В августе 2022 года команда «Российских древностей» совершила очередное большое путешествие по памятникам архитектуры и археологии нашей страны. В этот раз мы проехали весь Кавказ, но им не ограничились. Завершив кавказский тур в Дербенте, мы отправились домой через много областей вдоль Волги. И именно здесь, в низовьях этой реки, в Астраханской области, мы нашли один из самых старых буддийских храмов России – Хошеутовский хурул. Конечно, он молод по сравнению с почти всеми памятниками, которые попали на веб-страницы нашего сайта, но тем не менее – все в мире относительно, и 205-летнее здание для тех же городов США было бы очень, очень древним. Тем более, это – единственный сохранившийся до наших дней дореволюционный калмыцкий храм.  Итак, мы отправляемся в село Речное (бывшую Тюменевку), в которое можно добраться либо проехав 143 километра от Астрахани по твердым дорогам, либо чуть более восьмидесяти – но воспользовавшись паромом через Волгу, который ходит только днем каждый час. Мы избрали первый вариант для надежности.

Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Итак, вернемся к нашим буддистам. Калмыцкий нойон (князь) Серебджап Тюмень всю свою жизнь бы воином. Уже в 22 года с отрядом из 500 калмыков из своего Хошеутовского улуса Астраханской губернии он воевал за Россию против непокорных закубанских черкесов, а в 1812 году Второй калмыцкий полк майора Тюменя героически воевал при Пружанах, бил французов при Березине и дошел до Фер-Шампенуаза. В конце 1814 года Серебджап Тюмень вернулся в Астрахань в чине подполковника. 

Портрет калмыцких князей Тюменевых (справа налево братья Серебджаб, Батыр и Цзерен Норбу) работы Карла Гампельна, первая половина 1820-х гг.

После победы Тюмень побывал в Петербурге (да, в России бывает и так – Тюмень – мужчина, и он мог приехать в столицу). Привыкшего к степям Калмыкии Серебджапа удивляло буквально все, но больше всего его поразил Казанский собор с его колоннадой, «распахнутой» к Невской першпективе. Тем более, что она очень напомнила родовой знак Тюменей – натянутый лук. Именно там у князя возникла мысль построить на родине, в своем имении Тюменевка на месте деревянного хурула – обители/храма/монастыря в калмыцком ламаизме – каменный, «похожий» на Казанский собор хурул-памятник в честь всех калмыков-участников войны 1812 года.

Проект был заказан еще одному Тюменю – Батуру-Убуши, которому помогал буддийский монах Гаван Джимбе. Храм был закончен в 1817 году.

План хошеутовского хурула

Главный каменный храм (сюме) хурула в плане отчасти повторял в миниатюре Казанский собор – только в странной и причудливой смеси буддийской калмыцкой архитектуры и классицистического православия.

Хурул на старинной открытке после реставрации 1907 года

А вот что сообщает о храме научный материал, подготовленный Национальной библиотекой Республики Калмыкия:

«Хошеутовский, или Тюменевский, хурул представлял собой комплекс сооружений, обнесенных единой оградой. Главный храм — построенный по плану Казанского собора (архитектор А. Н. Воронихин) и повторяющий также в плане рисунок тамги (родового знака) Тюменей — лука со стрелой. С двух сторон от большого соборного здания располагались два малых храма для богослужений Будде, врачевания Манла и защитникам веры докшитам (Манлан и Докшадын ерге). Рядом находилась часовня (цаца).

Еще одна открытка с хурулом

Хурульный комплекс с устремленным ввысь центральным храмом и симметрично отстоящими по обе стороны малыми храмами являл собой синтез классической строгости, монументальности композиционного строения и причудливых форм восточной архитектуры с многоярусными членениями, завершавшиеся вогнутыми крышами, буддийскими символами в виде субурганов и ганчжиров. Цветовое решение комплекса построек — желтого цвета стены и зеленые крыши — символично и созвучно природному колориту степи».

Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Интересно, что тамгу Тюменей можно было увидеть и почти на каждом кирпиче, из которых сложен хурул.

Тамга Тюменей на кирпиче хурула

Вокруг храма расположились в кибитках кочевые хурулы Декшидын и Манлан, которые по преданию, прибыли из Джунгарии. Благодаря братьям-художникам Григорию и Никанору Чернецовым, мы можем видеть, как выглядел весь комплекс в 1838 году и снаружи, и изнутри. 

Н. и Г. Чернецовы. Калмыцкий хурул (храм) у князя Тюменя
в 70 верстах от Астрахани.

«Внутри храма стены молельни были покрыты голубой краской с переходом в синий на сводах. Небесный цвет символизировал обитель небожителей. Алтарь был окрашен в красный цвет будды Амитабхи. Стена над дверью расписана в красно-коричневой гамме.

Арки, соединяющие центральный и боковые нефы, расписаны по толщине стены в четыре цвета: желтый, красный, зеленый и синий. Поддавшись первому впечатлению, можно ассоциативно связать роспись арки с радугой. Но нарушение спектрального порядка цветов наталкивает на мысль, что это символические цвета четырех небесных будд.

Экспедиционный «Красный просвещенец» у хурула. Фото Алексея Паевского, август 2022 года

В интерьерах храма были использованы настенные росписи, что является специфическим явлением: в монгольской и бурятской архитектуре фресковая живопись не применялась, ее наличие литература констатирует только в тибетской архитектуре культовых буддийских построек. Для ойратской же архитектуры это достаточно странно. Кроме того, даже сохранившиеся сегодня фрагменты указывают на то, что отдельные сюжеты носили светский характер. Таким образом, фрески хурула представляют собой уникальное соединение религиозной буддийской и светской живописи», — сообщает нам Национальная библиотека Калмыкии.

Г. и Н. Чернецовы.
Интерьер молельни Хошеутовского хурула.
1838 г.

Увы, сохранилось от всего комплекса достаточно мало. Почти полностью исчез интерьер, с 1920-х годов хурул был закрыт и использовался как клуб и зерносклад. В 1960-е годы колоннаду и малые башни разобрали на стройматериалы.

Сохранившиеся детали галереи. Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Только к 200-летию победы над Наполеоном началась реставрация, но вопрос восстановления галерей остается открытым, поскольку на их месте – дома местных жителей села Речного.

Боковой фасад сохранившегося здания. Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Храм, вид от Волги: 1904 и 2022 годы. Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Хурул помнит много интересных гостей. Самый колоритный из них – Александр Дюма-отец, который в 1858 году путешествовал по России и 17-18 октября 1858 года посетил старого нойона и его супругу. В «Воспоминаниях о поездке в Россию от Парижа до Астрахани» писатель рассказывает и о днях, проведенных в Тюменевке. Известно, что при расставании он прочитал княгине мадригал, на что сестра той, Агриппина, потребовала посвятить и ей стихи. Дюма на гербовой бумаге князя набросал экспромт:

«Распоряжается Господь

Судьбою каждой:

В глуши вы родились

Мир одарив однажды

Улыбкой неземной

И взором колдовским

Так стали обладать

Пески счастливой Волги

Одной жемчужиной, 

А степь – цветком одним».

Фото Алексея Паевского, август 2022 года

Текст: Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *