Если говорить о Рязанском кремле, о двух постройках которого мы уже писали, то, конечно, главные доминанты этого древнейшего места, возвышающегося над речками Трубеж и Лыбедь, — это Успенский собор, главный храм Рязани, и более поздняя колокольня. Об этом соборе и пойдет речь в сегодняшнем материале портала «Российские древности».
История этого храма началась в 1677 году. К этому времени Рязань уже была большим городом, и ни Архангельский, ни Христорождественский храмы уже не вмещали всех желающих. К тому же в зимнее время в Христорождественском храме становилось невыносимо душно.
Митрополит Иосиф отправил прошение к старшему брату Петра I, царю Федору Алексеевичу, с дозволением снести стоявший рядом с собором Рождества Христова пороховой склад и выстроить большую новую церковь. Разрешение было получено, начался снос «зелейной палаты», и был объявлен, как сейчас модно говорить, тендер на подрядчика нового строительства.
Конкурс выиграл некий Федор Шаритин «со товарищи», подмастерье каменных дел. Как сообщают источники, в марте 1684 года новый митрополит, Павел, выделил деньги, и получили «каменщики у преосвященнаго и у порядчиков за работу 1250 рублей, да запасу всякаго 300 четвертей, 140 пудов ветчины и прочая. А стать им к тому делу в 15 день и сделать оное в три годы». Как водится на Руси, в три года не получилось, но через восемь очередной митрополит, Авраамий, с радостью докладывал своему начальству и новым государям, Иоанну и Петру Алексеевичам, что «соборная церковь постройкой окончена, своды сведенны и шеи, где быть главам, до половины сделаны…»
Лучше бы он немного повременил: в апреле того же 1692 года огромный собор рухнул, попутно развалив и надвратную церковь соседнего Спасского монастыря. Пришлось писать невеселые новости царю, получать нагоняй от патриарха и объявлять новые торги. В январе 1693 года пришлось позвать спасать положение зодчего с именем — одного из создателей так называемого нарышкинского барокко, архитектора Якова Бухвостова. Торги были объявлены 18 января, и Бухвостов, за которым уже к тому времени числились стены и надвратная церковь Новоиерусалимского монастыря, приехал и выиграл подряд. И начал строить грандиозное здание.
Любопытно, что с постройкой собора связана самая настоящая детективная история: в том же 1693 году Яков выиграл еще один тендер — у боярина Шереметьева на постройку в селе Уборы церкви. И, естественно, вторую не выстроил в срок. В Рязань приезжали сыщики от боярина, Бухвостов убегал, потом его даже поймали, посадили в тюрьму и присудили бить кнутом, но Шереметев понял, что так он точно не получит церкви, и сам же распорядился освободить зодчего. В любом случае, в итоге мы имеем два замечательных шедевра: в Рязани и в подмосковных Уборах.
Рязанский собор был достроен в 1699 году. Постройка получилась огромной: высота собора (без подклета) до карниза примерно 28 метров, в ширину 31 и в длину 45, с галереями — 41 метр в ширину и 56 метров в длину, а толщина стен — до 2,4 метра.
Артель резчиков под руководством Сергея Христофорова изготовила для собора огромный семиярусный иконостас. Иконы для него писал иконописец Николай Соломонов с помощниками. Собор, как и положено барочному зданию, украсили белокаменной резьбой. 15 августа 1702 года митрополит Стефан — четвертый митрополит в истории создании храма — освятил его во имя Успения Богородицы. Так появился символ современной Рязани, уже разменявший четвертое свое столетие.
Текст: Алексей Паевский
Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.