О храме XIV века, который сохранился после Гражданской войны, однако в Великую Отечественную попал на линию фронта, о героических людях, которые в течение 15 лет вручную, без компьютеров восстанавливали практически уничтоженные уникальные росписи — в новом материале портала «Российские древности».
Каждый город в старину встречал путника еще на подъезде чем-то приметным. Чаще всего это был храм, или даже несколько. Более полувека людей, приезжающих в Великий Новгород из Москвы, на въезде в город встречали два храма, по обе стороны дороги. Построенные приблизительно в одно и то же время, расписанные одинаково непохоже на все остальное, что было создано в Новгороде, церкви в соседних деревнях разделили одну, но удивительную судьбу. После 600 лет жизни им суждено было погибнуть, чтобы потом возродиться вместе с росписями. Об одной из них, возродившейся еще в советское время, мы поговорим сегодня. Итак, церковь Спаса из бывшего села Ковалево.
Церковь была построена в 1345 году неким Акинфом (или Онцифором) Жабиным. Судя по всему, это был весьма богатый боярин, но, как ни странно, не занимавший высоких должностей в боярской республике Новгорода. То ли чуть раньше постройки, то ли одновременно с ней здесь был основан мужской монастырь, который просуществовал до реформы 1764 года.
Это очень и очень необычное здание. Кубической формы невысокий храм окружен тремя притворами разного размера, формы и назначения. Западный служил входным тамбуром, а северный — двухэтажный — вообще не соединялся с храмом и использовался как кладовка (впрочем, в Великом Новгороде купцы так активно строили каменные храмы еще и потому, что они служили своего рода несгораемым шкафом, и хранили в них свои сокровища. Кстати, в самом храме Спаса тоже обнаружено несколько пустых ниш-тайников). В верхнем, арочном проеме этого притвора была звонница, которую хорошо видно на старых снимках. Южный же притвор сначала был усыпальницей, вероятнее всего именно там похоронили сначала заказчика храма, а затем и заказчиков росписи. Потом он стал приделом — дополнительным храмом.
В стенах храма до сих пор видны традиционные для новгородского зодчества закладные кресты: как «мандаловидные», так и более обычной формы.
Через 35 лет после окончания строительства храм расписали. Мы знаем имена заказчиков: некий Афанасий Степанович и его «подружа» Мария. Южный притвор как раз при них пристроили.
Как можно прочесть в книгах по живописи Великого Новгорода «колористика фресок не знает себе равных в новгородском искусстве». Фрески Спаса на Ковалеве действительно впечатляют, однако, если бы не подвиг нескольких десятков людей, мы бы вряд ли смогли об этом говорить сейчас.
Во время Великой Отечественной войны храм оказался на линии огня и был почти полностью разрушен (как и расположенный в селе Волотово храм Успения, о котором речь еще впереди): сохранилось не более 30% кладки. Сначала руины законсервировали, а с 1965 года их начали аккуратно разбирать, слой за слоем выбирая все осколки штукатурки и постепенно собирая разбитые фрески.
Продолжавшиеся более 15 лет «игры в пазлы» под руководством супругов-реставраторов Александра и Валентины Грековых привели к тому, что удалось собрать примерно половину (по площади) существовавшего к началу войны объема росписей.
То, во что никто сразу после войны не верил, можно увидеть в Новгородском музее-заповеднике, все «собранные» (без компьютера!) фрески сейчас можно увидеть выставленными не в самом храме – он очень далеко от центра, и туристы туда добираются редко. Они выставлены в церкви Георгия на Торгу, всего в полукилометре от Кремля.
Храм тоже восстановили, хотя из-за отсутствия натурных исследований до войны верхние его части — это своеобразная реставрационная гипотеза. Тонкая белая линия отделяет восстановленную часть от сохранившейся. Какое-то время он был оштукатурен, но поскольку стены плохо просыхали, штукатурку сбили — и только на редких фото середины 1970-х годов Спаса на Ковалеве в современном виде белого цвета.
А реставраторов после Ковалева ждали руины храма Успения на Волотовом поле – соседа церкви Спаса, точно так же разрушенной в войну, с еще более уникальными фресками. Ну а сам храм, восставший из руин, стал еще одной частью городской мифологии: считается, что после росписи в ЗАГСе новоиспеченным мужу и жене нужно, взявшись за руки, трижды обойти вокруг церкви – тогда будет счастье.
Текст: Алексей Паевский
Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.