О храме-матрешке, о том, сколько на самом деле глав было у знаменитого владимирского храма и как ему на помощь пришли знаменитые москвичи, рассказываем в очередном выпуске портала «Российские древности». Сегодняшний рассказ для создателя портала очень важен – ведь именно с этого памятника началось для 18-летнего одессита увлечение древнерусской архитектурой. 

Вид собора с птичьего полета. Древняя пятиглавая часть в XIX веке сначала дополнена колокольней, а затем храмом между ними

Сегодня наш рассказ пойдет об одном из самых известных, но в то же время самых сложных и запутанных для истории архитектуры памятников. Споры о его внешнем облике ведутся уже более полувека, хотя этот собор XII века прекрасно сохранился до наших дней. Как такое может быть? Давайте обо всем по порядку. Итак, Успенский собор во Владимире.

Так случилось, что нынешний Успенский собор имеет двух заказчиков строительства и два времени постройки. Сначала его выстроил князь Андрей Боголюбский. Мы уже рассказывали вам про его постройки – Боголюбовский дворец, от которого сохранился лестничный переход и знаменитая церковь Покрова на Нерли

Северо-западный угол древнего храма. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Лаврентьевская летопись сообщает о том, что собор был заложен 8 апреля 1158 года. Другая летопись, так называемая Летопись Авраамки, дает другую дату — 8 мая. 

В любом случае, в 1160 году главных храм Владимира был завершен: «Создана бысть церки святая Богородица (в домонгольской Руси «храм Богородица» почти всегда означал церковь Успения Богоматери – РД) в Володимери… князем Андреем; и украси ю дивно… и верх ея позлати… приведе ему Бог из всех земель мастеры». 

Вид с северо-востока. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Южные главы собора. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

То есть, к 1160 году Андрей Боголюбский выстроил кафедральный собор и пригласил отовсюду мастеров для украшения его: росписей, украшения стен резным камнем, изготовления икон и церковной утвари. В 1161 году храм начали расписывать.

Вырезки из листов кровли Успенского собора во Владимире (1158-1160-е годы) с буквами. Медный сплав, позолота, гравировка. Коллекция Государственного исторического музея

Но храм Андрея в том виде, в котором он был создан, не простоял и четверти века. В 1185 году во Владимире случился сильнейший пожар, который достаточно сильно повредил здание. Новый князь, младший брат Андрея Боголюбского, десятый сын Юрия Долгорукого Всеволод III, прозванный потом за большое количество детей Большим Гнездом, решил не сносить обгоревшее здание, а провести капитальный ремонт и обстроить его, тем более что городу уже требовался храм побольше.

Собор на почтовой марке России 2001 года

Так в 1186-1189 годах получился храм, который дошел до нашего времени почти без изменений. Лишь только в 1810 году с запада перед храмом построили колокольню, а в 1862 по проекту Николая Артлебена соединили колокольню с храмом Георгиевским приделом. Ну и в конце XIX века появившиеся за время жизни храма луковичные пять глав заменили аутентичеными шлемовидными и убрали массивные контрфорсы, которые хорошо заметны на старинных гравюрах и фотографиях. 

Собор до переделки 1880-х

Фото С.М. Прокудина-Горского, 1911 год. Обратите внимание, что тогда была позолочена только центральная глава

Но каким был собор Андрея Боголюбского? О внешнем облике этого храма ведутся бурные дебаты очень давно. Сумятицу вносят и летописи, некоторые из которых говорят, что Андрей построил храм «о пяти главах», а иные пишут об одноглавии храма Боголюбского и пятиглавии храма Большого Гнезда.

Реконструкция храма (пятиглавая) от Сергея Заграевского

Это противоречие легко объяснить, приняв гипотезу о том, что сначала храм был одноглавым: естественно, летописец XIV века мог сразу писать о выстроенном храме как о пятиглавом, не зная деталей. Слишком маленькое время простоял храм Андрея против столетий пятиглавого шедевра Всеволода.

Впрочем, до сих пор современные авторы пишут и о пятиглавом храме (Сергей Заграевский) и об одноглавом (Сергей Шаров-Делоне), и споры ведутся нешуточные. Зато интересную историю можно рассказать о самой первой реконструкции первоначального облика. Выдающийся исследователь Николай Воронин еще в 1945 году, опираясь на известные ему аналоги, предположил, что с запада к углам основного объема храма примыкали две лестничные башни, ведущие на хоры. 

Кочующие из книжки в книжку неудачный ранний вариант аксонометрии собора от Николая Воронина и его жа более реальный план собора времени Андрея Боголюбского

Но уже шесть лет спустя раскопки в соборе показали, что никаких дополнительно пристроенных лестничных башен не было, и Воронин в своем капитальном двухтомнике «Зодчество Северо-Восточной Руси», равного которому по фундаментальности до сих пор больше (увы!) не было, опубликовал рисунок уже как «первоначальный опыт», неудачный. И рядом опубликовал план того, как он стал видеть храм после раскопок Александра Столетова. 

Полностью не совпадающий с рисунком с двумя башнями. Но тексты никто не читает, видимо, до сих пор по учебникам, научным и научно-популярным трудам гуляет совместный рисунок «реконструкции Успенского собора» и не совпадающий с ним план.

Успенский собор, как и другие постройки Боголюбского и Всеволода, тоже немного украшен каменной резьбой. Аркатурно-колончатый пояс, опоясывающий храм снизу завершают человеческие и львиные маски (знаменитые белокаменные «котики»), подобные маски можно увидеть и на апсидах, а на южной стене в белокаменной кладке можно увидеть фрагмент рельефа «сорок мучеников Севастийских». 

Одно из прясел западной стены. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Резьба западной стены. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Один из входных западных порталов собора. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Белокаменная резьба западного фасада. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Белокаменная резьба. Львиная маска. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Белокаменная резьба апсиды. Львиная маска. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Фрагмент композиции «Сорок мучеников Севастийских«. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Однако история собора ценна не только двумя архитектурными памятниками XII века, спрятавшимися друг в друга подобно матрешке. К началу XV века живопись собора уже была в печальном состоянии. И большую часть ее поручили обновить двум знаменитым московским мастерам и друзьям, монахам Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Некоторые фрески 1406 года дошли до сих пор. Впрочем, можно найти и фрагменты фресок XII века. С 10 до 17 часов в храме – музейное время, можно купить билет и насладиться шедеврами форм. 

Страшный Суд. Фреска Андрея Рублева и Даниила Черного. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Страшный Суд. Фреска Андрея Рублева и Даниила Черного. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Христос на Страшном Суде. Фреска Андрея Рублева и Даниила Черного. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Фреска Андрея Рублева и Даниила Черного. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Трубящий ангел. Фреска Андрея Рублева и Даниила Черного. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Древний растительный орнамент. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Фрагмент фрески XII века. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

В основном же интерьер собора — поздний. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

А для автора этих строк Успенский собор вместе с находящимся рядом с ним Дмитровским храмом (о нем и о Всеволоде Большое гнездо мы поговорим через несколько дней) стал в 1993 году первым древнерусским домонгольским храмом, увиденным вживую, и послужил началом любви и изучения древнерусской архитектуры и вообще Древней Руси и – почти три десятилетия спустя – к появлению нынешнего портала. 

Памятная табличка на соборе. Фото Алексея Паевского, июль 2022 года

Успенский и Дмитровский соборы. Фото Алексея Паевского, зима 2017 года

Текст: Алексей Паевский

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *