В районном центре Московской области, который расположен на границе с областью Смоленской, в Можайске, есть две главные архитектурные доминанты. Соборная гора с двумя храмами и Лужецкий Богородицерождественский Ферапонтов монастырь. О второй, окраинной, доминанте мы расскажем позже, а ныне речь пойдет о памятнике в самом сердце древнего Можайска — о Соборной горе, которая на самом деле хранит в себе много сюрпризов. Но обо всем по порядку.
Вообще, формально обе сохранившиеся постройки на Соборной горе никак не отвечают критериям нашего портала: Ново-Никольский собор в стиле псевдоготики выстроен в 1802–1814 годах, а храм Петра и Павла датируется 1849–1852 годами. Но не все так просто.
Судя по всему, первое поселение на этой горе возникло еще в дославянские времена. Раскопками выявлено поселение железного века, да и само название города «городище Можайское» имеет балтское происхождение. Как написал в своей монографии «История Можайского кремля» археолог Игорь Кондратьев, «мы намеренно уклоняемся от пространного обсуждения бытующих многочисленных парадоксальных и омонимических версий происхождения топонима “Можай”, к примеру, от повелительной формы глагола “мочь”. И хоть призыв “можай!”, в смысле “моги!”, несет немалый заряд креативности, такое топонимическое построение мало чем отличается от выведения названия пирога “расстегай” от повеления раздеться».
Что же касается древнерусского города, то, скорее всего, княжий двор с крепостью в этом месте возник между 1097 и 1113 годами — примерно тогда же, когда на самом деле могла возникнуть Москва. Это был и укрепленный пункт на пути «сквозь вятичи», да и непокоренное племя голядь (кстати, тоже балтское), с которым связана знаменитая легенда о Николе Можайском, тоже жило где-то неподалеку.
Первое летописное упоминание Можайска относится к 1231 году (хотя это упоминание оспаривается, поскольку некоторые исследователи считают, что на самом деле там упомянут нынешний райцентр другой области, Калужской, — Мосальск). Ну а бесспорное упоминание Можайска в летописи — это 1277 год. Тогда мы уже видим «град Можаеск» как город, несколько ранее выданный братьями Глебом и Михаилом Ростиславичами в удел Федору Ростиславичу Черному. Все это время крепость и церковь (или церкви) Можайска были деревянными.
Первое каменное строительство в городе начинается тогда, когда город получает в удел сын Дмитрия Донского — Андрей Дмитриевич. В конце XIV–начале XV века появляется Никольский собор — на месте нынешнего Петропавловского собора. Какое-то время считалось, что другая каменная постройка — Никольские ворота Кремля с надвратной церковью Воздвижения — появилась только в XVI веке (первое упоминание — 1536 год). Почему мы об этом так подробно рассказываем? Дело в том, что на самом деле и часть старого Никольского собора, и Никольские ворота, и надвратная церковь, и даже достаточно большой кусок крепостной белокаменной стены с различными деталями (помещение привратника, бойницы нижнего боя) сохранились до сих пор!
В 1683–1685 годах по повелению патриарха Иоакима Никольская башня с церковью Воздвижения была почти полностью перестроена. Храм получил посвящение Николы и стал Ново-Никольским (Воздвиженским стал придел). А в XIX веке состоялся, пожалуй, уникальный архитектурный эксперимент. Новый Никольский собор в стиле русской псевдоготики был выстроен поверх храма и ворот.
Проект составил московский архитектор Алексей Бакарев, ученик Матвея Казакова. С запада пристроили новую многоярусную колокольню с высоким шпилем. Снаружи собор был обложен в 2,5 кирпича. Так получилось «многослойное» архитектурное произведение, которое до сих пор приносит открытия.
В XXI веке археолог Игорь Кондратьев и уже ушедший от нас историк архитектуры Сергей Шаров-Делоне, исследуя каменную кладку сохранившихся в подклете Нового Никольского собора ворот, обнаружили, что часть из этих ворот относится к первому периоду каменного строительства Можайского кремля, к концу XIV — началу XV веков.
«Четыре слоя как минимум. Начало XV века, потом достройка каменной паперти и удлинение ворот в XVI, потом реконструкция Бориса Годунова, продолженная Лжедмитрием I, потом восстановление в 1630-е опять с удлинением проезда ворот. Все это достояло до конца XVIII века уже без серьезных переделок», — говорит Кондратьев о воротах. Сейчас эти ворота можно увидеть в археологическом музее, который действует в подклете Ново-Никольского собора.
А что же Старый Никольский собор?
После многочисленных ремонтов, достроек и переделок (например, в 1541 году, как говорит надпись, вмонтированная в нынешний храм, «Лета 7049 делали паперть, да и город делали тогож лета» — видимо, был пожар) церковь стала настолько ветхой, что ее решили разобрать. В 1830–1840 годах регулярно выдавались постановления на разбор храма, но он прекращался по просьбе горожан, которые требовали не сносить, а отремонтировать церковь.
В 1844 году храм таки рухнул. В 1846 году руины решили разобрать и выстроить новое здание. Однако оно, выстроенное «с использованием частей старого и на основании оного» в 1849 году, действительно полностью стоит на высоком глухом подклете собора конца XIV века, подобного тому, на котором стоит выстроенный, вероятно, той же артелью Успенский собор на Городке в Звенигороде. Поэтому на Соборной горе есть целых два памятника очень редкого периода древнерусского зодчества, а ворота — это вообще уникальный, единственный в своем роде памятник. Да и сам храм в формах псевдоготики представляет собой потрясающий архитектурный шедевр и уникальное для XIX века инженерное решение.
Текст: Алексей Паевский
Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.