В Институте археологии и этнографии СО РАН прошла третья ежегодная сессия по научным экспериментам. Студенты Новосибирского государственного университета, волонтеры-добровольцы и научные сотрудники воссоздавали повседневность древних людей в течение недели. Одна из главных задач — проведение опытов по обработке камня, изготовление своими руками орудий и украшений первобытных предков по методам и технологиям верхнего палеолита. Об этом пишет издание «Наука в Сибири».

Почему важно исследование технологий верхнего палеолита? 

Ученые строят определенные предположения о том, как происходила миграция древних людей. Например, с появлением массовой обработки кости животных и впоследствии изобретением костяной иглы с ушком возникает возможность шить одежду и обувь, что позволяет осваивать северные территории. На археологических стоянках Алтая находят орудия из высококачественного сырья, украшения из редких минералов времен начала верхнего палеолита. Можно предположить, что такое сырье имело особую ценность и люди были готовы идти за ним сотни километров. Кроме того, благодаря изучению способов изготовления древних артефактов исследователи могут прослеживать направления и маршруты передвижений древнего человека между различными стоянками и целыми регионами.

Чем занимаются ученые сейчас?

Сегодня исследователи создали подходящие условия для повторения технологий древнего палеолита, которые необходимы для проведения экспериментов и проверки гипотез. Один из таких экспериментов — воссоздание технологий расщепления камня. 

«Наша цель состоит не столько в получении острого наконечника копья, ножа или любого другого инструмента, а в точной реконструкции технологии производства, как когда-то делали древние люди», — рассказывает научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Александр Юрьевич Федорченко.

Прежде чем приступить к экспериментам, археологи изучают теоретические материалы и выстраивают собственные гипотезы по обработке камня. Затем, отправляясь в экспедиции, заготавливают сырье, и только после этого приступают к практическому этапу исследования. Старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН кандидат исторических наук Наталья Евгеньевна Белоусова озвучивает одну из возникших у ученых теорий: «В качестве инструментов древние люди могли использовать очень прочное дерево, но пока таких свидетельств нет. Поэтому в рамках эксперимента было решено воссоздать процесс, а потом сравнивать найденные древние артефакты с лабораторными эталонами». 

Чтобы обработать сам камень Т-образным отжимником и получить микропластины для дальнейших экспериментов, нужно не просто обладать хорошей физической силой, но просчитать место и силу удара. Приглашенный специалист из Воронежа кандидат исторических наук Антон Михайлович Родионов более десяти лет занимается обработкой камня по технологиям верхнего палеолита. По словам Антона Михайловича, порезаться получившимися сколами просто, поскольку они острые и удлиненные, с прямыми краями. Подобной пластинки достаточно, чтобы нарезать мясо или нанести орнамент на изделие из кости. 

Все промежуточные результаты изготовления археологических орудий фиксируются светотроном, специальным прибором для фотографирования получившихся фрагментов. Камень расщепляют, поправляют отбойником каменные пластины и передают в руки экспериментаторов. Здесь с отщепами проводят опыты: режут ими мясо, обтачивают кости и пилят дерево. Результаты анализируют, просматривают фото и видеоматериалы, вносят в общую археологическую базу данных и обрабатывают получившуюся информацию. 

Кто занимается реконструкцией технологий?

Практическую часть экспериментов проводят волонтеры, студенты-историки и сами научные сотрудники. Студентка 3-го курса Гуманитарного института Новосибирского государственного университета Ксения Бурашникова рассказывает, что каменным отщепом отделяет мясо и жилы от костей индейки. Занятие физически несложное, но монотонное, так как нужно считать количество совершенных действий за определенное время. Индейка выбрана для опытов из-за своей схожести с крупными птицами, кость которых древние обитатели всемирно известной Денисовой пещеры использовали для изготовления бусин-пронизок. После разделывания мяса Ксения начнет пилить кости, на одну из них в среднем уходит полтора часа. Далее полученные заготовки будут украшены короткими насечками, — и бусины готовы.

Параллельно с обработкой кости другие студенты и волонтеры шлифуют и сверлят поделочные каменные породы (серпентин, кальцит, селенит), а также бивень мамонта. Последний обладает уникальными свойствами: возможностью размягчаться, сгибаться и выпрямляться после долгого пребывания в воде. Этот востребованный и ценный материал был доступен древнему человеку на протяжении практически всей эпохи верхнего палеолита. 

Почему это важно для науки? 

На данный момент ученые создают с нуля библиотеку экспериментальных эталонов для их дальнейшего изучения. Следы, которые остаются на орудиях при обработке, будут сопоставлять с найденными артефактами на археологических стоянках. При сравнении экспериментальных эталонов и археологических орудий специалисты делают выводы о назначении и способах использования этих предметов древними людьми. Полученные данные помогут лучше понимать, какая деятельность проводилась на стоянке, как происходило распространение и развитие древних технологий по обработке камня, обработке кости и изготовлению украшений в самом начале верхнего палеолита Алтая. Археологические материалы этого региона имеют огромный потенциал для осмысления схожих процессов на территории других регионов Евразии.

Проект реализован при поддержке Российского научного фонда (№ 20-78-10125, «Динамика культурного развития и освоение человеком Алтая в начале верхнего палеолита: стратегии жизнеобеспечения, палеотехнологии, мобильность»).

Текст: Валерия Кочеткова, студентка отделения журналистики ГИ НГУ. Фото автора

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *