«Российские древности» посетили интересный архитектурный ансамбль в Чебоксарах: церковь Воскресения Христова и жилой дом причта при ней. И церковная, и гражданская постройки – с секретом: определить на первый взгляд, когда они были возведены, не так просто. 

В конце XIX столетия Чебоксары попали в два больших путеводителя «по Волге». В 1862 году вышел первый в России путеводитель о Волжском водном пути под названием «Волга от Твери до Астрахани». Его издание инициировал директор пароходства «Самолет», одного из трех крупнейших на Волге. Текстом и иллюстрациями занимались внуки писателя Радищева: морской офицер, статский советник, автор многих научно–популярных книг по истории отечественных судостроения и флота Николай Петрович Боголюбов и его брат Алексей Петрович – профессор живописи, мастер русской батальной марины.

Вид на Чебоксары со стороны Волги. Церковь Воскресения – слева, на заднем плане. Гравюра И.Е. Бугреева, созданная по рисунку А.И. Свечина и М.И. Махаева. Середина XVIII века. Чувашский государственный художественный музей. 

В 1884 году был выпущен «Иллюстрированный спутник по Волге», составленный подполковником генерального штаба Степаном Ивановичем Монастырским. И в первом, и во втором путеводителях Чебоксарам уделялось весьма скромное место, однако оба издания отмечали: на население, менее чем пять тысяч человек, приходится четырнадцать церквей и один монастырь. Так, Монастырский писал: «От деревни Чебоксары отличаются только своими многочисленными церквами. Иногда кажется, будто весь город состоит из группы церквей, к которым пристроены деревенские избушки». Очевидно, что с момента описания города Боголюбовым, в частности, соотношения каменных и деревянных зданий – 38 каменных и 874 деревянных, город ненамного изменился.

Воскресенская церковь. Вид с юга. Фото Алексея Паевского, март 2022 года

Оба путеводителя были скупы на упоминание церковного зодчества Чебоксар, уделив внимание лишь Введенскому собору.  Скромная приходская церковь Воскресения Христова, построенная в середине XVIII века, не считалась в то время древностью или ценным архитектурным объектом. В наши же дни она, после утрат в Чебоксарах многих исторических зданий, является памятником архитектуры.

Правда, мы мало что о ней знаем. Ее строительство на средства горожан завершилось в 1758 году, при этом документальных свидетельств о существовании на этом месте более ранее деревянной церкви исследователи не обнаружили. Хотя такая преемственность была бы логичной, учитывая неоднократные разрушительные пожары в Чебоксарах. Один из них, уничтоживший множество купеческих построек и складов, домов горожан, церквей и монастырских построек, случился как раз в 1758 году, 6 мая.

Вид с востока. Фото Алексея Паевского, март 2022 года

У церкви в этом пожаре обгорела тесовая кровля. В 1881 году действительный член Казанского общества археологии, истории и этнографии Александр Федорович Можаровский опубликовал статью «Казанская старина: нечто из церковной археологии Чебоксар» – исследование колоколов на чебоксарских храмах. Согласно данным Можаровского один из колоколов церкви Воскресения, 20-пудовый, был отлит 15 августа 1744 года, скорее всего, на местном колокольном заводе, где церковные колокола делали с 1705 по 1830 год. Возможно, отливали его для деревянной церкви-предшественницы.

Церковь Воскресения, вид с юго-востока. Фото 1965 года

Но вернемся к каменной церкви Воскресения. В 1787 году к основному объему (перекрытый сомкнутым сводом двусветный четверик с апсидой, трапезная и шатровая восьмигранная колокольня) пристроили два теплых придела: большой – во имя Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и малый – во имя Чудотворцев Изосима и Савватия. 

Интересно, что церковь, возведенная в середине XVIII века неизвестными мастерами, очень похожа на постройку века предыдущего. Историки архитектуры связывают это с тем, что в Поволжье, где была создана собственная архитектурная школа, неохотно расставались с традициями русского узорочья и медленно воспринимали барочные веяния. О том, что храм построен все же в эпоху русского барокко середины XVIII века, свидетельствует декор фасадов.

Вид с севера. Фото Алексея Паевского, март 2022 года

В ансамбль Воскресенской церкви входит каменный дом причта, который впервые упоминается в документах в связи с пожаром в мае 1758 года: на нем, как и на церкви, обгорела кровля. Квадратное здание на подклети с двухчастным асимметричным построением плана завершено четырехскатной кровлей. Стены и своды, перекрывающие помещение цокольного и жилого этажей, выложены большемерным кирпичом.

Фото Алексея Паевского, март 2022 года

На северном фасаде небольшие оконные проемы расположены в глубоких арочных нишах с боковыми откосами. Их форма, характерная для зодчества XV-XVII веков, дала в свое время историкам архитектуры повод утверждать: дом был построен на рубеже XVII-XVIII века, рядом с деревянной церковью Воскресения, а окна на южном фасаде с нарядными наличниками появились позже, в период постройки каменной церкви.

Фото Алексея Паевского, март 2022 года

Однако современные исследователи высказывают сомнение, что рядом с деревянным храмом (о существовании которого, как уже замечалось выше, не обнаружено документальных свидетельств) могли бы построить такой капитальный, дорогой в исполнении, дом причта. Вероятнее всего, дом причта, как и церковь, сознательно был построен в середине XVIII века в «дедовских» традициях, но с барочным декором. Схема внутреннего пространства дома довольно самобытна: здание разделено на две ассиметричные жилые палаты – большую и малую, а помещения основного жилого этажа и подклета покрыты при помощи оригинальной системы коробовых сводов с распалубками.

Дом причта. Фото не позднее 1976 года.

В 1941 году церковь Воскресения закрыли, в ней разместился соляной склад. Приход был восстановлен в 1990 году, к этому времени реставраторы воссоздали утраченную колокольню. В 1995 году церковь и дом причта признали памятниками истории и культуры федерального значения.


Текст: Александра Шапиро

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *