Петропавловский собор в Казани по сравнению со многими российскими древностями относительно молод: ему нет еще и трехсот лет. Но наш портал заинтересовали и великолепие его редкой для региона архитектуры, и история постройки, где популярные краеведческие мифы приходится отделять от документально подтвержденных фактов. «Российские Древности» несколько раз посещали этот памятник — и решили разобраться в его истории.

Откроем «Википедию» и начнем читать в ней статью о Петропавловском соборе в Казани. «Одноименная деревянная церковь стояла на этом месте с 1565 года. История нового собора связана с именем Петра I. 27-30 мая 1722 года, направляясь в персидский поход, Петр I посетил Казань. Это было уже третье посещение города Петром (первое состоялось в 1695 г. во время Азовского похода, второе – в 1708 г., когда в Казани было открыто адмиралтейство. Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, двухэтажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью. 30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшего ему в управление убыточные казенные суконные мануфактуры, Михляев решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла в камне, небывалой для Казани и всего Поволжья того времени высоты и роскоши».

Петропавловский собор. Литография из альбома «Виды Казани, рисованные с натуры Эдвардом Турнерелли», изданного в 1839 году в Лондоне. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Определимся с количеством визитов Петра I в Казань. В мае (24) 1695 года, согласно походным журналам, судно с царем в «4-м часу» подошло к Казани, стояло на якоре против реки Казанки, а в «11-м часу» снялось с якоря и отправилось дальше, пройдя Верхний Услон, Нижний Услон. Теоретически Петр I мог покинуть борт и направиться на шлюпке в Казань, однако сведений об этом нет. Визита же, связанного с «открытием в Казани адмиралтейства в 1708 году», просто не могло быть. Хотя бы потому, что указ Петра I об организации Казанского адмиралтейства последовал лишь в 1718 году. Что же касается даты «1708», то по данным биохроники Петра I, составленной доктором исторических наук Евгением Викторовичем Анисимовым, единственное, что связывает этот год, царя и Казань – петровское письмо Петру Матвеевичу Апраксину о назначении его губернатором Казани. Таким образом, из заявленных в «Википедии» трех царских посещений Казани остается одно – в 1722 году. Начнем развеивать мифы и о нем.

Петропавловский собор. Литография Анре Дюрана 1839 года. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


«Википедия» утверждает, что «30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие». Однако юбилей монарх отмечал в Нижнем Новгороде, куда прибыл еще 26 мая на струге «Москвитянин». Вот запись из походного журнала 1722 года, «писанном собственной рукою Петра Великого»: «30-го. Рождение Его Величества, кушали в доме Строгонова; и после полудня часу в 7-м, поехал Его Величество в путь, где палили с судна Его Величества из 3-х пушек, с города из 9-ти». В «Казанку реку» судно «Его Величества» пришло 2 июня «после полудня в 4-м часу». Петр I переночевал на борту струга, и 3 июня гребцы на галере доставили его в Казань. В походном журнале нет ни слова о том, что «император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, двухэтажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью». Собственно, император вообще ни у кого в Казани не останавливался: ночевали он и его свита на струге, а днем удостаивали визитами митрополита, губернатора, вице-губернатора и прочих официальных лиц. Имени Михляева среди них нет. Впервые каменный дом вблизи Петропавловского собора как место пребывания в Казани Петра I начинает фигурировать в «Краткой истории города Казани», изданной в 1847 году адъюнктом Казанского университета, директором астраханских училищ Михаилом Сампсоновичем Рыбушкиным. Ну а дальнейшее казанское краеведение уже превратило дом в «михляевский».

Собор на иллюстрации из журнала «Нива» 1875 года

Далее. Согласно походному журналу, 5 июня «в вечеру» его величество ездил в город… и осматривал суконных заводов». Так вот, уточнение «фабрики казенную и принадлежавшую купцу Михляеву; последняя, по своему устройству так понравилась государю, что он пожаловал Михляеву казенную фабрику», появилось лишь в издании походного журнала 1722 года, осуществленном в 1855 году. В свою очередь, легенда о том, что Петр I передал Михляеву убыточную казенную суконную фабрику со словами «Я надеюсь, что ты скоро доведешь ее до желаемого мною состояния», была изложена в знаменитых «Деяниях Петра Великого» Ивана Ивановича Голикова, изданных в 1788-1789 годах (в 1790-1797 годах выпущены еще 18 томов «Дополнений»). При всей монументальности труд Голикова содержал непроверенные факты, частые ошибки в прочтении рукописного материала; также отсутствовало критическое отношение к источникам. Современные исследователи, в частности, архитектор, автор многочисленных публикаций по истории Казани и казанского градостроительства Сергей Павлович Саначин, отделили «легендарное» от фактического. 

 
Собор на дореволюционной почтовой открытке

Так, в документах из различных фондов РГАДА, в надписях на предметах из казанского Петропавловского собора (напрестольный крест, Евангелие) фамилия купца Ивана Афанасьевича пишется как «Микляев». «Михляев», возможно, появилось из-за неверного прочтения надписи на лжице Петропавловского собора: «PETER MICHLAOFF». 

 Собор на фотографии 1894 года.

Далее, одни исследователи пишут, что на момент пребывания Петра I в Казани в июне 1722 года Иван Афанасьевич Микляев был владельцем суконного завода, построенного им в 1714 году, Саначин же считает, что в собственности такого завода у купца не имелось. Микляеву – крупному казанскому олигарху Среднего Поволжья – принадлежали два кожевенных завода, два винокуренных завода, 34 лавки, торговые конторы в Москве, Архангельске, Сибири, Кляхте, Персии, на Кавказе. В отчете вице-губернатора Казани Никиты Алферовича Кудрявцева о казенных расходах в 1717-1718 годах на содержание шерстяного (так тогда называли суконный) заводах есть сведения о приобретении сукна у «купчины» Ивана Микляева.

Южный фасад. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Но так или иначе, Петр I передал казенный суконный завод Микляеву не во время своего посещения Казани, а двумя годами позже. Вот письмо императора от 15 июня 1724 года. «Господин Микляев, Мы, ведая ваше доброе состояние, отдаем вам казанской шерстяной завод с готовым домом и со всеми станами и протчими инструментами. Только вы прилежите свое старание оной размножить для своего интересу; а какое в том заводе надобно вам вспоможение, о том пишите к нам в кабинет также и в мануфактур коллегию. А мы не толко что тебе будем помогать, но и в милости своей вас не оставим.У подлинного указу за подписанием собственной императорского величества руки тако Петр». Кроме того, император передал казенный завод Микляеву не в собственность (как часто пишут краеведческих интернет-статьях), а в управление (как неожиданно верно написано в «Википедии»). В потомственное владение суконный завод перешел лишь наследникам Микляева в 1735 году. 

Северный фасад и гульбище. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Теперь вернемся к «Википедии» и ее утверждению: Микляев решил построить новый каменный Петропавловский собор в память о пребывании императора в Казани и в благодарность за передачу ему казенной суконной мануфактуры. Из писцовых книг Казани 1566-1568 годов известно о существовании предшественницы собора – приходской деревянной церкви «верховных апостола Петра и Павла», которую поставили некий поп Василий и миряне. Однако, по данным, приведенным Саначиным, Микляев (значимый для Казани и окрестных сел храмоздатель), задумал возвести каменный Петропавловский храм еще до визита Петра I в Казань. В 1720 году он заключил два договора о поставке извести и камня «к строению церкви Петра и Павла». По первому договору помещичьи крестьяне села Ключищи Свияжского уезда обязались дать в декабре «извести 400 кадей, самой доброй, кипелки, до 400 камени степенного»; по второму – помещичьи крестьяне из деревни Завражной должны были поставить в декабре же 20 кадей извести и 200 штук камня. Вызолоченный серебряный, с камнями и жемчугом, напрестольный крест Микляев предназначил для Петропавловского собора незадолго до прибытия Петра в Казань.

Северный фасад. Май 2018 года. Фото Александры Шапиро

Надпись на рукояти креста гласила: «1722 года месяца мая 9 числа. Состроил сей святой крест себе в мощми усердною своею любовию и желанием Иоанн Микляев во славу на нем Распятого христа и во спасение вечное душие совея и по избавление от бед и напастей поклоняющихся Ему. Аминь». Конечно, посещение императором Казани, только укрепило купца в намерении продолжать строительство храма с новым, «громким» посвящением «в память похода императора Петра Великого в Персию». И, конечно же, долгое время существовавшая казанская легенда об участии в закладке храма Петра I, документально не подтверждена. Неизвестно так же, по какому случаю и когда новый Петропавловский храм получил статус соборного. «Едва ли не со времени построения его купцом Михляевым» – писали «Известия по Казанской епархии» в 1875 году.

Колокольня. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Принято считать, что Микляев захотел значительно «возвысить» против обычного типичный для того времени посадский храм, однако местные мастера ошиблись в расчетах и доведенное до сводов сооружение рухнуло. Также полагают, что для возобновления строительства Петр Iприслал своих мастеров. К преданиям, не подтвержденнмх документами, относится утверждение: вместе с петровскими приехали и зодчие из Флоренции. 

Освящение построенного Петропавловского собора состоялось уже после смерти Петра I – 3 апреля 1726 года. Главный холодный храм, разместившийся на втором этаже, посвящался святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, теплый храм на первом этаже – Сретению Господню. Сретенский храм имел два придела: Живоносного источника и Рождества Иоанна Предтечи.

Вход на галерею с юга. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Главный подход к собору был задуман с севера, со стороны Кремля и Гостиного двора – с этого ракурса высотный архитектурный ансамбль выглядел особенно внушительно. Со временем северную сторону застроили домами, и главный вход в собор стал располагаться с юга. Второй этаж с севера и запада огибает широкая открытая галерея, откуда и сейчас открывается панорамный вид на Казань и окрестности. С юга на галерею ведет «изломанная лестница», с севера (со стороны бывшего главного входа) – прямая.

Галерея. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Иван Афанасьевич Микляев вложил в собор напечатанное в 1681 году Евангелие в окладе с самоцветами и яхонтами, святую чашу, серебряное кадило, драгоценные иерейские ризы и стихарь, дискос, ту самую лжицу с надписью «PETER MICHLAOFF» – предположительно, подарок Петра I. Главным украшением собора стал 25-метровый семиярусный иконостас с барочной золоченой резьбой.  В 1726 же году к северо-востоку от собора, недалеко от алтаря, воздвигли шестиярусную колокольню. В 1728 году Иван Афанасьевич Микляев составил завещание (за неимением других данных год завещания стал считаться и годом смерти»), в котором просил: «тело мое грешное предати персть персти и положить при церкви святых первоверховных апостол Петра и Павла в усыпальнице под колокольнею».

Апсиды храма и колокольня. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Сегодня результат трудов и иждивения купца Микляева – Петропавловский собор – считается исключительной редкостью Поволжья, необычным образцом нарышкинского барокко. Многоцветие отделки фасадов, их богатая лепнина (изображения цветов, листьев, винограда, яблок, слив, персиков, груш, похожие на букеты капители полуколонн), великолепные изразцы – все это удивляло современников и восхищает до сих пор. В 1829 году, с 23 по 26 мая, Казань посетил знаменитый немецкий ученый и путешественник Александр фон Гумбольт с коллегами – натуралистом Христианом Готфридом Эренбергом и минералогом Густавом Розе. В дорожных записках ученых Петропавловский храм был назван «церковью удивительной архитектуры», имеющей «чисто японскую форму», и снаружи «испестренной множеством фигур, раскрашенных самыми яркими цветами». «Эта пестрота однако очень приятна для глаза». Считается, что изначально декор был белым, контрастирующим с красным кирпичом фасадов.

Часы колокольни. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Наличник. Май 2018 года. Фото Александры Шапиро

Оформление входов. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Наличник. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

За время бытования храм пережил пять опустошительных казанских пожаров: в 1742,1749, 1774, 1815 и 1842 годах. В течение XIX столетия дважды проводилась тщательная реставрация с привлечением больших средств и лучших специалистов: например, в 1824-1825 годах многочисленные иконы на фасадах поновлял известный казанский художник Василий Степанович Турин.

Элемент декора. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Элемент декора. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Фасадная икона. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

Декор восьмерика. Март 2022 года. Фото Алексея Паевского

В 1888-1890 годах, когда собор обветшал из-за большой нагрузки на старый фундамент, реконструкцией руководил Михаил Нилович Литвинов – гражданский инженер, архитектор, в 1886 году назначенный городским архитектором Казани (в 1894 году он войдет в комиссию, ведающую раскопками в Московском Кремле, в 1897-м станет смотрителем храма Христа Спасителя в Москве). Работы Литвинов вел, руководствуясь чертежами собора, которые составил в 1815 году казанский губернский архитектор Александр Кириллович Шмидт. Литвинову удалось восстановить первоначальные лепнину и фасадные иконы (87 – на соборе, 4 – на колокольне), подвести новые надежные фундаменты под собор и накренившуюся колокольню, разобрать аварийные северные приделы и заново выстроить их уже из кирпича, а не из камня. С разрешения Московского археологического общества кровлю выкрасили в «шахматы» зеленой и кубовой краской.

В 1922 году из ризницы собора были вывезены все ценности, в 1930-м – сняты колокола. В 1939 году собор закрыли, разместив в нем партархив. Усыпальницу Микляева под колокольней разорили. В 1964 году верхний Сретенский храм переоборудовали под планетарий, срезав укреплявшие свод связи, а в 1967 году в верхнем храме разместили реставрационные мастерские Госмузея ТАССР: перед иконостасом поставили бильярд, в алтаре устроили «красный уголок» и подобие конференц-зала. Верующим Петропавловский собор вернули в 1989 году. С 2016 года проводятся масштабные восстановительные работы по фундаментам, фасадам интерьерам собора.


Текст: Александра Шапиро

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *