Сегодня мы снова отправимся в Старую Руссу, где на очень выгодном визуально месте расположился очень необычный памятник, который с первого взгляда и не определишь, как подходящий под критерии «древностей». «Пряничного» вида храм может казаться и новоделом, и постройкой XIX века, но на самом деле рушанский Воскресенский собор намного старше, а история храмов на этом месте – еще древнее.

Этот текст продолжает наш проект «Новгородские древности»,  в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».

Собор в летнее время. Wikimedia Commons

Итак, чтобы добраться до Воскресенского собора, мы с вами дойдем до высокого мыса на слиянии рек Порусья, Перерытица и Полисть, на котором возвышается  большое красное здание храма, окруженного галереей, и отдельно стоящая колокольня. Мы видим собор таким, каким он стал в XIX веке. Долгое время считалось, что этот храм вообще не сохранил в себе древних форм, но натурные (к сожалению, очень неполные) исследования Леонида Красноречьева, которые ученый провел в 1956 году показали, что в нынешнем храме сохранилось очень и очень много от памятника, возникшего в конце XVII века. Однако и до того времени здесь стояли храмы, правда, имевшие другое посвящение. 

Собор на десятирублевой монете Банка России

Давайте же разбираться с историей церковного (и не только) строительства на этом прекрасном месте. Разнообразные источники XVII века сообщают несколько противоречивую информацию: мы можем прочитать в тексте 1615 года, например, что «на Иванской улицы Иван Предотеча да Захарей, оба каменные», в других документах мы можем встретить только храм Иоанна Предтечи, а Писцовая книга 1624/25 года сообщает: «Перевоз на Полисте реке под острогом, а наперед того с тово перевозу збирали перевозные денги к церкве Иванна Предотечи церковные причетники, и так церковь от разоренья неметцких людей розсыпалась: а в то место поставлена в остроге церковь во имя Покрова Пресвятей Богородицы». 

Немецкий рисунок 1943 года. Цит. по Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII – начала XX века. М-СПб, 2010

Итак, мы имеем данные о трех церквях в этом месте, при этом как минимум двух – каменных (что подтверждается находками в раскопе 1939 года рядом с Воскресенским собором кирпичей XIV-XV веков). Как же можно  непротиворечиво реконструировать последовательность событий, опираясь на всю совокупность источников?

Дореволюционная открытка с видом собора

Судя по всему, как минимум с XVI века (а, вероятнее всего – с XV), здесь располагалась каменная церковь Иоанна Крестителя с приделом во имя пророка Захарии, отца Иоанна (что логично). Во время шведской оккупации, когда на мысу был построен деревянный острог, храм был разрушен («рассыпался») – уж не скажем, сам по себе, или шведы помогли, а после ухода оккупантов внутри острога срубили деревянную Покровскую церковь клетского типа (наименование храм получил, видимо, в честь другой Покровской церкви, знакомой источникам с XV века, и сгоревшую при оккупации). Поскольку новый храм располагался удобно, да еще и в оставленной шведами крепости, он стал соборным храмом Старой Руссы пока не сгорел в 1678 году. Возможно, после этого храм построили заново – но он простоял недолго, потому что или в очередной раз сгорел, или его разобрали в 1692 году в связи со стоительством новой каменной соборной церкви, 

Фото Алексея Паевского, январь 2021 года

Удивительно, но новый собор, выстроенный в 1692-1696 годах с благословения митрополита Новгородского Корнилия, получил главное посвящение в честь другой церкви, тоже погибшей в шведскую оккупацию, но стоявшей в другой части города («на всполье», «в Кузнецах»)  – Воскресения. Впрочем, приделы Иоанна Предтечи и Покрова в нем тоже были, и освящались они в разное время (но все – в царствование Петра I). 

План собора. Цит. по Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII – начала XX века. М-СПб, 2010

Каким же был этот храм, от которого в нынешнем здании остались полностью три наружные стены основного объема – северная, южная и западная, на которых Красноречьеву удалось обнаружить следы девяти древних окон, наличников, лопаток… Исследователь установил, что своды собора были немного ниже тех, что есть сейчас, как и нынче, собор окружали галереи, которые были ниже и уже существующей. 

Южный фасад. Обмерный чертеж Л.Е. Красноречьева с показом элементов XVII века. Архив ННРУ. Цит. по Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII – начала XX века. М-СПб, 2010

Северный фасад. Обмерный чертеж Л.Е. Красноречьева с показом элементов XVII века. Архив ННРУ. Цит. по Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII – начала XX века. М-СПб, 2010

Рисунок-реконструкция Л.Е. Красноречьева. Цит. по Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII – начала XX века. М-СПб, 2010

Фото Алексея Паевского, январь 2021 года

Исследователь и автор монографии об архитектуре Старой Руссы Владимир Ядрышников считает, что над храмом трудились поволжские мастера. 

Считается, что одновременно с собором в конце XVII века была выстроена и колокольня, а век спустя на ее месте появилась новая, более высокая: «На местро оной на восток от собора, в расстоянии 6 саж. от него построена новая каменная же колокольня о четырех ярусах, соборным старостою и прихожанином, старорусским мещанином Ильею Петровым Красильниковым. Она начата строиться 1797 года, а окончена в 1801 году».  Десятью годами позже в третьем ярусе колокольни устроены часы.

Охранная табличка 1960-х годов

Интерьер храма. Wikimedia Commons

В 1827 году церковные власти затеяли перестройку обветшавшего и не могущего вместить всех желающих здания. Проект реконструкции поручили известнейшему Василию Петровичу Стасову, главному архитектору военных поселений. Строительство было завершено в основном в 1830 году, но отделка, видимо, затянулась, так что все приделы освятили в 1833 году, а главный собор – в 1834. Так одно их самых необычных зданий Старой Руссы, ставшее памятником многим разоренным в шведскую оккупацию храмов, обрело свой нынешний облик. 

 Текст: Алексей Паевский

Литература:

1. Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII – начала XX века. М-СПб, 2010

2. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

Предыдущие выпуски

Выпуск 1Софийский собор

Выпуск 2храм Бориса и Глеба в Плотниках

Выпуск 3Николо-Вяжищский монастырь

Выпуск 4храм Святого Мины в Старой Руссе

Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище

Выпуск 6: храм Ильи на Славне

Выпуск 7храмы на Городище

Выпуск 8: храм Николы на Липне

Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу

Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря

Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря

Выпуск 12церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе

Выпуск 13церковь Сергия Радонежского в Детинце

Выпуск 14церковь Федора Стратилата на Щиркове улице

Выпуск 15башня Кокуй Новгородского Детинца

Выпуск 16Николо-Косинский монастырь под Старой Руссой

Выпуск 17церковь Власия на Волосовой улице

Выпуск 18Михайло-Клопский монастырь

Выпуск 19церковь Успения на Торгу

Выпуск 20: церковь Андрея Стратилата

Выпуск 21: храм 12 апостолов на Пропастех

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *