Грандиозный Иверский Валдайский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь расположен на острове Валдайского озера. Если вы хотите добраться до него, то проще всего сделать это на машине: достаточно свернуть с Ленинградского шоссе направо по дороге из Москвы всего за каких-то 150 километров до Новгорода. Несколько километров пути – и вам откроется вид на монастырь с обширной парковкой. Наш рассказ о нем – новая глава проекта «Новгородские древности».

Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, Новгородского музея-заповедника, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет». 

Иверский Валдайский монастырь – первая из трех обителей, основанных и построенных в XVII веке знаменитым патриархом Никоном.

Вероятно, замысел основания монастыря в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы возник у Никона в годы его настоятельства в московском Новоспасском монастыре. В 1647 году состоялось его знакомство с приехавшими в Москву монахами-посланниками из Иверского монастыря на Афоне, где и обреталась чудотворная икона. Никон просил сделать список с Иверской иконы (привезен в Москву в 1648 году), а также план Иверской обители, «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России». В 1652 году уже в сане митрополита Новгородского и Великолуцкого Никон отправился в Соловецкий монастырь, чтобы перенести оттуда в Москву мощи святителя Филиппа митрополита Московского. По дороге Никону приснился сон, в котором святитель Филипп благословил его намерение построить на Валдае обитель. Один из островов на Валдайском озере – не особенно большой, но «зело прекрасный», окруженный рыбными ловлями – митрополит приметил во время прежних своих поездок из Новгорода в Москву, посчитав его «зело потребным» к «сожитию иноческого жителства» и «монастырскому строению». В июле 1652 года Никон был избран Патриархом Московским и всея Руси, практически сразу он высказал царю Алексею Михайловичу желание основать на Валдае монастырь.

Монастырь в 1661-1662 годах. Рисунок сделан художником из свиты австрийского барона Августина фон Мейерберга, дипломата, путешествующего по России в составе посольства; воспроизведен в издании А.С. Суворина 1903 года.

Получив одобрение царя, летом 1653 года патриарх Никон приступил к осуществлению своего замысла. На строительство Никон вызвал «мужа в сем деле опытного и благоискусного» – архимандрита новгородского Свято-Духова монастыря Иакова, дав ему в помощь несколько боярских детей из Патриаршего дома, подмастерья каменных дел Василия Наумова, каменщика Ивана Семенова, кирпичника Коземку Пантелеева и других мастеров. Патриарх внимательно вникал во все детали, посылал на Валдай собственноручные «образцы», чертежи, своевременно отзывался на нужды строительства. Например, писал: «Под монастырь бы еще место прибавить, чтобы просторнее было для всякой меры». Свои конфигурацию, основные границы, план, месторасположение основных зданий монастырь получил именно в эти первые годы строительства.

Портрет патриарха Никона с клиром. Д. Вухтерс (?). 1660-1665 годы. Музей «Новый Иерусалим»

Василий Наумов распланировал на заросшим лесом острове первоначальные деревянные постройки так, чтобы они не мешали будущему каменному строительству. Для того, чтобы успеть до зимних холодов возвести два деревянных храма – соборной церкви во имя Пречистой Богородицы Иверской и церкви с трапезной во имя чудотворца Филиппа – и другие необходимые для жилья и служб здания, бревна готовили прямо в лесу, собирали их в «хоромы» и перевозили к месту монастыря. К осени 1653 года был возведен соборный храм, весной 1654 года – храм с трапезной.

Вид на монастырь с подъезда. Фото Алексея Паевского, январь 2021 года.

Согласно царским грамотам к монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» дворцовое село Валдай с озером, несколько новгородских рядков; Боровичский, Короцкий Покровский, Лисицкий, Старорусский монастыри с угодьями; соляные варницы, рыбные ловли; села Боровичи, Вышний Волочек, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др. Помимо финансового состояния монастыря усиливалось и его духовное влияние: в феврале 1654 сюда перенесли мощи святого новгородского чудотворца Иакова Боровичского, ковчеги с частицами мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Тогда же патриах Никон переименовал Валдайское озеро в Святое, по легенде опустив на дно крест и евангелие. Посад же Валдайский был переименован в село Богородицкое. Так что монастырь получил имя Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря. 

В 1655 году в монастырь переселилась большая братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря. Среди насельников был, например, Исакий Полоцкий – брат Симеона Полоцкого (которого царь Алексей Михайлович в 1667 году назначит придворным поэтом и воспитателем своих детей). С собой кутеинцы привезли вместе со всем имуществом типографию, так что монастырь на Валдае стал вторым после Московского печатного двора книгопечатником в Восточной Руси.

Вид на монастырь с воздуха. Взят с официального сайта монастыря https://iveron.ru

И все это время, начиная с лета 1653 года, в монастыре готовились к каменному строительству. Патриарх требовал запасать лес, камень, глину для кирпича, искать пригодный для декоративной резьбы белый камень. В монастырь с Новгородчины, из Москвы, Твери, Ярославля, Калязина и т.д. прибывали кирпичники, каменщики, плотники, кузнецы. Вместе с кутеинскими монахами приехали из Копыси, Орши, Мстиславля «мастеровые люди» по изготовлению изразцов, резчики по дереву. Но из-за эпидемии чумы 1654-1655 годов, нехватки строительных материалов и недостаточного количества мастеров строить каменный собор во имя Пречистой Богородицы Иверской (после 1705 года – Успенский) начали лишь в мае 1655 года.

Кованый гвоздь. Вторая половина XVII века-начало XVIII века. Изготовлен монастырскими кузнецами. Обнаружен  в 2009 году во время земляных работ у апсид собора. Новгородский музей-заповедник

Работы велись под руководством боярского сына Артемия Токмачева, имя которого встречается в актах на постройку церкви Филиппа Митрополита (12-ти Апостолов) в Московском Кремле, во главе каменщиков стоял Аверкий Мокеев из Калязина. В сентябре 1656 года собор был сложен без крыши, работы продолжались еще до 1657 года. В декабре 1656-го Патриарх Никон освятил собор и поместил в нем сделанный на Афоне по особому чину список Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Ценность украшений иконы составила более 44 000 рублей серебром. И патриарх запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии. Ко дню освящения собора на средства Никона государевым мастером Александром Григорьевым был отлит колокол весом в сто пудов с изображением самого патриарха.

Книга «Бражно духовное». Напечатана в 1661 году в типографии монастыря. Новгородский музей-заповедник

Павел Алеппский оставил одно из первых описаний монастыря. «Должно знать, что нынешний патриарх Никон имеет большую любовь к возведению построек, памятников и к церковному благолепию… Кроме того, он своими стараниями воздвиг близ Новгорода новый монастырь среди острова на великом пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских монастырей… Мы осматривали этот остров, дивясь превосходному местоположению и чистоте, обозревали большую каменную церковь, которую выстроили этим летом (летом 1656 года –«РД»)… Она красивее, обширнее и выше соборной церкви в Москве. Церковь еще не была покрыта крышей. Вокруг нее выкопаны огромные основания для подвалов и хранилищ съестных припасов и напитков, келий.

Ковш (Нидерланды, 1661 год, серебро, золочение) – вклад патриарха Никона в монастырь. Новгородский музей-заповедник

Теперь у них заготовлено более 500000 кирпичей для возведения обводной стены… Патриарх так восхищается этим монастырем, что выписал для него из франкских земель люстру, то есть большой полиелей, из желтой меди, величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинками».

Фото Алексея Паевского, январь 2021 года.

Строительство каменной церкви Богоявления с трапезной велось в 1657-1659 годах, а в июле 1658 года Никон после размолвки с царем в качестве протеста удалился в свою личную резиденцию – Воскресенский Иерусалимский монастырь, основанный им в 1656 году. Последний раз он посетил Иверский монастырь в сентябре 1659 года и провел в нем три месяца. С конца 1660 года он полностью посвящает себя обустройству Воскресенского Иерусалимского монастыря. Никон продолжал вести переписку с управленцами валдайской обители, вникал в ее дела, однако постоянно отзывал из нее опытных мастеров и строителей.

Итак, что же представлял из себя Иверский монастырь в свои первые годы? 

К первой половине 1660-х число братии возросло до 200 человек. В монастыре сложился масштабный производственный комплекс. Одним из самых крупных производств стало изразцовое, из найденной в окрестностях монастыря глины. Позже лучших мастеров Никон забрал в Воскресенский монастырь, затем в 1667 году их перевели в царскую «мастерскую» палату. Однако до 1690-х годов Иверский монастырь продолжал оставаться крупным поставщиком полихромных образцов. Обитель прославилась также резчиками по дереву, мастерами слюдяных оконниц, колокололитейным делом. Еще в конце 1650-х годов монастырь развернул самостоятельное строительство соляных варниц. В 1660-е в нем было налажено производство оружия. В монастырской типографии печатались книги, причем не только духовного содержания: например, в описи книг за 1665 год значилось 118 лексиконов и 290 «азбук с вопросы и ответы». В ноябре 1665 года типографское производство было переведено в Воскресенский монастырь. Иверские монахи также делали переводы с иностранных языков, переписывали ноты, переплетали книги, писали иконы.

Книга «Рай мысленный» (Стефан Святогорец, патриарх Никон, сборник). Напечатана в 1658-1659 годах в типографии монастыря. Новгородский музей-заповедник

Монастырь также являлся крупным землевладельцем. К 1668 году в его владениях были более 1,5 тысяч крестьянских дворов, в которых проживало около 5,5 тысяч человек; около 24,5 тысяч четвертей земли, не считая лесных угодий и озер; луга, с которых монастырские крестьяне получали свыше 70 тысяч копен сена; два двора в Москве, два в Новгороде и по одному в Торжке и Твери. В декабре 1666 года Никон был лишен патриаршего достоинства, епископского сана и простым монахом сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. Вотчины всех основанных им монастырей поступили в казну, монахов разослали по другим обителям. Однако уже в 1668-м Иверскому монастырю вернули и братию, и земли, и все привилегии.

Монастырь представлял собой хорошую крепость: высокие бревенчатые стены с обламами и десятью башнями (четыре – проездные), гарнизон из стрельцов. С 1664 года обитель выполняла и функции тюрьмы. Так, в 1697 году здесь под строгим надзором в оковах, держали 110 мятежных стрельцов.

План монастыря. Выполнен архитектором-реставратором Л.Е. Краснопевцевым для книги «Иверское чудо» (1982 год). Новгородский музей-заповедник

Отсутствие патриарха Никона и тех материальных и кадровых ресурсов, которые он выделял, не повлияли на новый этап интенсивного строительства в монастыре. Благодаря значительным земельным владениям монастырь смог собрать необходимые средства. С 1666 года и до начала XVIII века здесь были возведены церковь Богоявления с трапезной; шатровая колокольня; Михайловская башня; наместнический, настоятельский (с фасадами, украшенными полихромными изразцами) казначейский и братский корпуса; церкви Михаила Архангела (с фасадами, покрытыми декоративной росписью) и Якова Боровичского с больницей. 

Фрагмент рельефного полихромного изразца XVII века. Найден во время архитектурно-археологических исследований. Новгородский музей-заповедник

Изразец печной угловой. Изготовлен в 1650-1670-х годах в монастырской мастерской. Найден во время архитектурно-археологических исследований. Новгородский музей-заповедник

В 1712 году по указу Петра I монастырь был приписан к Александро–Невской лавре в Санкт-Петербурге. Туда перевезли многие ценности, большой колокол с изображением Никона, пушки. Лавре отошли и все монастырские вотчины и доходы. Земли, права и льготы обители вернула императрица Анна Иоанновна в 1730 году. В 1731 году завершается строительство братского корпуса, обильно украшенного белокаменной резьбой; к 1739 году в пределах стен насчитывалось более 10 деревянных построек, а за оградой – еще 16 различных зданий. В середине XVIII века деревянную ограду сменяет каменная (кроме северной стороны); в монастыре появляется еще 10 новых каменных построек. После проведенной императрицей Екатериной II в 1764 году секуляризационной реформы монастырь отнесли к первому классу.

Монастырь, вид с северо-запада. Гравюра А. Степанова по рисунку архитектора А. Макушева. 1824 год

В XVIII веке случился очередной строительный этап в истории монастыря: ремонты и реконструкции коснулись почти всех построек. В первой четверти XIX века строительная деятельность приостанавливается, монастырские постройки начинают приходить в упадок; пожар 1825 года усугубляет ситуацию. Следующий этап строительства и реконструкций начинается с 1840-х годов. В 1860-1880 годах производятся капитальные ремонты древних зданий, появляются новые хозяйственные постройки.

Вид монастыря. Иллюстрация из книги П. М. Силина «Историческое описание Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого первоклассного монастыря», 1885 год.

К 1918 году число братии монастыря составляло 70 человек; во владении обители находилось около 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров садов, огородов, пахот, пастбищ. В июне 1918 года братия и прихожане монастыря с оружием в руках оказали сопротивление отряду милиции, пытавшемуся изъять монастырские запасы продовольствия; был ранен архимандрит Иосиф, в Валдае ввели чрезвычайное положение, начались аресты.  Осенью того же года из обители изымают драгоценные оклады с икон и утварь, вещи патриарха Никона. Правда, по распоряжению комиссара Наркомпроса уже 1 января 1919 года ценности вернули. Но теперь в монастыре начали хозяйничать рабочие монастырских мастерских, объединившиеся в рабочий комитет и захватившие ключи от кладовых. Одновременно с преобразованием обители в «Иверскую трудовую артель» в ней был создан «Никоновский музей». 

Монастырь, литография 1904 года. Новгородский музей-заповедник

Создание музея имело огромное значение: из уникальных художественных и исторических памятников XVII-XVIII веков сохранилось только то, что оказалось в музейном собрании. Сегодня о нем можно судить по каталогу, изданному в 1920 году Новгородским губернским подотделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины. После закрытия музея в 1933 году большая часть его фондов, в том числе некоторые мемориальные вещи патриарха Никона, были переданы в художественно-исторический краевой музей города Воскресенска (современный музей «Новый Иерусалим»), остальное – в Новгородский музей. В 1927 году трудовую артель при монастыре ликвидировали, древнюю икону Иверской Пресвятой Богородицы, заказанную Никоном на Афоне, увезли (ее дальнейшая судьба неизвестна). Затем в монастыре последовательно размещались мастерские, госпиталь (1941-1945 годы), дом инвалидов, лесная школа для детей, больных туберкулезом.

К концу 1950-х большинство монастырских построек находилось в аварийном состоянии. Натурное изучение монастыря началось в 1959 году. Ремонтно-реставрационные работы проводились в два этапа: 1959- середина 1980-х годов; середина 1980-х- начало 1990-х. В 1970-х-1980-х годах несколько зданий были приспособлены под базу отдыха НПО «Планета». В 1988 году Иверский монастырь включили в программу по сохранению и использованию культурного наследия Новгородской области. В 1991 году его передали Новгородской епархии.

 В 2004-2007 годах проводилась комплексная реставрация монастырского ансамбля. В 2014 году состоялось освящение всех храмов и престолов.

Успенский собор

Величественный главный храм монастыря был выстроен в 1655-1657 годах подмастерьем каменных дел Аверкием Макеевым из Калязина и подмастерьем плотничьих дел Иваном Белозером, под начальством которых находилось сорок каменщиков из Калязина и Ярославля, двадцать плотников из Старой Руссы и множество мастеров других специальностей. Руководил строительством патриарх Никон, исследователи называют его фактически зодчим, автором проекта.

Фото Алексея Паевского, январь 2021 года.

В архитектурном облике Успенского собора сочетаются традиции новгородского зодчества, греко-византийской храмовой архитектуры, московской архитектуры XVI-XVII веков – тип шестистолпного пятиглавого сооружения напоминает о соборах Московского Кремля. Однако облик здания отличался нехарактерными для той эпохи элементами. В первую очередь, это круговая галерея вокруг собора «с двумя палатками в виде часовен», сообщающаяся с алтарем и служившая местом захоронения настоятелей и почитаемых старцев; в боковых палатках размещались ризница и библиотека. Судя по документам, замысел создания галереи принадлежал патриарху Никону. Замкнутость галереи вокруг объема храма – отсылка к композиции храма Воскресения Господня в Иерусалиме, а палатки на боковых сторонах похожи на бесстолпные приделы кафоликона Иверского монастыря на Афоне. Также необходимо упомянуть огромные окна в центральном объеме храма, восьмигранные (а не круглые) барабаны.

Фото Алексея Паевского, январь 2021 года.

С 1704 года и практически до конца XIX века собор подвергался перестройкам. Палаточное покрытие было заменено на четырехскатное; шатры на палатках-крыльцах сменили двойные барочные главки; к южной галерее пристроили ризницу, а у западного портала галереи возвели классических портик, восьмигранные главы заменили на круглые; изменили покрытие апсид; заложили и растесали оконные проемы, прорубили новые; удалили хоры; в 1834 году были сбиты росписи интерьера 1688-1689 годов, вместо них создали новые.

Купола собора. Фото Алексея Паевского, январь 2021 года.

После реставрационных работ, начавшихся в соборе в 1963 году, были возвращены первоначальные формы палаточного покрытия на центральном объеме, шатровых крыш на крыльцах и апсидах, чешуйчатых кровель на галереях. Реставраторы восстановили почти все оконные и дверные проемы с их декором. Главы, венчающие здание, как и накладки па барабанах, были оставлены в формах начала XIX века. В 2008 году собор был освящен. В 2011 году закончилась реставрация фресковой живописи в алтаре и во всем храме до нижнего яруса.

Трапезная с церкаями Богоявления и Сошествия Святого Духа

Вторая по масштабу каменная постройка монастыря – трапезная, возведенная в 1666-1669 годах «подмастерьем каменных дел» Афанасием Фоминым (его имя будет отмечаться в монастырских документах по 1708 год). На ее постройку ушли все с огромным трудом заготовленные и доставленные на остров запасы материалов, особенно кирпича и извести. Это двухэтажное на высоком подвале прямоугольное в плане здание, в которое с восточной стороны включены два поставленных друг на друга бесстолпных храма под одной главой с двухъярусной же апсидой. Трапезная палата представляет собой большой одностолпный объем. Церковь Сошествия Святого Духа была возведена над церковью Богоявления в 1744 году. Вероятно, тогда же над основным объем был выстроен второй этаж. В первой половине XIX века трапезную палату разделили перегородками, а во второй половине столетия на втором этаже пробили окна. В 1970-1980 годы первый этаж трапезной приспособили под столовую базы отдыха, второй – под жилые помещения.

Wikimedia Commons

После возвращения монастыря церкви в 1991 году и реставрации (последний этап завершен в 2012 году)  трапезная используется по первоначальному назначению. 

Церковь Архангела Михаила

Wikimedia Commons

Надвратная церковь (с севера к ней примыкает казначейский корпус, с юга – братский) была выстроена Афанасием Фоминым в 1683-1685 годах. Ее фасады богато декорированы в традиционной для XVII столетия манере. Исследователи считают, что первоначально церковь была пятиглавой. В конце XVII- начале XIX века церковь перестраивали: переделывали оконные и дверные проемы, заменяли шатровое покрытие над апсидой на полукупольное. Реставрация проводилась в несколько этапов: 1969 год, 1984-1988 годы, 2004-2007 годы.

Михайловская башня

Михайловская (Патриаршая) башня. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.

Выстроена в 1688 году под руководством Афанасия Фомина и названа по соседней церкви Архангела Михаила. Башня несколько раз перестраивалась, в результате в XIX веке были искажены первоначальные композиции фасадов, частично стесан кирпичный декор, заложены и перебиты дверные и оконные проемы. 


Необходимость поздних ремонтов и реконструкций была обусловлена появившимися в стенах огромными вертикальными трещинами, что объяснялось слабыми, насыщенными водой грунтами под ее основанием. Кроме того, здание практически раскололось надвое из-за осевшего неглубокого фундамента, сложенного из круглых валунов без раствора. В 1960-1961 годах башню укрепили железобетонными и металлическими связями и отремонтировали. Утраченный шатер башни воссоздали в изначальных габаритах, но в металле.

Михайловская башня. Фотография 1950-1970-х годов. Новгородский музей-заповедник

В разное время в башне размещались столярня, казначейские кладовые, монастырский архив; после 1917 года она не использовалась, а в 2005-2007 годах в ней были проведены реставрационные работы с приспособлением под выставочный зал, библиотеку, иконописную мастерскую.

Казначейский корпус

Построен практически одновременно с церковью Архангела Михаила, примыкающей к нему с юга, и Михайловской башней, примыкающей с севера. Строительством руководил все тот же Афанасий Фомин. Здание было задумано как два изолированных объема, связанных наружной галереей по второму этажу восточного фасада. В северном объеме хранили казну, в южном размещались казначей, эконом и др. В начале XVIII века внутреннюю планировку изменили под размещение братских келий, а с запада к зданию пристроили крыльцо и «ретирады». В 2004-2006 годах корпус реставрировали с приспособлением под монашеские кельи. В процессе работ полностью были воссозданы первоначальные, конца XVII века, оконные и наружные дверные проемы, а также декор фасадов. 

Настоятельский корпус

Закладка здания датируется 1683-1684 годам, завершение отделочных работ – 1688-1689 годами. Строительство возглавлял Афанасий Фомин. Это единственное монастырское здание, где частично – на наличнике окна восточного фасада – сохранился изразцовый декор. Между тем оформление изразцами, изготовленными в местной мастерской, было богатым. Однако оно погибло в XVIII-XIX веках.

 
Настоятельский корпус. Окно с изразцовым декором. Фотография 1950-1970-х годов. Новгородский музей-заповедник

Фото Алексея Паевского, январь 2021 года.

Наместнический корпус

Возведен в 1679-1681 годах. Авторство Афанасия Фомина не подтверждено документально, однако в архитектуре постройки угадывается его авторский стиль. Здание было основательно перестроено в 1830- годах.

Колокольня

Фото Алексея Паевского, январь 2021 года.

Возведена в 1679-1681 годах. Авторство Афанасия Фомина не подтверждено документами, однако стиль постройки говорит в пользу его авторства. В 1842 году колокольню перестроили из-за деформаций в стенах и ущерба, нанесенного пожаром 1825 года. Строители разобрали первоначальный тяжелый шатер, а вместо него соорудили новый, седьмой ярус колокольни с арочными пролетами для колоколов, увенчанный восьмигранным куполом и шпилем с крестом. С фасадов колокольни срубили почти весь богатый декор, оставшийся заложили и оштукатурили. К концу XIX века на ярусе звона было 17 колоколов.

Колокольня, вид с юго-запада. Фотография 1960-х годов. Новгородский музей-заповедник

Реставрацию колокольни завершили в 2001 году. Колокола на ней все новые.

«Брусяные кельи»

В 1990 году во время археологических работ по определению границ культурного слоя были обнаружены «брусяные кельи» (1655-1657 годы), где зафиксированы отходы производства изразцов, пристройки Братского корпуса, первоначальное местоположение юго-восточной и северо-восточной башен, части внутренних оград.

Церковь Якова Боровичского с трапезной и больницей

Выстроена в 1702-1708 годах на месте сгоревших в 1700 году деревянных церкви Филиппа Митрополита (возведена одновременно с Успенским собором) и комплекса больничных келий (1672 год). С ее возведением в истории монастыря закончился период строительства второй половины XVII века. В целом церковь с трапезной (первый этаж) и больничными палатами (второй этаж) представляет собой редкое по типологии монастырское здание начала XVIII века, сохранившее с минимальными изменениями планировочную структуру и декор. 

Братский корпус

Архитектура корпуса, выстроенного в начале XVIII века, отличается от остальных построек: стиль московского барокко с богатой белокаменной резьбой. Зданию был возвращен первоначальный цвет, обнаруженный при натурных исследованиях.

Каменная ограда с башнями

Ограда монастыря строилась в разное время и неоднократно перестраивалась. Между 1730 и 1764 годами были построены четыре башни в традициях архитектуры XVIIвека. После пожара 1825 года на башнях появились новые, более высокие шатры. В период реставрации 1970-х годов Квасоваренную, Кузнечную , безымянную юго-восточную башни, а также прясла стен от Квасоваренной до Кузнечной башни, от Кузнечной до юго-восточной башни, и от юго-восточной до южных ворот восстановили в формах XVII века. Юго-восточную, Странноприимную и Конную башни реставрировали в формах XIX века. В 2006 году восстановлена утраченная северо-восточная башня.


Текст: Александра Шапиро

Литература

Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582–1706), собранные архимандритом Леонидом. №40 // Русская историческая библиотека. Т.5. СПб., 1878.

Силин П.М. Историческое описание Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого первоклассного монастыря. СПб., 1885.

Алферова Г.В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона // Архитектурное наследство. 1969. № 18.

Кондратьева Е.В. Новые данные о деятельности керамической мастерской Валдайского Иверского монастыря // Памятники культуры. Ежегодник 1980. Л., 1981..

Истомина Э.Г., Красноречьев Л.Е. Иверское чудо. Л., 1982;

Сивак С.И. Подмастерье каменных дел Афанасий Фомин // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1984.

Сивак С.И. Деятельность изразцовой мастерской Иверского Валдайского монастыря во второй по ловине XVII в. // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. III. – М., 1990

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь / Автор-сост. Н. Н. Жервэ. СПб., 2002

Вдовиченко М.В. Собор Валдайского Иверского монастыря // Новгородские древности. М., 2002.

Рогожкина Е. И. Личные вещи и вклады Патриарха Никона из фонда драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим» // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. М., 2002.

Шмидт В.В. Иверский Богородицкий Святоозерский Валдайский монастырь // Патриарх Никон. Труды / Сост. и общ. ред. В.В. Шмидта. М., 2004. 

Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005.

Выпуск 1Софийский собор

Выпуск 2храм Бориса и Глеба в Плотниках

Выпуск 3Николо-Вяжищский монастырь

Выпуск 4храм Святого Мины в Старой Руссе

Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище

Выпуск 6: храм Ильи на Славне

Выпуск 7храмы на Городище

Выпуск 8: храм Николы на Липне

Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу

Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря

Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря

Выпуск 12церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе

Выпуск 13церковь Сергия Радонежского в Детинце

Выпуск 14церковь Федора Стратилата на Щиркове улице

Выпуск 15башня Кокуй Новгородского Детинца

Выпуск 16Николо-Косинский монастырь под Старой Руссой

Выпуск 17церковь Власия на Волосовой улице

Выпуск 18Михайло-Клопский монастырь

Выпуск 19церковь Успения на Торгу

Выпуск 20: церковь Андрея Стратилата

Выпуск 21храм 12 апостолов на Пропастех

Выпуск 22Воскресенский собор в Старой Руссе

Выпуск 23церковь Георгия на Торгу

Выпуск 24Лихудов корпус

Выпуск 25: церковь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице

Выпуск 26звонница Софийского собора

Выпуск 27храм Симеона Богоприимца Зверина монастыря

Выпуск 28: Княжая башня Новгородского Детинца

Выпуск 29Троицкий собор Валдая

Выпуск 30Деревяницкий монастырь

Выпуск 31: Хутынский монастырь

Выпуск 32Спасская башня Новгородского Детинца

Выпуск 33: храм Благовещения на Михайловой улице

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *