Когда мы говорим о новгородском Кремле или Детинце, то в первую очередь вспоминаем о Софийском соборе, его звоннице, часозвоне, памятнике «Тысячелетие России» и самих крепостных стенах и башнях, рассказ о которых – в ближайшие дни. Реже вспомнят церкви Андрея Стратилата и Покровскую церковь. Однако на территории Детинца есть и еще несколько замечательных памятников гражданского зодчества, о которых мы тоже хотим рассказать в рамках совместного проекта портала и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Русь Новгородская». И сегодня наш небольшой рассказ – о памятнике, в котором на разных уровнях сплелись пять веков архитектуры, о памятнике, который вы можете найти в западной части Владычного двора, который примыкает к крепостной стене, Часозвоне и зданию Судного и Духовного приказа и в котором сейчас расположен Музей письменности Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Речь пойдет о Лихудовом корпусе.
Сразу скажем, греческие братья Иоанникий и Софроний Лихуды, первые преподаватели Славяно-Греко-Латинской академии (с 1685 года), никакого отношения к появлению этого памятнику не имеют, ибо первоначальное здание ныне Лихудового корпуса появилось еще лет за 230 до приезда греков в Москву.
Появилось это здание благодаря одному из самых деятельных владык Новгорода – архиепископе Евфимии, который развернул бурную строительную деятельность. Многие храмы он перестраивал «на старой основе» (например, церковь Иоанна на Опоках), некоторые строил заново. Выстроил он (а точнее, конечно, принадлежащая ему строительная артель) и героя нашего сегодняшнего рассказа. Здание вошло в состав «Архиепископского дворца» — огромного комплекса построек. Нам неизвестно, для чего Лихудов корпус использовался при Евфимии и позже. Мы знаем, что в XVII веке его называли «Митрополичьи полаты», «Судный приказ», «Приказная палата».

Старое здание простояло чуть более двух веков. В 1670 году при мипрополите Питириме его разбирают и выстраивают «по старой основе», если верить одному из хронографов, современных перестройке, артель из Тихвина, после чего в будущем Лихудовом корпусе на треть века с хвостиком размещаются Судный и Духовный приказы.

Исследовательские и реставрационные работы, которые были проведены в 1985-2000 годах, позволили выяснить: кое-что от постройки Евфимия осталось: кладка XV века осталась в нижних частях здания.

Итак, в 1670 году у тихвинской артели получилсь Г-образное здание, типичное для XVII века, со скромными фасадами с мощными наличниками верхних окон. Но почему же оно получило название, которое носит до сих пор?


В 1706 году при митрополите Иове здесь оборудуют духовное училище, для которого он выхлопотал у властей братьев (к тому времени сосланных в костромской Ипатьевский монастырь). К слову, преподавать на латыни тут не стали, оставив в качестве языков русский и греческий, поэтому школу назвали Греко-Славянской.


В 1709 году Софрония вызвали в Москву, а когда умер Иов, в 1716 году, за братом отправился и Иоанникий. Впрочем, школа не закрылась, а с небольшими перерывами проработала до 1920-х годов, заметно исказившись перестройками. Реставрация вернула зданию облик 1670 года – причем почти все было сделано по натурным исследованиям, и только деревянное крыльцо, ведущее на второй этаж – по иконографическим материалам. Сейчас в Лихудовом корпусе действует Музей Письменности.

Текст: Алексей Паевский