Старинный город Каргополь, невысокий, с деревянными домами, украшают несколько каменных церквей, признанных памятниками архитектуры. Благовещенская церковь — даже не самая древняя в городе. Так, строительство собора Рождества Христова, о котором мы уже писали, датируется 1552-1562 годами. Но Благовещенская церковь, которую экспедиция «Российских древностей» посетила в своём летнем путешествии 2020 года, заслуживает подробного рассказа как уникальный памятник стиля русского узорочья. Московские сооружения, построенные в этом стиле, принадлежат преимущественно к середине XVII века, но на русском Севере он сохранялся до времён правления Петра I. Интересна и её история. 

Вид с юго-востока. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

В 1692 году в Архангельской области в городе Каргополь на Старой Торговой площади (на месте сгоревшей полвека назад, ещё в 1542 году, деревянной церкви), начали строительство белокаменной Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Возводил храм зодчий Шаханов, однако завершена работа была уже после его кончины. Достройка храма была отсрочена сперва строительством Санкт-Петербурга, а затем – поддерживающим это строительство указом от 1714 года, запрещающим везде, кроме Петербурга, строительство из камня (этот петровский указ отменили только в 1721 году). Достройка церкви шла «тщанием прихожан» за счёт сбора средств, организованного священником Иваном Афанасьевым. Сам российский император Петр I, пожертвовал на строящийся храм сто рублей (на рубль в те времена можно было купить 30 кг говядины, подьячий Артиллерийского приказа получал в год не более 30 рублей, а капитан петровской армии зарабатывал 110 рублей в год).

Северный фасад церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. 1930-1940е годы. Из собрания КИАХМ.

Хотя много веков Благовещенская церковь являлась обычной приходской церковью, исследователи и знатоки архитектуры принесли ей всемирную известность, написав о ней как об уникальном архитектурном памятнике. В 1920-х годах благодаря усилиям академика-реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря церковь была переоборудована в музей и оказалась благодаря этому спасена от разрушений, которой подверглась соседняя Никольская церковь, использовавшаяся красноармейцами для обучения стрельбе (в результате там были сбиты все пять барабанов и вывернуты все плиты на полу) – но, к сожалению, внутреннее убранство храма всё равно оказалось утрачено. 

Фото из книги Грабарь И.Э. «История русского искусства.» т.1 М 1910.

Благовещенская церковь — двухэтажное пятиглавое здание кубического типа с тремя апсидами разной высоты и четырьмя подкупольными сводами с трёхчастным вертикальным членением четырёх фасадов церкви. Характерный для церкви архитектурный стиль русского узорочья отличается затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Белокаменные стены образуют фон, по которому идут резные наличники, асимметрично расположенные окна, апсиды храма отличаются тончайшей резьбой.

Оконная резьба. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

Оконная резьба. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

Оконная резьба. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

Резной портал храма. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

По мнению И. Э. Грабаря, изучавшего Благовещенскую церковь, её южная сторона «по изысканности пропорций и вкусу, с которым расписаны по ней узорчатые пятна окон может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения. Но наибольшее впечатление производит убранство удивительно точно найденных по размерам и форме апсид. Оно является шедевром стенной обработки вообще. Нельзя не удивляться, с какими ничтожными, почти нищенскими средствами её счастливому зодчему удалось достигнуть ошеломляющей нарядности». 

Никольская и Благовещенская церкви. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

Мотивы узоров белокаменного убранства храма (каменных резных наличников) не повторяются. Каждое окно вырезано мастерами наособицу и обладает собственной формой кокошника (стрельчатого, трёхлопастного, оформленного полуколонками или перспективным проёмом в три валика). Окна покрыты самыми разнообразными оконными обрамлениями; элементы декора складываются самым сложным и изысканным образом и, опять же, не повторяют друг друга.

Южный фасад. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

Северный фасад. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

Несимметрично расположены и окна боковых прясел. Апсиды, оформленные в виде двух рядов изящных полуваликов, которые наверху переходят в полуциркульные арки, обеспечивают связь друг с другом шести окон, превращая их в будто бы единый скульптурный орнамент.  На 34 окна, которые расположены на фасадах здания, приходится до 15 видов оконных окаймлений. Общеизвестные и везде применяемые декоративные элементы (колосники, валики, жгутики, ромбики) в Благовещенской церкви объединяются в сложные и изысканные сочетания, придавая каждому окну свой уникальный законченный образ.

Слева- Благовещенская, справа — Никольская церковь. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

В настоящее время церковь входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сейчас, по инициативе Каргопольского музея, Благовещенская церковь постепенно реставрируется. 

Охранная табличка. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

Желающим её увидеть следует иметь в виду, что в городе нет железнодорожной станции, и добраться туда можно только на автомобиле от Вологды, на такси от железнодорожной станции Няндомы или на автобусе от Архангельска.

Вид с северо-востока. Фото Алексея Паевского, август 2020 года.

Текст: Семен Фридман

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *