Интерьер храма. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Интерьер храма. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Геннадий Александрович Бординских считал, что Калинниковы — выходцы из Великого Новгорода. И что в документе, на который опирался Берх, была допущена при переписывании ошибка, и вместо XVII появился XV век, а вместо «около 1630 года» — «около 1430 года». Такой вывод Бординских сделал после анализа данных переписи 1579 года: по ним в Чердынском уезде жил Максим Калинин, владеющий здесь половиной варницы соли. А в те годы к Чердынскому уезду относилось урочище Рассолы близ (1,5 км) Верх-Боровой. «Но «из-за скудости рассолов» сам Максим Калинин или его потомки прекращают там выварку соли. А в 1617 году заброшенные варничные места на р. Боровой приобретает московский купец Подошвенников. Этот факт нашел косвенное подтверждение при археологических раскопках в урочище Рассолы. Там четко прослеживается шесть слоев. Самый поздний относился к XVIII веку, ниже находился слой XVII века, оставшийся в результате деятельности московского купца Подошвенникова, затем шел слой второй половины XVI века, который, как можно предположить, остался от варниц Калининых» — писал Бординских в книге «Пермь Великая — Terra Incognita: рассказы по истории». Отметим, что более поздние слои раскопок относились уже к Родановской культуре.

Памятник жителям Верх-Боровой, погибшим в Великую Отечественную войну. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Теперь мы подошли к теме возведения церкви Воздвижения Честного Креста Господня в Верх-Боровой. Чаще всего пишут, что церковь «соорудили на деньги И. Третьякова и прихожан, по другим сведениям строителем церкви был Иван Иванович Калинников — один из потомков основателей местного солеварения». Разберемся с этим. В Дозорной книге князя Щербатова 1707 года указано, что что церковь Воздвижения в селе Верх-Боровском является «строением усольца посадского человека И. И. Третьякова и приходских людей». Снова предоставим слово Бординских. «В переписи 1623 года среди жителей Соликамска значится Иван Калинин. Он вместе со своим дядей Жданом Григорьевым Третьяковым владел одной варницей и двумя соляными амбарами. По своему социальному статусу они относились к «лучшим» посадским людям. По переписной книге 1648 года у Ивана Калинина был четырехлетний сын Иван. На протяжении всего XVII века потомки Ивана Калинина проживали в Соликамске, но писались по фамилии своего дяди —Третьяковы. По переписи 1678–1679 годов Иван Иванов Третьяков с братом Никитой и сыном Семеном проживали вместе и так же, как и в начале века, относились к «лучшим» посадским людям. По оброчной книге 1684–1685 годов И. И. Калинин владел варницей. Его имя известно еще и по записи в Дозорной книге 1707 года. 

Апсида храма. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Профессор Г. Н. Чагин (Георгий Николаевич Чагин (1944-2018), советский и российский историк, этнолог, краевед — прим «РД») предположил, что, вероятно, он (Третьяков) является потомком Калинниковых, поэтому и построил храм в Верх-Боровой. Это предположение можно подтвердить двумя фактами. Известный краевед начала XX столетия И. Я. Кривощеков (Иван Яковлевич Кривощеков (1854-1916), географ и картограф прим «РД») писал, что видел в верх-боровской церкви деревянный крест с надписью, высеченной топором. В ней указывалось, что церковь построена Иваном Ивановичем Калинниковым. В упоминаемой выше Дозорной книге 1707 года при перечислении зданий, сооружений в д. Верх-Боровой среди прочего значится амбар, принадлежащий Ивану Иванову Третьякову, сыну Калинникову. То есть И. И. Третьяков, сын Калинников и И. И. Калинников — это одно лицо».

Интерьер храма. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Дата освящения церкви — пожалуй, единственное, что нам известно точно. Летом 1915 года фольклорист, историк, археолог Павел Степанович Богословский (1890-1966) вместе с упоминавшимся выше Иваном Яковлевичем Кривощековым «совершил поездку со специальною археологическою целью в село Верх-Боровое Чердынского уезда». Видимо, вслед за Берхом он считал, что основание села «приписывается братьям Калинниковым к первой четверти XV века». Для него «большой интерес представляло, как каменный храм появился в глухом селе XVII века».

Нижний ярус надписи. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Нижний ярус надписи. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Нижний ярус надписи. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Нижний ярус надписи. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

И под «обелкой» в несколько слоев он нашел рельефную надпись вязью, опоясывающую храм снаружи в три яруса: под крышей на верхнем карнизе, посередине здания и внизу над цоколем. Надпись шла (кроме верхнего ряда, который опоясывал церковь кругом) на северной, восточной и южных сторонах. На южной стороне половина среднего и нижнего пояса надпись была уничтожена или скрыта более поздним приделом.

Богословский стал первым исследователем, который ввел эту надпись в научный оборот. Он восстановил текст местами осыпавшейся надписи, начинавшейся на южной стороне и переходящей на восточную. Текст в верхнем поясе гласил: «Построена сия церковь во имя честного и Животворящего Креста Господня и святого великомученика Георгия при благочестиваом государе царе и великом князе Федоре Алексеевиче всея и малыя и белыя России самодержце и при великом господине нашем епископе Вятском». Благодаря надписи церковь смогли точно датировать 1677 годом. В среднем и нижнем поясе шли тексты из Священного Писания.

Фрагмент верхнего пояса надписи.Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

«Буквы высечены в кирпиче очень тонко, чисто, местами прямо артистически, особенно для того времени». «Высокая техника мастера-каменщика XVII века, высекшего фигурные буквы, вязь с высоким рельефом, вызывает удивление и невольное уважение к себе».  «В палеографическом отношении соответствуют XVII веку». «Надо думать, что надпись высекалась на небольших кирпичиках, которые потом вделывались в стены». 

Элементы среднего пояса надписи. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Элементы среднего пояса надписи. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Так писал исследователь в статье «Замечательная надпись XVII века, высеченная на каменной церкви Верх-Боровского села Чердынского уезда», опубликованной в выпуске №1 за 1915 год «Известий Пермского епархиального  Церковно-Археологического общества. Также Богословский заметил перестановки букв в некоторых словах: «виоимя» вместо «во имя», влеикопермском» вместо «великопермском». И сделал вывод: мастер, высекавший надпись, был неграмотным. «Если так, то еще больше придется удивляться искусству каменщиков XVII, творивших чудеса в глухом северном селе».

Элемент кирпичного декора и надписи среднего пояса. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Элементы входного портала храма, оказавшиеся внутри после пристройки колокольни. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года

Элементы входного портала храма, оказавшиеся внутри после пристройки колокольни. Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

В 1683 году началось строительство восьмигранной колокольни и южного Георгиевского придела. Полностью храм был построен в 1691 году. 

Колокольня. Фото: Алексей Паевский, август 2021 год.

Руины придела. Фото: Алексей Паевский, август 2021 год.

Исследователи усматривают в формах храма и его архитектурном декоре манеру новгородских мастеров, которые через некоторое время будут строить церковный ансамбль в Соликамске. Строки обрамлены фигурными кирпичами, а слова разделены рельефными – балясинами и изображением павлинов. Наличники окон выполнены из фигурного кирпича. В килевидных кокошниках двух окон размещены неглазурованные изразцы с рельефным рисунком (подобные позже появятся Спасской и Богоявленской церквях в Соликамске.)

Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Фото: Алексей Паевский, август 2021 года.

Храм закрыли в 1939 году. В 1954 году он был обследован архитектором Филиппом Максимовичем Тольцинером, который разработал проект реставрации. Судя по всему, ее так и не было.

Проект реставрации храма.

В 1960-м согласно постановлению Совета министров СССР древнюю постройку признали объектом историко-культурного наследия на федеральном уровне. Сейчас церковь Воздвижения Честного Креста Господня пребывает в не самом лучшем (а если честно — в аварийном) состоянии, однако местные жители (а таковые есть, несмотря на нежилой статус территории Верх-Боровая) следят за ней, держат в чистоте ее территорию, и даже проводят службы в храме, а тех смельчаков, которые добрались до нее ждет краткая историческая справка, лежащая в храме в файликах рядом с алтарем.


Текст: Александра Шапиро

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *