«Российские древности» рассказывают о одном из самых удивительных и знаменитых храмов Восточной Сибири – шедевре архитектуры, о стиле которого искусствоведы спорят вот уже сто лет; храме, летопись которого сохранила историю происхождения названия, но не имена зодчих. Мы снова лично посетили Иркутск и представляем вам еще один приангарский шедевр: Крестовоздвиженскую церковь.

В 1661 году на правом берегу Ангары напротив устья реки Иркут енисейский сын боярский Яков Похабов заложил новый государев острог для сбора ясака. В 1686 году Иркутску был присвоен статус города, а в 1719-м он стал центром Иркутской провинции в составе Сибирской губернии. Мы писали подробно об этом в рассказе о старейшем здании Иркутска: Спасской церкви.

Еще в XVII cтолетии первые жители Иркутска установили на спускающемся к Ангаре склоне местной горы крест, чтобы обозначить место постройки будущего женского монастыря во имя Знамения Божией Матери. Но городская застройка довольно быстро подошла от исторического острога к горе, прежде считавшейся окраинной территорией. Поэтому обитель решили строить в другом, действительно отдаленном месте, а на горе, прозванной Крестовой, в 1717-1719 годах поставили Троицко-Сергиевский деревянный храм с шатровой колокольней. В народе храм стали называть Крестовым. У иркутских краеведов есть еще одна версия установки креста на горе: по традиции такие кресты ставили на городских окраинах, чтобы путешественники могли помолиться перед дальней дорогой на Байкал.

Вид храма. Фото из «Известий Императорской Археологической комиссии» , вып.50, 1913 год

В 1746 году богатый посадский человек Иван Филиппович Амосов подал на имя епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия II прошение о постройке своим иждивением нового храма на Крестовой горе – взамен сгоревшего в пожаре. Возводить новый храм собирались каменным, благо запрет Петра I от 20 октября 1714 года на каменное строительство по всей России, кроме Санкт-Петербурга, закончился в 1741 году. Точно неизвестно, кто еще мог финансировать возведение храма. Исследователи лишь предполагают, что среди таких людей могли быть и другие иркутские купцы. 

Вид с юга. Фото Алексея Паевского, март 2022 года.

Возведение храма началось в мае 1747 года и завершилось к зиме 1760 года. Первоначально его хотели освятить во имя Святой Троицы, но народная традиция называть храм Крестовским возобладала: главный престол посвятили Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня, а Троицким сделали боковой придел для будничных, непраздничных служб. Предполагается, что строили храм мастера из Великого Устюга. Есть сведения, что вскоре после завершения строительства часть стен внутри была покрыта фресками, которые до нашего времени не сохранились – их переписали в 1812 году.

В 1774-1779 годах к храму пристроили северный теплый придел с купольным завершением, посвященный местночтимому святому – первому правящему Епископу Восточной Сибири Иннокентию (1680 или 1682 -1731). Деньги на возведение придела дали иркутские купцы Стефан (Степан) Федорович Дудоровский (один из основателей Российско-Американской компании) и Федор Петрович Щегорин. В это же время была выстроена и колокольня. 

Колокольня. Фото Алексея Паевского, март 2022 года.

В 1851 году в храме произошло знаменательное событие: в нем венчались уроженка Иркутска Екатерина Ивановна Ельчанинова и Геннадий Иванович Невельской (1813-1876) – недавно вернувшийся из знаменитой Амурской экспедиции исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре, будущий адмирал. Именно Невельской доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин – остров. В наши дни об этом венчании рассказывает памятная доска на фасаде храма.

Южный фасад основного объема. Фото Алексея Паевского, март 2022 года.

Завершилось формирование облика храма только в 1860 году, когда по проекту городского архитектора Иркутска Владислава Андреевича Кудельского (1838-1893) к западной стене колокольни пристроили просторную паперть с крыльцом и двумя лестницами, ведущими в зимнюю и летнюю части церкви. В конце XIX столетия перестроили завершение колокольни, сделав его более массивным.

В 1887 году Императорская Археологическая комиссия включила Крестовоздвиженскую церковь в Свод памятников отечественной старины. В 1902 году Иркутск посетил художник Евгений Евгеньевич Лансере (к слову, племянник Александра Бенуа), путешествующий по Сибири и Дальнему Востоку. Восемнадцать работ из этой поездки, в том числе и вид Крестовоздвиженской церкви, были в 1904-1906 годах воспроизведены на открытках Общины святой Евгении, с издательством которой художник сотрудничал.

Открытка с изображением храма. Художник Е. Лансере, 1904 год

С 1924 года историки архитектуры пытаются определить стиль, в котором выстроена необычная церковь. Одни называют его иркутским вариантом сибирского барокко, в котором соединились черты древнерусского и украинского зодчества и «азиатская экзотика» буддийской архитектуры. Элементы украинского барокко пришли вместе со строителями, которых приглашал из своей родной Малороссии выдающийся просветитель Сибири митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский), экзотика – с мастерами коренных народностей Сибири.

 
 Фрагмент декора храма. Фото из книги «История русского искусства» И. Э. Грабаря, т.2, 1910 год

Другие исследователи термин «сибирское барокко» отвергают. Собственно, термин не важен, если понимать истоки и пути развития сибирского культового зодчества. Дело в том, что Русский Север, Вятка, Урал, Сибирь в начале XVIII cтолетия еще хранили верность допетровскому, нарышкинскому зодчеству. Местные мастера по желанию местных же заказчиков нанизывали на «дедовские» традиции элементы новой столичной архитектуры, что приводило к появлению самобытных региональных архитектурных школ.

Апсида храма. Фото Алексея Паевского, март 2022 года.

Вот что пишет об эволюции форм и региональных особенностях каменных храмов Сибири XVIII века кандидат искусствоведения Л.К. Масиель Санчес. «Во второй трети XVIII в. стилистическое развитие школ Тобольска и Иркутска, приверженных ярким образцам украинской и нарышкинской (в столичном и устюжском вариантах) архитектуры, несколько запаздывает по сравнению с другими региональными школами Северо-востока, в основном усвоившими позднепетровские формы и начавшими обращаться к барочным (Великий Устюг). Показательно в этом смысле упорное следование зодчих енисейского региона даже не нарышкинским, но допетровским формам вплоть до 1760-х гг. (шатровые колокольни). Запаздывание, конечно, вовсе не означает художественного несовершенства храмов Сибири, чья традиция была в это время полна творческой энергии: тобольской и особенно иркутской школе на основе устаревшего, казалось бы, языка нарышкинских форм удалось создать ярчайшие произведения, одно из которых (Крестовская церковь) заслуженно признается шедевром русской архитектуры».

Фото Алексея Паевского, март 2022 года.

Масиель Санчес считает, что все элементы объемного построения и декора храма восходят к великоустюжским образцам: так, композиция с двумя восьмериковыми приделами навеяна архитектурой собора устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря (построен в 1740 году, до наших дней не сохранился), а убывающие малые восьмерики в завершении — к Сретенско-Преображенской церкви (1725–1739), композиция фасадов — к ней же и к Сергиевской церкви в Дымковской слободе (1739–1747). Очертания глав принято было сравнивать с буддийскими ступами, однако исследователь видит здесь не восточный образец, а тобольский вариант украинского зодчества. Местный же колорит (вероятно, от бурятских мастеров) проявился в «буддийских» орнаментах резного декора, покрывающего все фасады здания, однако Масиель Санчес упоминает о храме села Хмелевка на Вятке (построена в 1776 году, не сохранилась), которая имела очень похожий декор.

Фото Алексея Паевского, март 2022 года.

Так или иначе, Крестовоздвиженский храм по праву считается уникальным шедевром сибирской архитектуры. По счастью, в его истории не было потрясений. После революции храм закрыли лишь в 1933 году, причем разместили в нем не склад или контору, а антирелигиозный музей. Благодаря этому удалось сохранить уникальные барочные иконостасы и иконы XVIIIвека. К тому же сюда свозили иконы и предметы, представляющие историческую и художественную ценность, из тех иркутских церквей, что закрывали и разрушали. Правда, храм лишился колоколов, самый старый из которых был отлит в 1753 году. В 1943 году храм вернули церкви и, как единственный действующий в Иркутске, он получил статус кафедрального собора. После Великой Отечественной войны, в 1948 году, его взяли под государственную охрану как памятник архитектуры, а в 1960 году включили в реестр памятников федерального значения. В 1986-1995 годах в храме проводились реставрационные работы: в частности, была снята поздняя окраска фасадов и восстановлена историческая красно-белая.


Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *