«Российские древности» продолжают расширять географию своих публикаций. Сегодня мы с вами отправимся на запад от Москвы, в самый близкий к столице район Смоленской области. Город Вязьма, известный по источникам с 1239 года, сохранил в себе несколько удивительных памятников. И сегодня мы с вами посетим единственный сохранившийся фрагмент городской крепости XVII века – Спасскую башню.

Вязьма – «место вязкое»

Как предполагают археологи и историки, город на берегах извилистой реки Вязьма появился не позже XI века. С точки зрения этимологии, само слово «Вязьма» производят либо от угро-финского vesimaa (земли народа веси) либо от слова «вязкий». То бишь Вязьма – «илистая река». По преданию, уже в 1000-х годах в урочище Вязьма поселился небесный покровитель города, преподобный Аркадий Вяземский и тогда же был построен первый Никольский собор. Однако, как мы уже говорили, впервые мы встречаем город Вязьму в письменных источниках в 1239 году. Смоленское княжество распадается на уделы, и Вязьма уходит к князю Андрею Владимировичу по прозвищу Долгая Рука (не путать с жившим за сто лет до того Юрием Долгоруким) – сыну киевского князя Владимира Рюриковича, внуку Рюрика Ростиславовича.

Вид от Аркадиева монастыря. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

Крепость

Укрепление изначально возникло не там, где нынче расположена Соборная гора, а немного в другом месте – на реке Русятке. Считается, что Русятское городище стало предшественником Вязьмы – своеобразным восточным форпостом Смоленского княжества. 

Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

С XIII века на территории нынешнего Кремля существовал деревянный детинец: там, где сейчас стоит Троицкий собор, несколько раз перестраивавшийся (о нем наша будущая статья). А в царствование Михаила Федоровича, в 1632 году, в Вязьме закладывают каменную крепость, которая захватила гораздо большую территорию.

Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

В нее вошел и деревянный кремль (который после того, как каменная крепость получила название Большой нижний город, стал называться Верхним малым городом), и Аркадьев монастырь (основанный легендарным Аркадием Вяземским – об интересном Спасском соборе монастыря мы тоже расскажем отдельно). 

Схема укреплений Вязьмы на 1830-е годы, расположенная около Спасской башни.

Большой нижний город строился под руководством «цесарские земли городельца» Христофора Далгамера (Хриштопа Дальгамера) и подмастерья Антипа Константинова, которого мы знаем по сооружению Смоленской крепости. Крепость имела шесть каменных квадратных башен – Фроловская (Тайницкие ворота), Смоленская (Пречистенская), Ильинская (Ротвинская), Калужская (Духовская), Московская и Спасская, получившая название по собору Аркадьева монастыря. Впрочем, были в крепости и башни деревянные, как и все стены Нижнего города. 

Вид с нижнего уровня. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

Интерьер башни в 1970-х годах, когда башня была без кровли. Цитируется по кн. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. М, Наука, 2001».

Уже в XIX веке от Нижнего города осталась только одна башня, Спасская да и та не целиком. Мы знаем, что у нее было четыре боевых яруса, однако до наших дней дошли только три. В нижнем ярусе толщина стен достигает 5,9 метров,  во втором и третьем – 4,2 метра. Четвертый ярус имел выход на крепостные стены.

Планы 1 и 2 ярусов. Цитируется по кн. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. М, Наука, 2001».

Планы 3 и 4 ярусов. Цитируется по кн. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. М, Наука, 2001».

Подошва башни. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

В 1836 году игуменья Аркадия вяземского Аркадьевского женского монастыря написала в Петербург императору, прося «позволения срыть башню, как смежную с монастырским строением».  Как пишут, на прошении император Николай I начертал резолюцию «Отнюдь не трогать, но, можно, исправив отдать монастырю».

Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

По просьбе губернатора Н.И. Хмельницкого башня была «исправлена городским головою Исидором Петровичем Нероновым за его собственный счет и передана монастырю для устройства в ней житницы в подвале». Так в XIX веке светские власти не позволили церковным уничтожить памятник истории и культуры. 

Башня в 1960-х годах.

С западной и южной сторон башни к ней примыкают остатки земляных валов, одновременных с ней, но укрепленных и подсыпанных после войны 1812 года. 

Бойницы и стрельницы верхних ярусов. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

Бойницы и стрельницы верхних ярусов. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

Стены башни в нижнем ярусе сильно расширяются, образуя уклон 20 градусов к вертикали. Там устроены интересные четыре подошвенные бойницы, выходящие на все стороны башни и шесть малых стрельниц. Такие подошвенные окна, кажется, уникальны для крепостной архитектуры.

Бойница подошвы. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

Стрельница подошвы. Фото Алексея Паевского, октябрь 2021 года

Башню реставрировали в 1969-1980 годах. Сейчас она – объект культурного наследия за номером  6700255000.

Текст: Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *