Сегодня мы вместе с порталом «Российские древности» снова окунемся в древности новгородские. При поддержке губернатора Новгородской области Андрея Никитина и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого мы продолжаем полное описание всех памятников древней архитектуры Великого Новгорода. И ныне мы отправимся в Зверин монастырь, к памятнику, который обязан новгородской трагедии – эпидемии чумы 1466 года, к последнему датированному храму независимого Новгорода – церкви Симеона Богоприимца.

Когда возник Зверин монастырь, о котором еще пойдет речь в отдельной статье, достоверно неизвестно. Он существовал уже в 1148 году. К тем временам, о которых мы поговорим сегодня, в обители уже стояла (и стоит поныне) церковь Покрова, ставшая каменной в 1399 году. Итак, XV век, год 1466-й.
Именно в этот год до Новгорода снова докатилась чума. «Мор желвою или железою» унес жизни приблизительно 56 000 жителей вольного города. И вот по обету во избавление от этой напасти, в монастыре был построен деревянный храм. Во время молитвы архиепископ Иона услышал глас, который повелевал построить церковь в монастыре, где была обустроена скудельня – общая могила для умерших в эпидемию. То есть – в Зверине. Храм выстроили 1 октября 1467 года, он был «обыденным» — то есть построенным в один день. Правда, эпидемия прекратилась только в марте, тем не менее, ровно через год деревянный храм во имя Симеона Богоприимца был не только уже заменен на каменный, но и расписан и освящен. Так в Великом Новгороде появилась уникальная церковь.


«А на ту же весну месяца июня того же лета свершиша церковь камяну Семеона Богоприимца, и священа на Покров Святей Богородици, октября в 1 день, на память святого апостола Анании, повелением и тщанием архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Ионы и всего Великого Новагорода во славу Богу и святым его угодникам», — сообщает летопись Авраамки.
Кстати, ничего странного не заметили? «На весну месяца июня!» Но тут все честно – лето начиналось с летнего солнцестояния, июнь мог быть и весной.

Интересно, что в диаконнике прямо на фреске тоже сохранилась пространная запись-граффити XVII века о предыстории создания храма:
«В лето 6975 бысть мор въ Великом Новигороди, въ Старыя Русы и в Новой, и во всех пятинах Новгородцькой области. В Неревском конци за городом во Звиринцы монастыри у Покрова Богородицы бысть скуделня велия близ церькви. Божьим попущением преставилось в Великом Новигороди от смертоносныя язвы 48482 человеки, а монастырех игуменов и старцов и в девичьих игуменей и стариц и крестиан 7652 человики. И в то поветрие явись на сем мисти на скуделни образ Симион Богоприимец. Аще бы не было б явления святаго Семиона было бы мерзость и запустение граду и всем пяти пятинам, да извисно написано в книги в часословцы подлинно. Богу нанему слава во векы аминь. Лита 1661».

Впрочем, с точки зрения архитектуры перед нами типичный небольшой монастырский новгородский храм XV века. Прямоугольная одноглавая постройка с одной высокой полукруглой апсидой. Фасады разделены узкими лопатками на три прясла, подцерковье отделено деревянным перекрытием. Четыре столба храма в подцерковье – квадратные в плане, а в основном объеме ситуация интереснее: западные столбы скруглены на высоту человеческого роста, а восточные (на которых размещался иконостас) – лишь с востока. Выше же все столбы снова становятся квадратными.



В 1960-1970-х годах церковь отреставрировал Григорий Штендер. Частично в проекте реставрации автор сохранил элементы XVII века – завершения фасадов – и XVIII века – завершение главы. Кроме того сохранилась и западная пристройка XIX века.
До нас дошло акварельное изображение храма на середину XIX века, вы можете увидеть, как церковь Симеона Богоприимца выглядела снаружи более полутора веков назад.

Но то — снаружи. Схема росписи поминального храма уникальна для древнерусского искусства и крайне редка вообще: это просто христианский календарь, месяцеслов, начинающийся с 1 сентября. Годовой помянник умерших в страшную эпидемию.





Каждый новгородец мог прийти в храм и помолиться конкретному святому за умершего родственника или близкого человека. Всего в храме было около 400 поясных фигур и 33 ростовые фигуры в росписи церкви (из последних мы отметим ктиторскую фреску архиепископа Ионы с моделью храма в руках).




Росписям церкви Симеона Богоприимца мы посвятим отдельную статью нашего портала.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен