Сегодня отмечается 350-летие со дня рождения первого российского императора, Петра Алексеевича. Мы уже делали и вспоминали публикации, связанные с его именем: это и его личная аптечка, и один из его ботиков, и сибирская коллекция Петра I, и Петропавловский собор в Казани, и тобольский кремль, план которого утверждал будущий император, и даже прижизненные его портреты. Сегодня мы завершим этот цикл еще одним любопытным артефактом, на котором – самый (или один из самых) ранних прижизненных портретов Петра. И не только его.

Начнем мы издалека. Напомним, что после крещения Руси Владимир Святославич начал чеканку собственной монеты – как в серебре («сребренники»), так и в золоте («златники»). Это была не столько монета для полноценного денежного обращения, сколько статусный жест: так Владимир подчеркивал вхождение Руси в круг «цивилизованных» стран (о них тоже будет наш специальный материал).

Златник Владимира

Эту традицию отчасти, но ненадолго, поддержали потомки Владимира – его дети Святополк и Ярослав, а затем – Олег Тмутороканский. Но уже только в серебре. После Владимира золотые монеты не чеканились на Руси очень долго, и их функцию в первую очередь выполняли золотые дукаты, которые шли на Русь в первую очередь из Венгрии. Так появился термин «угорский» в значении «золотой» (монета)». 

Вернемся же теперь к нашему Петру и его родственникам. После смерти его старшего брата, Федора Алексеевича, на престол формально взошли Петр и Иван – под «присмотром» старшей сестры Софьи, которой тоже была не чужда жажда власти. И именно Софья организовала чеканку угорских в качестве донативных монет – то есть монет, которые не уходят в общегражданское обращение, а которыми одаривается тот или иной круг людей. Такие монеты будут чеканиться все время существования Российской Империи. 

Аверс угорского 1687 года

Софья чеканила угорские для того, чтобы награждать участников крымских походов 1687 и 1689 года. 

За поход 1687 года вручали небольшие монеты диаметром 19,8 миллиметров и массой 3,2 грамма, на одной стороне которой был крупный портрет Софьи и надпись «Ï Г Б Ц Ï К С А В В Ï И Р С», что означало «…и Государыня благоверная царевна и княжна Софья Алексеевна всея Великия и иных России самодержцы», а на другой – портреты братьев Ивана и Петра в царском облачении и аббревиатура  «Б М В Г [ Ц Ï К Ï А ] П А» — «Божию Милостию великие государи цари и князи Иван Алексеевич и Петр Алексеевич». То, что облик Софьи был крупнее, как бы намекал…

Реверс угорского 1687 года

В любом случае, поскольку походы были неудачные, и по другим причинам, в 1689 году Петр уже воспротивился чеканке такой же монеты. На обеих сторонах новой монеты был отчеканен двуглавый орёл, упоминание Софьи также осталось, но только в виде двух букв «С А» в длинной круговой надписи. Петр уже начал свой путь к императорскому венцу. 

Текст: Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *