О еще одном аргументе в концепцию «Россия — родина слонов», о русском аналоге парижского Шартрского собора, о разнице между понятиями «поле» и «Польша» и о первой в истории русской архитектуры реставрации рассказывает сегодняшний выпуск портала «Российские древности».
На границе Владимирской и Ивановской областей расположился маленький городок (меньше 20 тысяч жителей), районный центр под названием Юрьев-Польской. Или Юрьев-Польский. Называют его по-разному, но ясно одно: происходит это название от имени князя Юрия Долгорукого и слова «поле». К Польше этот город не имеет никакого отношения, да и вообще это дополнение возникло, чтобы отличать владимиро-суздальский Юрьев от двух других городов-тезок: Юрьева, который ныне Тарту, а ранее был Дерптом, и от Юрьева в Поднепровье, который ныне называется Белая Церковь.
В центре этого городка, славного своими молочными продуктами и конным заводом, сохранился кольцевой земляной вал, в котором стоит монастырь, а рядом с ним — странное приземистое сооружение, все сплошь покрытое каменной резьбой. Некоторым историкам русской живописи оно известно еще и по «Русской серии» Николая Рериха — еще до эмиграции молодой художник сделал серию набросков древнерусской архитектуры. Перед нами последний (по времени) храм домонгольской Руси и первый, пожалуй, в нашей истории случай архитектурной реставрации ценного памятника, которой уже тоже более пятисот лет.
Первый храм в этом городе построил знаменитый Юрий Долгорукий, судя по летописи, в 1152 году. Но запись о строительстве князя Юрия в Кидекше, Юрьеве и Владимире — сводная, так что о точном времени постройки храма-предшественника мы не знаем. Знаем только, что простоял он не очень долго. Раньше хотя бы полагали, что нынешний храм стоит на фундаменте старого, ан нет.
Археологи ошибались, тщательное обследование показало: нынешний храм от фундамента до купола — XIII века, и то с оговорками. Последняя работа — исследование обнаруженных внизу фундамента кусочков штукатурки с красочными фрагментами — показала, что они действительно принадлежали собору XII века. А значит, собор Юрия Долгорукого где-то рядом.
Надо искать, проводить археологическую разведку, но пока что удача не на стороне историков. Правда, вот те самые крепостные стены, земляные валы — они-то точно долгоруковские.
Храм князя Юрия простоял недолго. В 1230 году «Святослав князь в Юргеве руши церковь святаго Юрия каменую, тако же бе обетшала и поломалася, юже бе создал дед его Юрги Володимеричь и святил великим священием». Тверская летопись сообщает, что простояла старая церковь 89 лет. Святослав Всеволодович, в крещении Гавриил, — внук Юрия Долгорукого, сын Всеволода Большое гнездо. Судя по всему, церковь ко времени его княжения уже находилась, как сейчас бы сказали, в аварийном состоянии. И внук решил не ремонтировать дедово творение, а просто построить заново.
Есть предположение, что строительство трех соборов – Рождества Богородицы в Суздале (1225), Архангельского в Нижнем Новгороде (1227) и храма в Юрьеве-Польском – свидетельство творческого союза Святослава и его старшего брата Юрия (Георгия) Всеволодовича.
Судя по всему, Святослав сам был не чужд искусства. По крайней мере, новый собор получился весь украшенный резным камнем. И летопись недвусмысленно намекает: «И создаю Святослав чюдну, резаным камнем, а сам бе мастер». По крайней мере, в Тверской летописи говорится именно так. Кстати, именно в храме и похоронили Святослава Всеволодовича, а через десятки лет выстроили специальный придел, куда перенесли могилу.
Новгородская летопись так пишет о храме: «Благоверный князь Святослав Всеволодович соверши церковь во Юрьеве святого великомученика Георгия, и украси ю паче иных церквей, бе бо изовну около всея церкве по камню резаны святые, чудны велми, иже есть и до сего дни».
Это уникальный случай для нашей истории. Такой случай, когда все здание целиком покрыто резьбой, тоже неизвестен. Даже знаменитый Дмитриевский собор во Владимире, построенный отцом Святослава, и тот сильно уступает Юрьевскому.
Недаром исследователь древнерусской каменной пластики Георгий Вагнер, реконструировавший много композиций из резьбы храма и посвятивший ей монографию, назвал Георгиевский собор «русским Шартром». Исследовательница Фредерика Халле в 1930 году писала: «Едва ли где-либо можно столь ясно проследить братское сближение Востока и Запада, как в Георгиевском соборе в Юрьев-Польском – здесь победы над Европой достигает прежде всего сама Россия».
Но, похоже, Святослав сильно увлекся резьбой и забыл про основы архитектуры. Собор у него получился сильно завышенным и простоял «всего» 200 лет. Правда, за это время успел стать образцом для первого Успенского собора Московского Кремля, построенного в 1326-1327 годах.
В середине XV века верх собора рухнул, но власти решили не сносить здание. В 1471 году в заштатный городок прибыл выдающийся зодчий (а также купец и заказчик Ермолинской летописи) Василий Ермолин, уже пробовавший себя на ниве «восстановления» — он восстанавливал белокаменные стены Кремля в Москве, организовывал производство скульптур для них, восстанавливал Вознесенский монастырь в Кремле и храм на Золотых воротах во Владимире. Он восстановил храм, в итоге получившийся почти вдвое ниже исходного. Кроме того, Ермолин собрал обрушившуюся скульптуру и, что мог, поместил обратно на стены. До сегодняшнего дня дошло около 450 рельефов. Правда, порядок камней, разумеется, нарушил, и теперь даже среди специалистов существуют десятки вариантов реконструкции программы росписи и самого храма.
Резьба храма и правда потрясающая. Среди всех камней больше всего дискуссий вызывает клиновидная портретная каменная маска, которая сейчас выставляется в соборе отдельно – очень уж непохожа она на все остальные. Среди вариантов ее атрибуции – автопортрет самого Святослава, портрет его старшего брата Юрия (впрочем, есть и еще одна маска, которую интерпретируют именно как портрет Юрия Всеволодовича), а также как портрет «мастера Абакуна» — так расшифровывает его имя Георгий Карлович Вагнер.
Кстати, самый необычный для современного человека камень этой резьбы сохранился: над одной из полуколонн северного фасада храма, там, где сейчас вход, можно увидеть силуэт слона. Ну, или мамонта, если хотите. Но скорее всего, это был именно слон из какого-то зверинца. Об этом говорят когти у «русского слона», которые действительно могут вырасти, если животное долго содержится в помещении с мягким грунтом, где оно не может их стачивать.
Так что у авторов концепции «Россия — родина слонов» есть аргумент возрастом почти в восемь веков.
Образовавшийся в XV веке памятник не всегда выглядел так, как сейчас. В 1781 году к храму была пристроена четырёхъярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий придел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Все поздние обстройки разобрали при реставрации 1923-1936 годов.
Изучение собора продолжается. В 2017 году стал доступен архив великого реставратора Петра Барановского, который исследовал собор почти четыре десятилетия и вместе с Игорем Грабарем руководил разборкой поздних пристроек.
Давайте процитируем одну из последних статей, посвященных собору: «В настоящее время исследовательская группа авторов статьи изучает материалы исследований и гипотезы о первоначальных формах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском отечественных искусствоведов, историков архитектуры и реставраторов: Д.П. Сухова, Ф. Халле, Н.Н. Воронина, П.Д. Барановского, Г.К. Вагнера, А.В. Столетова, В.В. Кавельмахера, С.В. Заграевского. Труды этих ученых из разных поколений, работав- ших по разным методикам, позволяют сформировать широкую картину научных представлений о памятнике и выдвинуть новые гипотезы.
25 января 2018 года был произведен мониторинг подкровельного пространства собора. В результате были зафиксированы описанные Барановским артефакты, сведения о которых известны из его личного архива. Был обнаружен камень с портретным изображением, являющийся базой пилястры барабана, и множество фрагментов архитектурного декора храма: фрагменты пилястр, валики и прочее.
Также на чердаке находится отдельный камень кладки свода с фрагментом фрески, датируемой XVIII веком – очевидно, ранее обращенный одной из сторон в интерьерное пространство собора».
Действительно, вариантов реконструкции очень много. Особенно дискутируется форма барабана: «Версии реконструкции барабана, по мнению некоторых исследователей, различаются количеством окон и простенков, их пропорциями и степенью заполнения последних скульптурной пластикой. Так, в варианте реконструкции Столетова пилястры граненые, с тремя масками на каждой, а обрамление окон заполняется растительной резьбой. Барановский же в своей реконструкции пропорционально «расширяет» окна, заполняет простенки медальонами с изображениями святых, пилястры (сильно оторванные от плоскости стены) представляет с круглым сечением и размещает на них по два скульптурных портрета князей: живших на момент строительства собора – на базах, а их умерших к тому моменту предков – на капителях. Реставратор предлагает различные варианты с 8 и 12 окнами в барабане».
Текст: Алексей Паевский
Следить за публикациями на портале можно в наших группах в Facebook, ВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.