В 00 часов 48 минут («за полтретья часа до рассвета») 30 мая 1672 года в Москве родился будущий российский император Петр I. Мы понимаем, что это — старый стиль, но для портала «Россиийские древности» личность Петра — знаковая, ибо именно правление Петра традиционно «отсекает» древнее от нового. Поэтому в период между 30 мая и 9 июня на портале появится несколько новых материалов, связанных с первым российским императором, а в соцсетях мы вспомним и старые публикации. В январе 2022 года к 350-летнему юбилею Петра I в Государственном Эрмитаже открылись первые три зала обновленной «Галереи Петра Великого». «Российские древности» побывали в Санкт-Петербурге, чтобы увидеть мемориальные предметы, связанные с именем основателя отечественных музейного дела и археологических изысканий, коллекционера. Из экспозиции мы выбрали несколько изображений императора с интересными историями.

Рисунок памятника Петру I, выполненный Бартоломео Растрелли в 1716 году. Хранится в РГАДА.

В 1715 году, 1 сентября, в Париже скончался «Король-Солнце» Людовик XIV. Петр I, обладавший удивительной способностью находить талантливых людей, справедливо предположил, что «понеже король французский умер, а наследник зело молод, то, чаю, многие мастеровые будут искать фортуны в иных государствах». И поручил пребывавшему во Франции капитану-лейтенанту Конону Никитичу Зотову: «наведывайся о таких и пиши, дабы потребных не пропускать». «Потребным» оказался бывший придворный архитектор, скульптор, литейщик Бартоломео Растрелли, дворянин с титулом графа. Уже 15 октября 1715 года итальянец подписал контракт, по которому обязался «ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе Его Царского Величества три года во всех художниках и промыслах, которые он знает». «Забегая вперед, скажем: Растрелли останется в Санкт-Петербурге до конца жизни (он умрет за неделю до восшествия на престол дочери Петра I – Елизаветы), а его сын Бартоломео Франческо или Варфоломей Варфоломеевич Растрелли будет знаменитым русским архитектором, основоположником так называемого елизаветинского барокко, в частности – проектировщиком и строителем Зимнего дворца для императрицы Елизаветы Петровны.

Памятник Петру I на фото-тинто-гравюре из «Собрания видов и достопримечательностей Петербурга», изданных в 1911 году Товариществом «Образование».

В 1716 году родился замысел конной статуи Петра: после побед в Полтавской битве и Гангутском морском сражении нужно было создавать образ царя-победителя, царя-триумфатора. К 1716-1717 годам относятся эскизы монумента, хранящиеся ныне в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве. (Снова забежим вперед: первый конный памятник в истории отечественного искусства – первый же памятник с прижизненным изображением Петра I – будет отлит лишь в 1744 году; простоит под навесом всеми забытый полвека; встанет перед входом Михайловского замка петровского правнука императора Павла Iлишь в 1800 году – то есть на 18 лет позже Медного всадника на Сенатской площади). В 1719 году Растрелли приступил к лепке фигуры царя и для портретного сходства снял с его лица маску.

Голова Петра I, выполненная Бартоломео Растрелли из тонированного гипса в 1721 году. Фотография из издания В.В. Стасова «Галерея Петра Великого в Императорской Публичной библиотеки» 1903 года.

Петру I, который, кстати, часто указывал «снимать формы с лица» для изготовления восковых или алебастровых «персон» людей из своего окружения, пришлось во время создания маски дышать через вставленные в нос трубочки. А в ноябре 1721 года Растрелли «по своему чертежу и модели», то есть по маске, сделал из гипса «голову» Петра I. «Документальной» точность маски сочеталась в этой работе с художественной выразительностью. Скульптор трудился три дня и получил гонорар в 15 рублей. Сейчас «голова» экспонируется в «Галерее Петра Великого» в Эрмитаже.

Гипсовая голова Петра I работы Растрелли в наши дни. Фото Александры Шапиро, май 2022 года.

Гипсовая голова Петра I работы Растрелли в наши дни. Фото Александры Шапиро, май 2022 года.

Другая «персона» Петра I – на основе все той же маски – была сделана Растрелли в начале 1720-х из гипса, покрытого раскрашенным «в натуральный колер» воском. Глаза (эмаль на золотых пластинах) выполнил один из первых в России художников-эмальеров и портретных миниатюристов, «финифтяного дела мастер» Андрей Григорьевич Овсов. А парик на «голове» и, скорее всего, усы сделаны из подлинных волос Петра I, состриженных в 1722 году из-за сильной жары во время Персидского похода.

Портрет Петра I из гипса и воска работы Растрелли. Гравюра П.П. Ландони по рисунку неизвестного итальянского художника, начало XIX века (?). Фотография из издания В.В. Стасова «Галерея Петра Великого в Императорской Публичной библиотеки» 1903 года.

Портрет Петра I из гипса и воска работы Растрелли. Гравюра П.П. Ландони по рисунку неизвестного итальянского художника, начало XIX века (?). Фотография из издания В.В. Стасова «Галерея Петра Великого в Императорской Публичной библиотеки» 1903 года.

Портрет Петра I из гипса и воска работы Растрелли. Фотография из издания В.В. Стасова «Галерея Петра Великого в Императорской Публичной библиотеки» 1903 года.

Известно, что первом, составленном еще в XVIII веке, описании коллекций Кунсткамеры, упоминается сундучок с волосами монарха. По легенде этот бюст Петра I в латах был подарен им кардиналу Пьетро Оттобони – за содействие по отправке из Рима в Санкт-Петербург античной, неизвестного мастера, статуи Венеры (позже названной Таврической из-за установки в саду Таврического дворца).

Портрет Петра I из гипса и воска работы Растрелли в наши дни. Фото Александры Шапиро, май 2022 года.

Портрет Петра I из гипса и воска работы Растрелли в наши дни. Фото Александры Шапиро, май 2022 года.

Документально легенда не подтверждена, хотя обычай Петра I дарить свои «персоны» известен: так, в феврале 1724 года Растрелли вручил жениху царевны Анны Петровны герцогу Карлу-Фридриху Гольштейy-Готторпскому бюст будущего тестя, «сделанный из особого рода гипса и окрашенный металлическою краскою». Однако какими-то путями бюст Петра I к кардиналу Пьетро Оттобони попал, а от него – к коллекционеру живописи, собирателю редкостей кардиналу Сильвио Валенти-Гонзага, затем к его племяннику нунцию Валенти. Потом владелицей бюста стала одна из представительниц итальянского дворянского рода Одескальки. В 1861 году историк и искусствовед, будущий первый директор Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов по поручению императора Александра II купил бюст Петра I у княгини Одескальки. Мемориальную галерею с подлинными вещами великого предка открыл в Зимнем дворце еще его отец – император Николай I. Так почти через сто сорок лет «персона» работы Растрелли вернулась на родину. Существует гравюра «Петра Павла» Ландони с рисунка неизвестного итальянского художника, запечатлевшего бюст еще в итальянский период его бытования. На рисунке голова императора несколько лысовата, возможно, более густую шевелюру скульптура приобрела уже в России. Исполнение лат также имеет различия. Сегодня хрупкий, почтенного возраста скульптурный портрет хранится в специальной витрине: герметичной, с особым освещением и регулированием температуры и влажности.

Бартоломео Растрелли еще раз снимет маску с лица Петра I, а также слепки с рук 28 января 1725 года – посмертно. Кроме Растрелли к смертному ложу были приглашены и художники, в частности, Луи Каравак – француз, прибывший в Санкт-Петербург в один год с Растрелли, один из видных представителей россики, автор портретов Петра I и его семьи. Каравак написал этюд к посмертному портрету по желанию дочери усопшего Елизаветы, в то время, когда тело уже перенесли из маленькой государевой «канторки» на парадную постель в «большую салу» Зимнего дворца.

«Петр I на смертном одре» Луи Каравака. Фото Александры Шапиро, май 2022 года.

Потом, по легенде, уже императрица Елизавета Петровна передаст портрет в семью своего приближенного графа Ивана Григорьевича Чернышева – сына петровского сподвижника. А в 1812 году один из первых библиотекарей Императорской Публичной библиотеки Михаил Иванович Антоновский (которому, к слову, на заре карьеры покровительствовал граф Иван Григорьевич Чернышев) преподнес работу Каравака императору Александру I. В 1848 году при устройстве Николаем I в Зимнем дворце петровской мемориальной галереи реставратор Федор Табунцов надставил старинный холст, дописав фон, тело императора в рубашке, подушки, покрывало. Границы живописи Каравака были раскрыты и обозначены уже при современной реставрации.

«Петр I на смертном одре» Луи Каравака. Фрагмент 1725 года. Фото Александры Шапиро, май 2022 года.

Текст: Александро Шапиро

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *