Об одном из двух храмов, борющихся за право называться древнейшими сохранившимися храмами Северо-Восточной Руси, имеющих одну и ту же условную датировку 1152 года и выстроенных артелью князя Юрия Долгорукого, рассказывает наш сегодняшний выпуск портала «Российские древности».

Как вы помните, первый древнерусский храм в нашей стране был построен в Великом Новгороде в 1045-1050-х годах. Затем последовали снова Новгород и снова Псков – в начале XII века. Строили в XI веке в Киеве, в Чернигове, в Полоцке… Как же дело обстояло в Северо-Восточной Руси? Так вот, на северо-востоке (Ростов-Суздаль-Владимир-Москва) не построили в это время ничего.

И только в самом начале XII века (в 1108-1110 годах) князь Владимир Мономах построил Спасский собор во Владимире. Правда, есть нюанс: этот храм, к сожалению, не сохранился (даже археологически), да и, судя по всему, тогда воспринимался как нечто чуждое на окраинах Руси.

Вид на храм Бориса и Глеба с запада
Алексей Паевский
, 2015 год

Начало истории монументального зодчества в Северо-Восточной Руси связывают с тем самым человеком, с кем официально связывается история столицы России, — с сыном Владимира Мономаха князем Юрием (он же Георгий). Как известно, Юрий за стремление получить великокняжеский киевский стол получил прозвище Долгорукий. В отличие от основания Москвы (в 1147 году она благополучно существовала), в зодчестве заслуги Юрия Долгорукого более заслуженны.

Фото Анны Хоружей, май 2023 г.

С датой начала строительной деятельности Мономаха ясно не все. Откроем Типографскую летопись: «…тогда же (в 1152 году, – прим. РД) Георгий князь в Суждале бе, и отвързл ему Бог разумней очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздалской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переаславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Гергев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа».

Памятник Юрию Долгорукому в Москве
Wikimedia Commons

Что же получается, неужели Юрий Долгорукий за один год поставил сразу пять храмов? Речь идет о следующих церквях: храм Бориса и Глеба в Кидекше, Спасский собор в Суздале, храм Георгия во Владимире, Георгиевский собор в городе Юрьеве-Польском (кстати, с этим храмом у археологов проблемы, ведь новый собор поставлен в XIII веке, и считалось, что он стоит на фундаментах храма Долгорукого. Однако все оказалось не так, и ученым придется искать первый храм Юрьева Польского где-то рядом) и Спасский собор в Переславле-Залесском. Два из них (церковь в Кидекше и храм в Переславле) сохранились по сей день. 

Пять храмов Долгорукий, конечно же, не построил. Здесь та же самая ситуация, что и со статьей в «Повести временных лет» под 1037 годом. В ней сообщается, что Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота и церкви Георгия и Ирины. Это сводные статьи о строительной деятельности князей, но, поскольку мы имеем дело с летописью, составитель помещает документ под тем или иным годом (в летописях бывает и наоборот: событий вообще нет, но год есть — «в лето такое-то тишина бысть»).

Вид на комплекс со стороны реки Нерль.
Алексей Паевский
, фото 2004 года

Но мы отвлеклись. Неподалеку от Суздаля, в составе Селецкого сельского поселения, расположено село Кидекша, древнейшая часть которого занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его название с финно-угорских языков переводится как «каменистая речка». Ничего удивительного: здесь, как и в Суздале, протекает река, которую до прихода славян так скорее всего и называли.

По преданию, записанному в XVIII в., в Кидекше находился загородный двор суздальских князей. А где княжеская резиденция — там и храм. Сейчас на берегу реки Нерль (той самой, на которой стоит и всемирно известный храм Покрова на Нерли)расположен целый ансамбль с маленькой церковью Стефана 1780 года, колокольней XVIII в. и странной церквушкой с непропорционально маленькой главкой. Это и есть храм Бориса и Глеба.

Храм Бориса и Глеба в Кидекше
Алексей Паевский, фото 2015 г.

Несмотря на то, что построить даже две церкви одной артелью в один год физически невозможно, весьма солидные издания (к примеру, пятитомник «Памятники искусства Советского Союза» или российская двухтомная «Славянская энциклопедия») упорно говорят: церковь Бориса и Глеба в Кидекше, 1152 г. Об экскурсоводах речи не идет. Видимо, считается, что лучше хоть какая-то дата, чем никакой.

Вид с востока. Фото Анны Хоружей, май 2023 года

Но, увы, не могла одна строительная артель, пришедшая, судя по всему, из Галицкой земли, построить четыре храма (известие о храме Спаса в Суздале достоверным не считается) в один год. Да и создать четыре храма в разных местах одновременно она тоже не могла. Историк архитектуры Сергей Шаров-Делоне писал, что артель Юрия Долгорукого работала около десяти лет, с 1148 по 1157 годы. Затем князь Юрий умер, а его сын, Андрей Боголюбский, вероятно, использовал других мастеров, в том числе и иностранцев. Чтобы вычислить размер артели Долгорукого, Шаров-Делоне рассчитал количество человеко-дней на постройку всех соборов (например, на храм в Кидекше, по его подсчетам, ушло около 10,5 тысяч человеко-дней). Вышло, что работало на князя 25-30 человек.

Реконструкция первоначального облика храма
Алексей Варганов

Поэтому точно сказать о дате постройки мы не можем. Известны лишь редкие детали: в 1159 году здесь похоронили пятого сына Юрия — белгородского и туровского князя Бориса (всего у Юрия было минимум 14 детей от двух браков), в 1161 году — жену Бориса Юрьевича, а в 1202 году — их дочь. В 1238 г. село разорили татары, но уже в следующем году храм ремонтируют и освящают — если верить древнерусским источникам.

Сохранившиеся части храма XII века
А.Д.Варганов

Борисоглебская церковь — сравнительно небольшой четырехстолпный трехапсидный храм размером 15×18,9 метров. Он сложен не из тонкого кирпича (плинфы), а из больших блоков белого камня. В XVII в. восточную пару столбов и своды разобрали и заново переложили, с тех пор это здание приобрело современный вид. Но, как можно понять, большая часть объема храма – от XII века.

Граффити на хорах: 
а) на западном прясле южной стены; 
б) на южном прясле и южной пилястре; 
в) на центральном прясле и северной пилястре западной стены; 
г) на северной стороне; 
д) на западной стороне; 
е) на южной стороне северо-западного столба
Источник: Материалы исследований. Выпуск 13. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 2007.

Сохранилось и несколько фресок на стенах собора внутри и граффити на стенах снаружи. Причем среди граффити выделяются две большие группы иззображений по белому камню. Первая группа — это стрелки и крестообразные знак , своеобразные строительные метки, общим числом 64 (56+8). Считается, что мастера помечали так блоки в соответствии с качественными характеристиками белого камня для размещения их в различных участках кладки стен. Вторая — это известные по многим храмам граффити в виде крестов разной формы (всего — 94).

Строительные знаки на фасадах храма. Фото Анны Хоружей, май 2023 года

Строительные знаки на фасадах храма. Фото Анны Хоружей, май 2023 года

Кроме этого, обнаружена одна интересная запись рядом с орнаментом и крестами — «Пичу пса». То есть некий человек с некрестильным именем (а такие были у всех в то время) Пичу писал это.

Граффити на восточном фасаде: 
а) на южной апсиде; 
б) на центральной апсиде; 
в) на северной апсиде

Источник: Материалы исследований. Выпуск 13. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник 2007.

Фреска на южной стене
Wikimedia Commons

Любопытно, что при раскопках 1851 г. возле Борисоглебского храма обнаружены «обломки колонн и баляс византийского стиля», а выдающийся архитектор-реставратор Алексей Варганов, занимавшийся владимиро-суздальским зодчеством, уже после Великой Отечественной войны при разведке находил плинфу (тонкий обожженный кирпич, характерный для древнерусского зодчества, — прим. РД) толщиной 3,5 см. Значит, если удастся провести вокруг собора полномасштабные раскопки, есть шанс обнаружить и фрагменты княжеского дворца Юрия Долгорукого, тем более, что следы оборонительных валов князя в Кидекше сохранились около речки Каменки, впадающей в Нерль.

Граффити в виде креста на наружной стене
Алексей Паевский

В 2011 году при раскопках внутри храма археологи обнаружили лежащий в уровне древнего и, как выяснилось, первоначального пола большой круглый камень розоватого цвета. Этот уникальный предмет в 2012 году был музеефицирован и его теперь можно увидеть в углублении в современном полу. Вот что пишет о нем в отдельном исследовании крупнейший специалист по древнерусской архитектуре Владимир Седов:

«Диаметр камня – около 1 м, его высота – 25–30 см. Он сделан из известняка, имеет множество поверхностных трещин, но в целом он очень плотный и крепкий. В отличие от обычных образцов так называемого белого камня он имеет характерный розовый оттенок, изредка встречающийся в камнях, составляющих кладку стен владимиро-суздальских храмов XII–XIII вв., но в данном случае мы думаем, цвет камня был выбран не случайно, а намеренно.

Этот камень – несомненно, то, что в греческих источниках византийского времени называется омфалием (пупом Земли — прим Р.Д.). Этот круглый камень в Кидекше – редчайшее свидетельство использования этой формы византийской архитектуры в Древней Руси.

То, что было найдено в Кидекше, принадлежит к большой византийской традиции, которая имеет истоки еще в Античности. В полах многих византийских построек устраивались подобные круглые в плане камни. Такой круглый камень, отмечающий некоторое важное место в храме или во дворце, назывался омфалий (όμφάλιον, omphalion).

Илл. из статьи «Вл. В. Седов Омфалий церкви Бориса и Глеба в Кидекше и подобные формы в интерьерах древнерусских и византийских храмов»

Омфалии были в некотором количестве в Большом дворце византийских императоров в Константинополе. И заметим, что многие из них имели красный, порфировый цвет. Так, омфалий под куполом в Бронзовых вратах Большого дворца был связан с сожжением документов: «»Император Роман сжег грамоты (bills) на порфировом омфалии в Бронзовых вратах, среди всего». Этот омфалий был расположен под большим куполом, упомянутым Прокопием». Еще один омфалий находился в зале Юстиниана.

[…]

Итак, в церкви Бориса и Глеба в Кидекше, сооруженной в середине XII в. по заказу ростово-суздальского князя, в полу под куполом был положен розоватый круглый камень, являющийся омфалием или, по-древнерусски, «мерой в полу». Этот омфалий является подражанием или воспроизведением в другом материале порфировых омфалиев Византии и шиферных (пирофилитовых) омфалиев Древней Руси. 

Илл. из статьи «Вл. В. Седов Омфалий церкви Бориса и Глеба в Кидекше и подобные формы в интерьерах древнерусских и византийских храмов»

Как камень, отмечающий положение священнослужителей и архиерея во время некоторых служб, омфалий церкви Бориса и Глеба в Кидекше является частью долгой традиции, характерной для средневизантийской архитектуры. Эта традиция попала на Русь вместе с мастерами и не была повсеместной. Омфалии устраивались, судя по всему, в мозаичных полах ранних храмов Древней Руси, X–XI вв. В XII в. омфалии стали появляться реже, они, возможно, были связаны с особыми условиями заказа (с установкой на воспроизведение каких-то образцов, в которых был омфалий) или с тем, что омфалий появлялся как следствие того, что храм был соборным или был связан с архиерейскими службами. В любом случае, в XII и начале XIII в. мы имеем дело с отдельными храмами, в которых омфалий появлялся как следствие выдающегося из ряда заказа или особой программы».

Текст: Алексей Паевский

Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *