Колокольный звон новгородской  Софии известен издавна. Мы точно знаем, что колокола появились у главного храма Новгорода Великого сразу же. По крайней мере, через 17 лет после освящения собора в 1050 году, когда Новгород был взят войсками полоцкого князя Всеслава Брячиславича, собор был разграблен, а колокола увезены в Полоцк (Новгород взят «с женами и съ детми и колоколы съима у святыя Софие»). Почти тысячу лет софийские колокола волнуют нас. Так, например, уже в XX веке великий Сергей Рахманинов, выросший в Новгороде, в третьей части своей Первой сюиты для двух фортепиано («Слёзы») постарался, как мог, передать и переосмыслить мелодию колоколов среднего звона Софии. А мы с вами сегодня вместе с совместным проектом портала и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Русь Новгородская» попробуем разобраться с историей современной Софийской Звонницы. Ну как современной – постройке, при всех ее переделках, через 17 лет, исполнится шесть веков.


Колокольный звон Софии. Звонарь — Екатерина Ермилова

«Имитация» Рахманинова

О каменной «колоколнице» около Софии мы впервые узнаём в 1437 году. Тому способствовали не очень приятные события – паводок разрушил Кремлевскую стену и частично то, что за ней. В Новгородской Первой летописи читаем: «вода подмывала у Детинца город… и падеся стена камена и колоколница от Волхова».  То есть к тому времени уже была некая звонница, и ее смыло в Волхов. 


В 1439 году энергичный архиепископ Евфимий, вообще активно перестраивавший Новгород, поставил «колоколницу каменную на старом месте, на городе». Некоторые исследователи предполагали, что это случилось позже, в 1455 году, ибо есть сообщение и от этой даты о закладке звонницы. Поэтому некоторое время датировка оспаривалась (впрочем, некоторые исследователи продолжают это делать – в первую очередь, известный историк архитектуры Дмитрий Петров), однако в 1995 году археологи провели дендрохронологическое исследование лежней под фундаментом сохранившейся звонницы. 

Дело в том, что из-за того, что каждый год уникален по своим климатическим особенностям – и если дерево хорошо сохранилось, то по спилу возможно точно установить год, в который дерево срубили. Если, конечно, для данного региона выстроена полная дендрохронологическая шкала. Для Новгорода она выстроена, поэтому археологам удалось установить, что деревья, положенные под фундамент звонницы срублены в 1437 году. А, значит, 1439 год, вероятно, – подлинный год создания нынешней постройки. Как предполагают исследователи, сообщение 1455 года относится к другому зданию – звоннице на Владычном дворе, размещавшейся там, где расположена Владычная или Грановитая палата, о которое речь пойдет в другой статье.  Впрочем, точное определение датировки постройки звонницы может быть дано после тщательных натурных исследований, чего пока не проводилось. 

Разрез звонницы. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

План ярусов звонницы. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

Специалисты считают, что изначально в Звоннице было четыре столба и три пролета звона. Возможно, уже с самого начала появились и три сводчатые камеры между Звонницей и стеной Детинца три сводчатые камеры, впрочем, другие специалисты относят их к концу XV века – когда были построены новые кремлевские стены. 

Кстати, есть предположение, что в строительстве первоначального здания звонницы приняли участие немецкие мастера, которые ранее, вероятно, строили и Владычную палату. 

В любом случае, в XVI веке Звонницу ждали новые перестройки. В 1530-1540 годах, когда техника колокололитейного дела усовершенствовалась и появились более крупные колокола, здание перестроили. Повысили ярус звона, столбов стало шесть, а звонничных пролетов – пять. Именно тогда здание получило нарядное завершение – пять каменных шатров. Именно в таком виде мы видим ее, например, на знаменитой иконе «Видение пономаря Тарасия». 

Реконструкция звонницы на XVI в. Л.Е. Красноречьева. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

Фрагмент иконы «Видение пономаря Тарасия»

В следующем столетии звонницу снова ремонтировали, перестраивали, достраивали. У нее появилось каменное крыльцо, а с юга – каменный жилой домик, где жили звонари. Эти изменения дошли и до наших дней.

Домик звонарей и звонница. Вид с юга.

План дома при звоннице. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

Шатры завершения поменяли на щипцы-фронтоны, которые увенчали главки или кресты. Мы не можем достоверно судить, как точно выглядело завершение звонницы тогда, потому что век спустя его снова переделали.

Фрагмент Михайловской иконы «Знамения Божией Матери», конца XVII века. Звонница в центре нижней части

В XVIII веке верх снова поменяли – теперь верх звонницы стала венчать каменная бочка и главка. В таком виде памятник дошел до наших дней. 


Звонница на дореволюционной фотографии

Во время Великой Отечественной войны памятник, как и большинство новгородских зданий, пострадал: в крыльце появились пробоины, оторвалась западная пристройка, стены деформировались и растрескались.

Архивное фото. НГОМЗ.

Вид с юго-запада до реставрации. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008

Уже в 1945-1949 году Ю.В. Крушельницкий провел консервационные и реставрационные работы, а с начала 1990-х Звонница снова используется и по прямому назначению. Правда, подвешены на нее лишь малые колокола, большие можно увидеть на выставке перед постройкой.

Фото Алексея Паевского. Январь 2021 года

Сейчас же Звонница – часть Новгородского музея-заповедника. Летом на нее можно подняться.

Текст: Алексей Паевский

Литература:

Антипов, Илья. “Палата 1433 г. и новгородская архитектура середины XV — первой четверти XVI в.”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 11, no. 2 (2021): 310–326. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.208

Антипов, Илья. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. М.: Индрик, 2009.

Петров, Дмитрий. “Об архитектурных формах XV и XVI в. звонницы новгородского Софийского собора: архиепископ Евфимий Вяжищский и архиепископ Макарий”. Древняя Русь. Вопросы медиевистики, no. 1/55 (2014): 83–96.

Петров, Дмитрий. “Об архитектурном декоре XV века звонницы новгородского Софийского собора”. РусАрх. Дата обращения сентябрь 18, 2019. http://rusarch.ru/petrov_d7.htm.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *