Несколько дней назад мы опубликовали колонку главного редактора нашего портала, написанную на смерть великого лингвиста Андрея Зализняка. К своему удивлению (хотя чего там удивляться), мы получили несколько комментариев, которые, скажем так, показывают малое знакомство как с работами самого Андрея Анатольевича, так и с тем материалом, с которым он работал. А ведь мы сейчас имеем в своем распоряжении не только русские летописи, жития и другие «официальные» тексты, но и множество свидетельств живого древнерусского языка – и многих его диалектов. Это знаменитые берестяные грамоты – аналог современных «мессаг в телеге» или СМС, записи писцов на полях книг, граффити на стенах храмов и так далее. 

Поэтому мы решили ввести в нашей рубрике «Артефакт» специальный раздел, который озаглавили «Говорящие древности». Один выпуск – один мини-текст (и не обязательно древнерусский – корпус записей гораздо шире) с его изображением и описанием. В принципе, один такой выпуск уже был – про «Ярополче вино». Но пусть он будет нулевым. Нам кажется, это будет дополнительный важный вклад в рассказ о древних временах нашей страны. И начнем мы с малоизвестного, но очень интересного граффити на стене Софии Новгородской, оставленного неким Мутижиром.

В алтарной части собора есть короткая запись: «[псл]ъ Мутижиръ». Она интересна тем, что в роли большого юса, обозначающего «у» мы видим ростовой портрет самого Мутижира – человек с треугольной бородкой и широко расставленными руками. Здесь мы видим, что в ходу у новгородцев были бытовые, не крестильные имена. Кстати, Мутижир встречается в граффити Новгородской Софии еще раз: в записи «Мутижир Агафангелович (с отчеством!), писец в Гюргеве (то есть – в Юрьеве) дворе. Алексей Гиппиус и Савва Михеев в своей статье про подготовку Свода надписей-граффити Новгородского Софийского собора пишут, что в данном случае «писец» — это синоним церковной должности «дьяк».


Текст: Алексей Паевский

ЛитератураГиппиус А. А., Михеев С. М. О подготовке свода надписей-граффити Новгородского Софийского собора// Письменность, литература, фольклор славянских народов. История славистики / XV Международный съезд славистов (Минск, 20-27 августа 2013 г.)

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *