Вчера наш портал отправился в трудное и далекое путешествие по древностям Русского Севера. Мы будем собирать фотоматериалы для будущих статей, потому что для нас самое важное — видеть своими глазами то, что мы пишем.

При создании Угличского водохранилища погиб один из наиболее ценных архитектурных ансамблей допетровской эпохи — Калязинский Троицкий Макарьев монастырь. Монастырь, давший название городу, был самым большим на Тверской земле и входил в число богатейший и могущественных русских обителей. В старину он вместе с Троице-Сергиевым монастырем с севера защищал дорогу на Москву. А с 1649 года и до революции в Москве располагалось его подворье. Но сейчас от него осталась одна новодельная башня, выстроенная в 2002 году.

В 1402 (?) году в семье знатного боярина Василия Кожина и его жены Ирины родился сын Матвей. Согласно генеалогической легенде, отец Василия Кожина был выходцем из Швеции. Другая легенда объясняет фамилию «Кожин»: Василий, участвуя в битве на стороне войск великого князя Василия Темного против Дмитрия Шемяки, вырвал кусок кожи у вражеского коня. Село боярина впоследствии стало селом Кожино Кашинского уезда Тверской губернии. В 18 лет Матвей Кожин по воле родителей женился, хотя помышлял об «удалении от суетной мирской жизни». Супруги пообещали друг другу: если один из них умрет, второй уйдет в монастырь. Спустя год после свадьбы умерли родители Матвея, а еще через два — скончалась его жена. И Матвей постригся с именем Макарий в Кашинский Клобуковский монастырь. Через несколько лет он покинул монастырь, выстроив себе келью в «уединенной лесной чаще» на левом берегу Волги. Вскоре к нему присоединились старцы из Клобуковского монастыря. Так основалась обитель, где игуменом был избран преподобный Макарий. По преданию, за 40 дней рядом с кельями была построена деревянная Троицкая церковь, давшая впоследствии одно из названий монастырю.

Стены монастыря с башней. Фотография Л. Шокина, 1920-е годы.

Согласно «Житию преподобного Макария» земля, где разместился монастырь, принадлежала боярину Ивану Коляге, который опасался, что часть его владений перейдет к обители. Боярин даже замышлял убить Макария. И словно в наказание за преступный замысел, вся семья Коляги  погибла от моровой язвы, а сам он тяжело заболел. Коляга раскаялся на исповеди Макарию и постригся в монастырь, подарив все свои земли. «С тех пор пустынь преподобного стала именоваться Колязино по имени Ивана Коляги», говорится в «Житие». Название перешло и на образовавшийся позже «подмонастырский» город.

Открытка 1909 года

Макарий скончался в 1438 году и еще при его жизни монастырь славился чудесами. Со временем, как и более ранний монастырь Николы на Жабне на противоположном берегу Волги, Троицкий Макарьев облюбовали купцы, ведшие торговлю в этих местах. Так, например, о его посещении в 1466 году, в начале своего прославленного путешествия, упоминает знаменитый тверской купец Афанасий Никитин: «…поидох на низ Волгою и приидох в манастырь к святей живоначалной Троицы и святым мучеником Борису и Глебу; и у игумена ся благослови у Макария братьи; и с Колязина придох на Углеч…».  В 1520-е годы на средства удельного князя Дмитровского Юрия Ивановича (второго сына великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог) в монастыре началось каменное строительство. В 1609 году под стенами монастыря формировал войска Михаил Скопин-Шуйский, готовящийся выступить против армии Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Отряды ополченцев приходили к приходили Скопину-Шуйскому из Кашина, Углича, Ярославля, Костромы. Но в мае 1610 года монастырь был взят и разграблен польско-литовскими войсками; все его защитники во главе с воеводой Давыдом Жеребцовым погибли. Захватчики разрубили на части и вывезли серебряную раку преподобного Макария (прославлен в лике святых в 1547 году, при Иване Грозном), подаренную монастырю Борисом Годуновым. После Смутного времени монастырь восстанавливали одним из первых. Поклониться мощам преподобного Макария будут приезжать первый из Романовых Михаил Федорович, и патриарх Филарет, и, позже — Алексей Михайлович и патриарх Никон (патриарх и супругу Алексея Михайловича, царица Мария Ильинична Милославская со всем своим двором, в 1654 году укрывались здесь от чумы), Пётр I, Екатерина II, Александр II. С момента секуляризационной реформы 1764 года монастырь относился к первому классу.

Юго-восточная башня монастыря, на фундаменте которой в 2002 году будет возведена башня-часовня.Фотография 1930-х годов.

Современная башня-часовня

Стоит рассказать подробнее об утраченном архитектурном ансамбле монастыря. 

Первое каменное его строение — церковь во имя Живоначальной Троицы, возведенная в 1521-1523 годах на месте деревянной ХV века. Строительство вел «рачением» дмитровского купца Михаила Воронкова выдающийся ростовский зодчий Григорий Борисов (автор собора Благовещенской церкви Борисоглебского монастыря под Ростовом, собора Данилова монастыря в Переяславле, трапезной церкви Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере). По окончании строительства в новый соборный храм торжественно перенесли нетленные мощи преподобного Макария. Восстановление собора после разрушений Смутного времени началось в 1637 году на деньги монастыря «при пособии» 600 рублей соборного старца Леонида Высоцкого. Теперь строителем был монастырский «каменных дел подмастерье» Аверкий Мокеев. 

 
Соборный храм во имя Живоначальной Троицы. Фото 1900 года

Окончание строительства храма в 1654 году совпало с пребыванием в нем патриарха Никона, который, впечатленный работой Мокееева, поручил ему потом возведение собора, трапезной и палат-келий Иверского монастыря на Валдае. Впоследствии Мокеев станет одним из крупнейших зодчих эпохи. 

Фотография разрушения храма во имя Живоначальной Троицы

Руководили же всеми работами в монастыре периода 1630-х-1650 годов московские зодчие Марк Шарутин и его сын Иван. В 1654-1656 годах стены собора (масштабный четверик, увенчанный пятью главами) были расписаны «кормовыми государевыми живописцами» — знаменитыми Грузинцевым, Гужиным, Ильиным, Федоровым, Феофановыми и др. — под руководством Симеона Авраамова. (Есть мнение, что собор мог быть расписан раньше, одновременно со строительством в 1520-х годах, и роспись 1654-1656 годов в чем-то повторяла первоначальную). Площадь сплошного «ковра» фресок достигала около 1000 квадратных метров. Среди сюжетов — ктиторские прижизненные портреты царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской. Считается, что росписи Калязинского Троицкого храма стали истоком развития московской живописной школы. Красивые чугунные плиты для отделки пола храма появились благодаря боярину Илье Даниловичу Милославскому, отцу Марии Милославской. (Плиты были разобраны в 1883 году). На протяжении последующих веков в облике храма происходили изменения: например, пробивались новые окна и растесывались старые. 

Наличник собора во имя Живоначальной Троицы в стене Донского монастыря. 
Наличник Сретенской (Трапезной) церкви в стене Донского монастыря.

Наличник и изразцы собора во имя Живоначальной Троицы в стене Донского монастыря. 

Портал собора Троицкого монастыря

В тот же 1655 год на средства монастырского келаря старца Иринарха была построена Алексеевская больничная церковь, тезоименитная царю Алексею Михайловичу. Со временем вокруг нее вырос комплекс строений: теплый придел, больничные кельи (1655 год), колокольня.

Алексеевская больничная церковь. Рисунок из журнала «Кормчий», 1900 год.

Макарьевская надвратная церковь в виде одностолпной восьмигранной башни, возведенная в 1617 году «иждивением» кашинского купца Широкого-Машкина, Смуту пережила. Обновлялась она много позже: после пожара 1667 года и разрушительной бури 1750 года, в 1808 году.

Еще одним древним сооружением монастыря была Сретенская церковь, ранее называвшаяся Борисоглебской Трапезной. В первые годы существования обители, в первой деревянной церкви во имя Живоначальной Троицыбыла придельная церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Затем при строительстве каменного Троицкого храма в 1521 году Борисоглебскую церковь разобрали, а между 1525 и 1530 годами ростовский зодчий Григорий Борисов возвел новую каменную с приделом во имя преподобных Исаакия, Далмата и Фавста с трапезными палатами и примыкающим братским корпусом. Так церковь получила название «Трапезная». В 1830 году после внутренней переделки престол во имя Бориса и Глеба переименовали во имя Сретенья Господня, а престол преподобных Исаакия, Далмата и Фавста — во имя Казанской иконы Божьей Матери. 

Сретенская (Трапезная ) церковь в 1930-е годы.(Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева)

 
Макет Сретенской (Трапезной) церкви, сделанный И. Леонидовым. (Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева)

В XVIIIв стенах монастыря (мощные каменные стены с угловыми башнями и воротами; протяженность — 700 метров; были возведены еще в 1644-1648 годах) появились Настоятельский и Наместничий корпуса, в XIX— колокольня и церковь во имя Успения Божией Матери. Первая каменная колокольня монастыря была воздвигнута в 1636 году из камня, присланного «беспошлинно» повелением царя Михаила Федоровича. Правда, постройка оказалась неудачной: вносила диссонанс в облик уже имеющегося архитектурного ансамбля. В 1816 году ее разобрали, а из кирпича новую, по образу и подобию колокольни собора Николая Чудотворца в Калязине. 

 Макарьевская надвратная церковь. Фотография 1930-х годов.

В 1920 году по решению Президиума Калязинского уездного исполкома монастырь был закрыт. В его стенах разместилась экспозиция Калязинского краеведческого музея, основателем и руководителем которого стал Иван Федорович Никольский (1898-1979). Раку с мощами Макария Калязинского, вскрытую еще в 1919 году, перенесли в 1930-е перенесли в Тверь, в храм Троицы Живоначальной или Белой Троицы (об этой церкви «РД» писали в рубрике «Старое фото»). В августе 1936 года по постановлению Президиума ВЦИК и СНК РСФСР началась разборка стен, башен, затем всех сооружений монастыря.

Петров Л.А. Макарьевский Калязин монастырь, вид с юга. Проект реконструкции. 1940 год. (Из собрания ГНИМА им. А.В.Щусева).

Петров Л.А. Макарьевский Калязин монастырь, вид с запада. Проект реконструкции. 1940 год. (Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева).

Позже в калининской (тверской) газете «Пролетарская правда» будет написано: «…считали, что этот памятник древнего зодчества надо сохранить от затопления волжскими водами после пуска Угличской плотины. Но, в связи с тем, что обвалование монастыря требует громадных затрат, решено снести его». Власти поручили архитекторам, искусствоведам, реставраторам перед сломом произвести замеры, фотофиксации и изготовление макетов древних зданий монастыря, сохранить фрески.Научное описание и фиксацию построек проводила экспедиция Академии архитектуры. Под руководством Павла Ивановича Юкина — иконописца, исследователя и реставратора древнерусской монументальной и станковой живописи — в январе-феврале 1940 года, при морозе в минус 32 градуса были сняты 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 квадратных метра. В кратчайшие сроки выполнили и 200 обмерочных чертежей. К весне 1940 года, то есть к началу пуска Угличской плотины, монастырь был взорван, а камни его взяты для строительства новых зданий в Калязине.

Фреска Троицкого собора «Иоаким и Анна с жертвенным барашком). (Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева)

Фреска Троицкого собора «Строительство Вавилонской башни». (Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева)

Фреска Троицкого собора «Грехопадение Адама и Евы». (Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева)

Фреска Троицкого собора «Всадники Апокалипсиса)». (Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева)

 
Фреска Троицкого собора «Строительство Вавилонской башни». (Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева)

Фрагменты фресковой летописи Троицкого собора. (Из собрания Государственного Исторического музея)

Меж тем, территория монастыря не была затоплена. По правде говоря, его можно было сохранить, но, как мы писали выше, властям было дешевле его снести. В 2002 году на оставшемся среди воды острове, названном Монастырским, на старом фундаменте юго-западной башни ограды монастыря, была возведена башня-часовня 

Сегодня фрески, иконы, предметы утвари, ценные исторические документы из монастыря хранятся в Музее архитектуры им. Щусева в Москве, Государственном историческом музее, в Тверском областном объединенном музее, Калязинском краеведческом музее. В стене Донского монастыря в Москве вмурованы элементы фасадов Троицкого собора: белокаменные резные наличники, поливные и неполивные изразцы. Мощи Макария Калязинского в 2012 году были перенесены из Твери в Калязин, в храм Вознесения Господня.

С 11 сентября 2020 года Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева заявил выставку «Калязинские фрески XVII века: история спасения и реставрации». Напомним, что в этот музей было в свое время направлено 117 спасенных в Троицком соборе фресок.Экспозиция также представит макеты Троицкого собора и монастырской трапезной (автор макетов — архитектор Иван Леонидов), чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник с наблюдениями, фотографии. Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок.


Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *