В ходе спасательных археологических работ, предваряющих строительство скоростной автодороги Москва–Казань, экспедицией института археологии РАН под Муромом на площади 3,5 га полностью раскопано средневековое селище Чаадаево 5. За пределами усадебной застройки, на мысу у ручья, был исследован некрополь, связанный с селищем. На нем раскопано 46 захоронений, совершенных по христианскому обычаю. Погребения совершены в грунтовых могилах, ориентированы головой в западном направлении и практически все безынвентарные. Только в отдельных захоронениях обнаружены остатки костюма – в пять погребениях (два женских, два мужских и детское) найдены металлические пуговицы, в женском захоронении обнаружены плосковыпуклые квадратные серебряные с позолотой нашивные накладки, вероятно, от очелья.  В трех погребениях были выявлены текстильные фрагменты, вместе с которыми в двух случаях прослежены кусочки бересты. Все эти находки являются остатками декоративного оформления костюма домонгольского периода. Но главная находка — текстильная полоса с вышитым Иисусом Христом.

Могильник селища Чаадаево 5

Могильник селища Чаадаево 5

Пуговицы из мужского погребения 42

Накладки из погребения 1

В мужском погребении 6 фрагменты золотной ленты и ткани, а также остатки бересты прослежены справа и слева от позвоночника, в области шеи и примерно под седьмым позвонком. Выявленные фрагменты являются остатками воротника прямоугольной формы высотой 4,6 см, шитого из шелковой узорной ткани самит и окантованного с трех сторон тканой золотной лентой с орнаментом «плетенка». Оборотная сторона воротника была льняной. Для придания воротнику жесткости, между его лицевой и оборотной сторонами была проложена береста.

Воротник из погребения 6

Мужские воротники, оформленные золотными лентами, известны по захоронениям Суздальского некрополя и других могильников домонгольского времени. 

В женском захоронении 30 в области груди были обнаружены фрагменты золотной ленты с орнаментом «зигзаг». На фрагментах ленты сохранились следы швов. Найденные фрагменты являются остатками декоративного оформления одежды, возможно, окантовкой края рукава (манжета?).

Лента очелья

Но наибольший интерес представляет уникальная находка из захоронения 28, в котором погребена женщина 16–25 лет. Текстильный фрагмент обнаружен справа от черепа, в 30 см от него. В этой части погребение было нарушено пахотой, в результате чего, вероятно, фрагмент был сдвинут с первоначального места.

Находка представляет собой полосу ткани длиной 12,1 см и шириной 5,5 см. Изделие составлено из двух деталей, соединенных вертикальным швом: широкой тканой золотной ленты с орнаментом «плетенка» и темной шелковой ткани самит. Остатки бересты (обнаружены вместе с текстилем) показывают, что изделие было жестким. Подкладочная ткань не сохранилась, но она присутствовала, на что указывают остатки бересты и проколы от иглы по нижнему и верхнему краям ленты.

Фрагмент текстиля в погребении

На ткани в технике вышивки изображена композиция из трех фигур святых. Центральная фигура сохранилась полностью, кроме нимба (его форму позволяют восстановить сохранившиеся проколы от иглы). Левая фигура почти утрачена, правая – сохранилась частично. Композиция симметричная, все фигуры одной высоты, 5 см.

Фрагмент текстиля до реставрации

На изделии изображен деисус: центральной фигурой композиции является фронтальное изображение Иисуса Христа с благословляющим жестом. По бокам расположены стоящие в молитвенных позах и обращенные к нему Богородица (слева) и Иоанн Предтеча (справа).

Следует отметить высочайший уровень мастерства, ювелирную тонкость и изящность исполнения данной миниатюрной вышивки. Также надо подчеркнуть, что вышивка по золотной ленте требует больше умений и опыта, нежели просто вышивка по ткани. В данном случае вышивка выполнена мельчайшими стежками шелковыми нитями различных цветов и золотными нитями. Для придания дополнительных художественных эффектов (подчеркивания линий драпировок одежды и т.п.) в вышивке использованы разнообразные приемы шитья: по настилу, «напроём», «в раскол» по форме, стебельчатый шов. Эта лента, безусловно, высокое произведение декоративно-прикладного искусства.

Фрагмент текстиля из погребения 28 с размерами

Золототканые ленты широко бытовали на Руси в XI–XIII в. Они сотканы как на берде, так и на дощечках. Место изготовления лент исследователи относят к Византии и Испании. Ленты, наряду с золотным шитьем, металлическими бляшками и др., использовались в качестве деталей украшения на одежду (воротники разных форм, ожерелки, манжеты, оплечья и др.). Как правило, эти элементы декора имели жесткую основу из бересты или кожи. Ленты известны по раскопкам Тимошевского могильника, Михалевского могильника (Ярославская область), Курганной группы около д. Шушпаново (Меленковский район, Владимирская область), некрополя Суздаля, Старой Рязани, Старой Руссы, Костромы, Плеса, по Михайловскому кладу 1903 г. в Киеве и др. Наиболее часто встречаемые орнаменты на лентах – «плетенка», «зигзаг», «городки».

Фрагмент текстиля с проколами

К тому же периоду бытования относится шелковая ткань сложного переплетения «самит».

Что касается вышивки, то наиболее встречаемой в домонгольский период является вышивка на ткани золотными и шелковыми нитями с использованием растительно-геометрического орнамента, реже – с изображением животных и птиц. Она известна по раскопкам в Суздале, Старой Рязани, Смоленске и т.д. Антропоморфные изображения (в том числе и изображения святых) также имеются, но они крайне редки.

Вышивка с изображением Святых на изделии из Чаадаево по своему исполнению уникальна и требует дальнейшего подробного изучения. Наиболее близкой аналогией для найденного фрагмента текстиля (как по изображению трехфигурного Деисуса, так и по исполнению вышивки) являются поручи преподобного Варлаама Хутынского, хранящиеся в Новгородском государственном музее-заповеднике и датируемые XII в.

Остается открытым вопрос: деталью какого изделия является этот фрагмент с вышивкой? Ввиду того, что он был на жесткой основе и сама вышивка предполагает ее демонстрацию, то вполне возможно, что это какая-то часть головного убора или очелья. Судя по археологическим находкам, традиция изображения святых на головных уборах присутствовала в домонгольской Руси. Так, апостолы были вышиты на очелье из женского захоронения в кургане 1 в Иворовском некрополе под Старицей, изображение Михаила Архангела с копьем в правой руке зафиксировано на очелье женщины, погребенной в кургане 38 могильника Володино 2 Вологодской области. Известна находка очелья с вышитыми ликами святых и крестами на черепе погребенной в подкурганном погребении Карошского могильника Ярославской области. М.А. Сабурова при анализе фрагментов тканей с христианской символикой считает, что о таких изделиях говорится в Новгородской грамоте XII в., в которой при перечислении различных одежд упоминаются «головные уборы с обшивкой».

Подобные находки свидетельствуют о том, что на ранних этапах христианства религиозные сюжеты вполне могли присутствовать в обиходе и, вероятно, им отводилась роль демонстрации принадлежности к православию. Несомненно, что богатое золотное шитье является статусным оформлением костюма и свидетельствует о высоком благосостоянии погребенных, что вполне соотносится с характером находок и размерами усадебных комплексов на поселении.  

И.И. Елкина, О.В. Зеленцова, С.И. Милованов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *