Что зодчие скрывали в стенах древнего собора, почему дату его постройки так трудно вычислить, что добавилось к храму после реставрации и чего он недосчитался, рассказывает портал «Российские древности», который отправился во Псков, чтобы на месте изучить один из двух сохранившихся древнейших памятников города.

Вид с северо-запада. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года

«Меньшой брат» Великого Новгорода, Псков, не менее богат архитектурой. Однако построек домонгольского времени в нем гораздо меньше. Их и было-то четыре (конечно же, речь о каменных храмах), а до наших дней дошло всего два памятника (если не считать фундамент храма Дмитрия Солунского). Впрочем, в России таких мест – с домонгольскими храмами –  вообще всего ничего. 

Своды храма, основной барабан. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года

Интерьер храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года

Об одном из них, всемирно известном Мирожском соборе, разговор пойдет чуть позже. Иностранные туристы, приезжающие в Псков, в первую очередь едут именно сюда — посмотреть на знаменитые фрески. Однако почти симметрично по отношению к Крому, на той же стороне реки Великой, только выше по течению, расположен другой храм, о котором помимо специалистов мало кто знает, — собор бывшего монастыря святого Иоанна. 

В тени Мирожского монастыря: проблемы датировки

Про Иоанновский собор, несмотря на то, что он в 1949—1950 годах был восстановлен в формах XII века, до сих пор написано сравнительно мало. Более того, достаточно долго считалось, что собор построен в 1240-х годах, и на экскурсии вам могут назвать и эту дату. Ее же вы можете встретить и в путеводителях.

Вид с запада. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года

Это связано с тем, что среди четырех домонгольских храмов точно датирован только один — Дмитровский собор. А Иоанновский храм в источниках впервые встречается только под 1243 годом (Новгородская первая летопись). Из этой записи следует, что храм находился в женском монастыре и служил усыпальницей псковских княгинь. По преданию, монастырь был основан княгиней Евфросиньей Рогволодовной, женой князя Ярослава Владимировича, которую в том самом 1243 году умертвили в Ливонии, и которую похоронили в соборе Иоанновского монастыря.

Монастырь в начале XХ века

 Но, как водится, то, что раньше храм не упоминался, еще не значит, что его раньше не существовало. И здесь нам помогут исследователи древней архитектуры, которые утверждают: здание XII века, а точнее, 1140-х годов.

Почему 40-е годы XII века?

Этот храм очень близок церквям Мирожи и Дмитрия Солунского по своей архитектуре и по строительной технике. В XIII веке строили уже по-другому. Но самое главное, что нам может помочь, — это размер плинфы — тонкого кирпича, из которого строили в то время. Как установил в свое время выдающийся историк архитектуры Павел Раппопорт, по размерам плинфы можно достаточно точно установить время постройки здания, а ошибиться на век в любом случае просто невозможно.

Фресковая табличка у входа в храм

По таблице, составленной другим выдающимся ученым, Григорием Штендером, для памятников новгородского круга, кирпичи этого собора — 38 x 23 x 3,5-5 см — относятся к 40-м годам XII века. Судя по всему, храм строила та же артель новгородского князя Всеволода, которая строила три остальных псковских храма XII века: Троицкий собор, собор Мирожского монастыря и Дмитрия Солунского, из которых до наших дней дошел только второй.

Храм в 1917 году.

В Иоанновском соборе очень заметно развитие тех новшеств, которые наметились в предшествующих новгородских памятниках. К слову, некоторые исследователи видят в нем развитие форм храма Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (точнее – второго этапа его развития – мы об этом писали). 

На его фасадах, кроме западного, нет декоративных двухступенчатых ниш. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Храм увенчан тремя главами, но в отличие от новгородских соборов, эти главы расположены симметрично, и функционального значения у них нет – кроме дополнительного света в храме. Видимо, это лишь дань традиции.

Подкупольное пространство одного из малых барабанов. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года

Существенное новшество — лестница для подъема на хоры (своеобразный «второй этаж»), проходящая не в башне, а в толще стены; потом это достаточно часто будет использоваться в зодчестве Древней Руси. Сейчас самих  древних хор уже не осталось: они были деревянными, но следы от опор, на которых лежал пол, и от перильной балки остались. Ныне хоры снова есть. 

Забавно, что зодчие, похоже, постарались максимально использовать стены, до которых можно было добраться с хор. Давно было известно о нишах-шкафах. При детальном обследовании в 1980-е годы в стенах было открыто несколько ниш-тайников с 53 иконами XIV-XVI веков.

Реконструкция первоначального облика собора. Из статьи С.П.Михайлова «Исследование собора Иоанна Предтечи во Пскове»,  КСИА, вып. 172.


А вот типичная псковская колоколенка, расположенная на одной из стен храма, — более поздняя пристройка, отнюдь не нарушающая его облика. Раньше близ стены стояла на четырех столпах отдельная звонница, существовавшая еще в XIX веке. До реставрации у храма сохранялся и более поздний Андреевский придел (он точно существовал в XVIII веке, потом обветшал и в 1845 году его заменили на новый), который тоже был разобран, а до реставрации использовался как клуб.

Южный фасад с колоколенкой. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года

Апсиды храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года

Впрочем, и после первоначального послевоенного восстановления 1940-1950-х годов храм не использовали по назначению (даже как музей): собор использовался как склад угля, а потом — бумаги для городской типографии. В 1970-х годах снова провели реставрационные работы, а в 2007 году храм юридически передан Крыпецкому Иоанно-Богословскому монастырю, расположенному в 22 километрах от Пскова — для учреждения подворья, каковым Иоанновский собор и остается на момент 2022 года. Поэтому и книгу о соборе издал Крыпецкий монастырь, и в книжной лавке при нем много изданий об этом монастыре, экспедиция к которому еще впереди.  

Крыпецкий монастырь

К сожалению, в Иоанновском соборе почти не сохранилась живопись, только небольшие остатки орнаментов на откосах окон и на юго-западном столбе. Но и по ним можно судить, что расписан храм был не сразу после постройки, а несколько позже, судя по стилю, местными мастерами. Сейчас фрагменты живописи укреплены и изучаются.


Текст: Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *