Историки создали достоверную 3D-модель Екатеринбурга XVIII века, благодаря которой можно лучше изучить ландшафт города, архитектуру и назначение строений. Визуальная реконструкция позволяет рассмотреть здания, построенные «на немецкий образец» в фахверковом стиле, а также выяснить особенности расселения социальных групп в разных частях города, сообщает пресс-служба Уральского федерального университета.

Специалисты Уральского федерального университета в течение трех лет работали над визуальной реконструкцией Екатеринбурга XVIII века. Чтобы сделать чертежи и трехмерные изображения объектов, ученые собрали и проанализировали информацию из исторических источников. Так, историки использовали топографическую съемку 1850 года, чтобы воссоздать ландшафт города. По словам кандидата исторических наук Светланы Цеменковой, в процессе моделирования исследовательская группа точно выстроила рельеф благодаря тому, что съемка, выполненная топографами Аллори и Бержье во второй половине XIX века, содержит в себе подробные сведения о высотах, вплоть до информации о каждой улице.

Кроме того, участники проекта выяснили, что ландшафт Екатеринбурга не менялся с середины XIX века до настоящего момента. Город расположен в небольшой плоской низине, что делает его удобным для застройки. В прошлом стены вокруг города были разной высоты, поскольку его рельеф поднимается с запада на восток. Высота западной части стены достигала примерно 5,5 метров (2 метра земляной вал и 3,5 — частокол), а восточной стены — около 3,5 метров. За пределами городских стен находились Купецкая, Мельковская и Ссыльная слободы.

Архитектурный облик города в XVIII веке был вдохновлен западноевропейскими образцами, а наиболее значимым стилем стал фахверковый. Для него характерны каркасные конструкции, образованные системой горизонтальных и вертикальных брусьев, заполненные камнем, кирпичом или глиной. Основные производственные здания, канцелярский комплекс, усадьба генерала В. И. Геннина напоминали жилые и промышленные строения Германии, Швейцарии, Италии и Франции. Даже здание церкви было выполнено в соответствии с европейскими тенденциями в архитектуре, повторяя облик Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Руководитель проекта Дмитрий Редин обращает внимание, что при строительстве основатели Екатеринбурга руководствовались принципом, который сейчас называют социальным или естественным зонированием, и расселили людей так, чтобы каждая профессиональная группа жила рядом с местом своей работы. Помимо размещения горожан власти следили за пожарной безопасностью и строго наказывали за ее нарушение. Соблюдение этих правил было особенно важно для города, где находились цехи.

Согласно созданной 3D-модели, на месте, где сегодня располагается консерватория, находилась главная канцелярия Сибирского обербергамта. В едином комплексе с нею — тюрьма, канцелярский архив, казна и пробирная палата. Вблизи канцелярии было построено жилье для ее служащих — подьяческие дворы. Севернее была возведена усадьба и небольшой сад Геннина, а также размещены командирские дворы, где жили горные офицеры. На церковной стороне располагались священнические дворы, а по периметру — вокруг завода и вдоль стен — мастерские дворы для мастеров и солдат.

Социальный состав Екатеринбурга можно охарактеризовать приблизительно, поскольку статистика учитывала только мужчин определенных профессий (заводские, мастеровые, горные офицеры, солдаты) и игнорировала данные о женщинах и детях. Также сведения не отражают информацию об обслуживающем персонале, не занятом в производстве и управлении (шарташские крестьяне, купцы, отставные мастеровые), которые привозили в город продовольствие и обиходные предметы. Тем не менее, по мнению историков, в XVIII веке Екатеринбург был средним городом, поскольку к 1734 году там проживало примерно более 2000 человек.

Однако, несмотря на среднюю численность, благодаря архитектурному исполнению и социальной структуре Екатеринбург можно назвать уникальным феноменом городского строительства XVIII века. В дальнейшем ученые планируют усовершенствовать 3D-реконструкцию, добавив детали интерьера и внутреннего убранства домов, разнообразив ракурсы осмотра построек и снабдив модель звуковым сопровождением.

Текст: Наталья Лачугина

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *