О том, зачем можайский князь вызвал с Русского Севера будущего святого, какой монастырь сохранился до наших дней из 18 можайских и какие лагеря располагались на его территории, — в новом выпуске портала «Российские древности». 

Если сказать название «Ферапонтов монастырь» почти любому человеку, который немного слышал про древнерусское искусство и для которого словосочетание «Дионисий и сыновья» — не пустой звук, то у него почти наверняка возникнет в мыслях красивейший северный монастырь, основанный учеником Сергия Радонежского Ферапонтом Белозерским в 1398 году с потрясающими росписями собора. Мы посетили его в летнее путешествие портала в 2020 году, но пока о нем не писали, собираемся с духом.

Знаменитые росписи Ферапонтов Белозерского монастыря. Фото Алексея Паевского. Август 2020 года.

Однако гораздо меньше людей знает, что по прошествии десятилетия князь Андрей Можайский попросил северного подвижника основать монастырь в его землях. Так в 1408 году в Можайске появился мощный монастырь, по воле настоятеля посвященный Рождеству Богородицы, куда имя Ферапонта привлекало много людей. И много денег. Посвящение было выбрано дважды неслучайно: во-первых, этот праздник любил сам Ферапонт (недаром монастырь на Белозерье имеет то же посвящение), а во-вторых, этот праздник любил и Андрей Дмитриевич, ибо именно в этот день отец князя, Дмитрий Донской, бился на Куликовом поле.

Преподобный Ферапонт Белозерский. Икона XVII века

Монастырь рос, монастырь богател. В XVI веке, когда Ферапонт был причислен к лику святых (1547 год), он был уже одним из 18 можайских монастырей. В том веке он был очень сильно перестроен и вообще очень сильно «поднялся» — тем более что в 1506 году Василий III дал монастырю особую тарханную грамоту, бессрочно освобождавшую от податей. 

Что же изменилось в постройках обители?

Во-первых, старый Рождественский собор разобрали, а вместо него в 1520–1547 годы выстроили новый храм, который достоял до сих пор. Строительство это велось, видимо, на деньги новгородского архимандрита Макария, который был особо любим Василием III и какое-то время был настоятелем Лужецкого монастыря.

Сохранившийся собор — большой кирпичный четырехстолпный пятиглавый храм с тремя апсидами. Он построен из кирпича в типичных формах московской архитектуры Ивана Грозного.

Какое-то время купола были покрыты лемехом — деревянной черепицей. Вот что написано в описи храма XVIII века: «В оном монастыре Соборная и апостольская церковь каменная о пяти главах. Главы крыты чешуею деревянною, выкрашена краскою красной, на главах пять крестов позолоченных».

Собор. Вид с востока. Фото Алексея Паевского, май 2020 года.

Описание храма начала ХХ века, составленное архимандритом Геронтием, выглядит так: «Это священный памятник седой старины — грандиозный, византийского стиля, каменный, пятиглавый летний соборный храм и поныне красуется посреди широкого двора монастырского. Фасад его прямолинейный, возвышается четырехугольным столбом; алтарь с восточной стороны выступает тремя полукруглыми апсидами: в среднем устроен св. престол, а по сторонам: справа жертвенник, слева — дьяконник с шкафами, где хранятся священные предметы. Верх церкви шатровидный — квадратом, покрыт железом и окрашен медянкой на масле; главы увенчаны золотыми крестами».

Слева направо: фундамент церкви Ферапонта (XVIII века, не сохранилась), собор, колокольня с усыпальницей рода Савеловых (1673-1692), въездные ворота с надвратной Преображенской церковью (XVI-XVII веков).

Собор был окружен двухъярусными галереями с трех сторон. Одну из них разобрали еще в XVIII веке в связи с постройкой примыкающей к собору церкви Ферапонта, другие сильно перестроили на рубеже XVIII-XIX веков и разобрали во время реставрации 1960-х.

Монастырь на дореволюционной открытке

Подклет собора. Фото Алексея Паевского, май 2020 года.

Во-вторых, появилась трапезная с Введенской церковью. 

Трапезная с храмом Введения. Фото Алексея Паевского, май 2020 года.

Въездная группа с храмом Преображения. Фото Алексея Паевского, май 2020 года.

Оба памятника сохранились до сих пор.

В XVII веке появились новые постройки, сохранившиеся до сих пор: надвратная церковь Преображения Господня (1603 год), кельи и настоятельский корпус (1681–1692), а также колокольня, в которой расположена усыпальница рода Савеловых (1673–1692, в 1688 году Святейший Патриарх Иоаким, происходивший из этого рода, пожаловал на «колокольное каменное строение 100 рублей») и ограда с башнями (1681–1684).

Колокольня. Фото Алексея Паевского, май 2020 года.

Монастырь просуществовал до 1918 года, когда его заняли солдаты Красной армии. Официально он был закрыт в 1922 году, а на территории располагались самые разные организации: от учреждения НКВД до лагеря военнопленных, устроенного немецкой армией.

Серебряная трехрублевая монета Банка России, посвященная монастырю

Реставрация монастыря началась в 1961 году: собор освободили от позднейших пристроек, из-под масляной живописи XIX века освободили фрагменты фресок. То, что от них осталось: монастырское начальство относилось к памятникам искусства утилитарно и в 1799 году большая часть потускневших фресок была попросту сбита (такое встречается сплошь и рядом). В 1994 году единственный сохранившийся можайский монастырь снова был передан Русской православной церкви.


Текст: Алексей Паевский


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *