Мы продолжаем проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет». Сегодня мы отправляемся за город.
В восьми километрах от Великого Новгорода, в верхнем течении реки Веряжи, сохранились остатки Сыркова монастыря – два обезглавленных храма, XVI и XVII веков. Монастырь, основанный в 1548 году по обету знаменитого новгородского купца Федора Дмитриевича Сыркова, многое пережил: трагическую смерть своего ктитора, разорение, недолгое царское внимание, бедность, разрушения. Здесь создавались «Великие Четьи-Минеи» и жила таинственная подвижница, принявшая обет молчания.
Архимандрит Макарий в своем «Археологическом описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (1860 год) сообщал, что по преданию на месте устроения монастыря когда-то была Сыркова пустошь. Этимология названия не совсем ясна, возможно, оно происходит от характеристик местности – «сырая». Как пишет Макарий, «неизвестно, когда и где она была основана, когда и кем она была разорена, тоже неизвестно». В 1548 году новгородский гость Федор Дмитриевич Сырков основал здесь монастырь в честь Сретения иконы Владимирской иконы Божией матери, который в народе стали называть Сырковым. О династии Сырковых стоит рассказать подробно, поскольку она сыграла заметную роль в истории архитектуры Новгорода. Масштабы строительной и ктиторской деятельности Сырковых, пожалуй, не имеют аналогов в Московском государстве той эпохи.
Великий князь Иван III, присоединивший Новгород к Москве, «вывел» из него несколько тысяч семей бояр, «лучших гостей новгородских», житьих людей. Великий князь «жаловал их на Москве» и дал поместья во Владимире, Муроме, Нижнем Новгороде, Переславле, Юрьеве, Ростове, Костроме «и по иным городам». А их конфискованные новгородские вотчины были переданы «лучшим гостям», «детям боярским» из Москвы и «из иных городов», представителям старых московских боярских родов, удельным князьям. Среди этих людей был богатый гость Иван Сырков, не раз выступавший кредитором московской знати. Двор Ивана Сыркова с сыновьями Афанасием и Дмитрием расположился на Торговой стороне Новгорода. С именами Сырковых как новгородских купеческих старост (то есть людей, стоявших во главе новгородской торговли) было связано подписание многих торговых договоров с Ганзой, Ливонией и Швецией. Рядом со своим двором Сырков в 1510 году выстроил богато украшенную церковь Жен-Мироносиц, ставшую первым архитектурным памятником Новгорода после присоединения его к Москве. Уличанские храмы второй четверти XVI века строились новгородцами с ориентацией на облик этой церкви. В 1529 сын Ивана Сыркова Дмитрий выстраивает напротив церкви Жен-Мироносиц храм Прокопия «с погребом» (складскими помещениями в двух нижних этажах). Дмитрий Иванович Сырков был «нарядчиком» церкви Успения в Тихвине и церкви Святого Николая на Владычном дворе; жертвователем крупных сумм на поновление патронального храма новгородского купечества – церкви Параскевы Пятницы на Торгу, а также на постройку церкви Успения Колмова монастыря с каменными трапезной и поварней; инициатором перестройки церкви Варлаама на Ярославовом дворище. В Тихвине он возвел Успенский собор – реликварий для Тихвинской иконы Божией матери.
Гость Федор Сырков – один из сыновей Дмитрия Ивановича – в 1548 году стал государевым дьяком. Должность эта подразумевала решение вопросов самоуправления и суда, денежно-хозяйственных отношений. Федор Дмитриевич Сырков выдавал грамоты для описания пятин с целью определения налога, собирал подати с новгородского населения, давал пропуски на торговлю гостям, занимался судебными и поместными делами. Известны 70 адресованных ему грамот от имени царя Ивана Грозного и 10 грамот, в которых Сырков упомянут при разборе разных дел. В 1556 году его сместили с должности государева дьяка: в Москве не понравилась просьба о налоговой отсрочке. Дело в том, что Новгород еще никак не мог полностью оправиться от эпидемии чумы 1552–1554 годов и потому образовались недоимки в казну.
Однако и вне должности государева дьяка Федор Дмитриевич продолжал трудиться на благо государства и Новгорода. С его именем связаны строительство Николо-Розважского (близ Кремля), Арсениевского (на берегу Волхова, на Михайловой улице), Успенского и Введенского Тихвинских (по заданию Ивана Грозного) монастырей. Также он строил, реконструировал многие церкви в Новгороде и окрестностях. Так, в 1558 году Сырков был устроителем обновления придела Иоакима и Анны в Софийском соборе. В процессе работ произошло открытие нетленных мощей Новгородского епископа Никиты и Сырков заказал новые покров и облачение для гробницы. Вклады землями, деньгами, церковной утварью, книгами и т.д. он делал в Иосифо-Волоколамский, Соловецкий, Троице-Сергиевы монастыри. Например, в 1558 году его попечением был изготовлен для Соловков крест с драгоценными камнями – «по заказу царевичей и великих князей Иоанна Иоанновича и Федора Иоанновича.
В январе 1570 года царь Иван Грозный устроил в Новгороде опричный погром. Федор Дмитриевич был жестоко, после пыток, казнен. В «Синодике опальных царя Ивана Грозного» потом для поминовения появятся имена его и брата: «Федора Сырково, Алексиа [Сырков] з женою и с дочерью». Дворы Сырковых, их имущество конфисковали в казну.
Теперь вернемся к 1548 году, времени, когда Федор Дмитриевич Сырков основал монастырь в честь Сретения иконы Владимирской иконы Божией Матери. Отправляясь в опасное путешествие в Ливонию, в город Колывань (после завоеваний Петра I – Ревель, с 1919 года –Таллинн) на непростые переговоры в магистрат, Сырков дал обет построить храм, если вернется живым. Несмотря на враждебный прием, угрозы, Сырков выполнил миссию посланника, желающего «дабы между нашим государем и великим князем и вашим магистром до окончания срока перемирной грамоты не происходили раздоры и кровопролития». По возвращении домой Сырков обратился к Ивану Грозному с просьбой дозволить ему строить монастырь, а также сделать для него список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, хранящейся в Успенском соборе Московского Кремля (в наше время – в Третьяковской галерее). Царь дал указ и вскоре Сырков начал строить монастырь, а из Москвы прислали ему список с иконы. Также Федор Дмитриевич заказал копию и для новгородского Софийского собора, про которую известно, что в 1561 году ее написал московский иконописец Семен Яковлев. Иждивением Сыркова был возведен каменный собор в честь Сретения иконы Владимирской Божией матери и, очевидно, деревянная церковь в честь Афанасия и Антония Печерских (1549 год). В 1558 году монастырь выгорел в пожаре, пришлось восстанавливать.
В 1529/1530 годах архиепископ Новгородский Макарий (с 1542 года – митрополит Московский и всея Руси) начинает создавать «Великие Четьи-Минеи» («Великие Минеи-Четьи») – масштабный русский свод оригинальных и переводных памятников, главным образом житийных и риторических, церковного и исторического характера. В 1541 году Макарий вложил 12 книг этого свода в новгородский Софийский собор на помин души своих родителей. В 1552 году он вложил список свода в Успенский собор Московского Кремля «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок». В то время, как завершалась работа над Успенским списком, Иван Грозный пожелал, чтобы начали создавать экземпляр свода и для него. Работа над Царским списком продолжалась еще в 1554 году. Для создания списков Макарий привлекал множество писцов. И один из них оставил упоминание о том, что работы велись и в Сырковом монастыре с подачи его основателя Федора Дмитриевича Сыркова. «…Вдаша ми властеле Новагорода списати сию святую книгу, Минею май месяц, в ней же бе вписана и сиа чюдная книга святаго места Патерик Печерьскый. Того бо ради уже властеле с нужею повелеша ми писати сию Минею. Аз бо не послушах того священника Фомы. И бысть ми тогда прещение велико с яростию от Федора от Сыркова. Аз же неволею начах писати. Но Господь мене не остави: с радостию писах. Живущу же ми тогда у брата своего в дому. И бысть пожар, и негде ми писати. Аз же пришед к Федору и Фоме и ркох има: «Негде писати!» Федор же посла мя в свое строение в манастырь к святей Богородици Владимерьскиа на Веряжю. Аз же с миром писах и дописавшю ми Патерик, и на прочая пошедъшю».
В 1570 году во время опричного разгрома Новгорода пострадали 27 монастырей, в том числе и Сырковский. Через два года с упразднением опричнины имущество Сыркова вернули в Новгород. За неимением наследников оно пошло на устроение Сыркова монастыря. Встречаются упоминания о том, что обитель стала местом погребения Федора Дмитриевича Сыркова.
Сохранились сведения, что около 1585 года монастырю из Софийского дома (центра управления новгородское епархией) выдавалась руга на воск, на тимьян и ладан. Взошедший на престол царь Михаил Федорович пожаловал на монастырское строение 15 рублей. Согласно росписи новгородских церквей 1615 года в Сырковом монастыре были «храм камен пречистая Владимирская, трапеза древян, а ней храм Никола чудотворец, да в роще храм древян Вознесенье Христово». В описании Новгорода 1617 года, проведенного после окончания шведской оккупации, не указано, каким разрушениям подвергся монастырь, какова была степень его разорения. Среди перечисленных ценностей значится чудотворная икона Владимирской Божией Матери. В 1686-1687 годах новгородский воевода Петр Васильевич Шереметев пожаловал ризу на эту икону: «да оклад серебряной же гладкой позолочен, да бусы жемчужные, да убрус переделал вновь, приложил к старому и своего жемчугу, да на престол проволоку и покров тафта рудожелтая да под местные иконы пелены через всю церковь».
«От немецких людей разоренный» монастырь отстраивался по указам царя Михаила Федоровича, затем внимание ему уделяли Алексей Михайлович и Федор Алексеевич. В грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей читаем: «а на свечи Нашего Великих государей денежного жалованья дается по два рубля на год, а братии на пропитание дается хлебное жалованье по вся годы, и в ту пустынь из Новгорода бывает крестное хождение августа в 26 день». На рубеже 1680-1690 годов по указу «…Великих Государей та Сырковская пустынь строена… Великих государей денежной казной и … Корнилия Митрополита радением и подаянием их и вкладчиков и построено в той пустыни вновь строения каменного церковь Вознесения Господня. А в ней четыре престола да трапеза».
В 1694 году архимандрит Боголеп написал челобитную царям с просьбой присоединить Сырковский монастырь к Николо-Вяжищскому монастырю, где в то время он был настоятелем. В челобитной он указал, что в монастыре «все запустело», «а крестьян на пашенной земле нет и жителей мало». «То челобитье уведав», богатый гость Семен Гаврилов, пользующийся огромным влиянием в общественных делах Новгорода, решающий вопросы государственной важности, пятиконецкие старосты – купец Семен Жулев с товарищами, и «все новгородские посадские люди» и многочисленные «вкладчики» монастыря написали ответную челобитную, в которой назвали слова Боголепа о запустении Сырковой обители ложью. Государи, рассудив, что запустение монастырю принесет как раз присоединение к Николо-Вяжищскому монастырю, «пожаловали тех городских людей и вкладчиков, велели той Сырковской пустыни быть по-прежнему особо, а в приписке …к Николаевскому Вяжищскому монастырю и к иным монастырям быть той пустыни не велели».
В 1712 году Сырков монастырь из мужского был преобразован в женский под именем «Новодевичьего». По данным 1744 года за монастырем числилось 224 душ крепостных. К середине XVIII века постройки Сыркова монастыря обветшали. Игуменья писала в Синод о необходимости ремонта храмов, строительства новых келий и ограды. В 1751 году императрица Елизавета Петровна ассигновала на эти нужды 3000 рублей. После проведенной императрицей Екатериной II в 1764 году секуляризационной реформы монастырь отнесли «сообразно богатству и знатности» ко второму классу. В этом же году в него перевели игуменью и сестер из упраздненного древнего Росткина монастыря (находился на Софийской стороне Новгорода, неподалеку от церкви Федора Стратилата на Щиркове улице).
Масштабное строительство в монастыре началось в первой половине XIX века: в 1804-1827 годах появились каменная ограда с четырьмя башнями по углам, каменные настоятельский корпус и корпус для монахинь, 20 мелких построек. В 1836 году к Сыркову монастырю была приписана новгородская церковь Жен-Мироносиц – та самая, которую в 1510 году возвел Иван Сырков. Наш рассказ о ней — еще впереди.
В 1841 году в Сыркове монастыре поселилась затворница Вера Александровна, прозванная Молчальницей (хранила обет молчания 23 года). Считали, что под этим именем скрывается императрица Елизавета Алексеевна, вдова Александра I, имитировавшая свою смерть в 1826 году. Поэтому в монастырь, который до того времени был не на слуху, началось паломничество и простых людей, и знати. По легенде в 1848 году его посетил император Николай I. В 1861 году Вера Молчальница скончалась и была погребена у южной стены собора Сретения иконы Владимирской Божией матери. Местные жители утверждали: еще при жизни Молчальница прославилась чудесными исцелениями и теперь они продолжаются у ее могилы. До нашего времени могила и надгробный памятник не сохранились, тот мемориал, что мы видим сейчас – кенотаф.
В 1920-е годы Сырков монастырь был закрыт, а ограда с башнями и мелкие постройки уничтожены. В 1922 году из монастыря изъяли церковную утварь (оклады икон, дискосы, водосвятные чаши и пр.) общем весом более девяти пудов. Прихожане спасли, выкупив, за большие деньги, ризницу с явленной иконы Владимирской Божией Матери (по преданию она явилась за деревьями до построения Сырковым монастыря) и ковчежец с мощами святых. Серебряная с жемчужным убором риза другой чудотворной Владимирской иконы пошла на переплавку. В описи предметов из собора отмечались иконы и предметы прикладного искусства, предназначенные для музея. Однако из 286 икон в музей отобрали только 14, причем древних Владимирских икон в нем не было. В 1930-1931 годах оба храма бывшего монастыря были закрыты.
В годы Великой Отечественной войны храмы сильно пострадали. В 1956 году начались работы по восстановлению трапезной с церковью Вознесения, которую потом приспособили под поселковый клуб. В 1963-1966 годах проводились консервационные работы с частичной реставрацией по собору
Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери
В одном летописном источнике дата возведения собора указывается под 1548 годом (Новгородская III летопись), в другом – 1554 годом (Новгородская II летопись).
Собор представляет собой монументальную кубическую четырехстолпную постройку с тремя апсидами и пониженным западным притвором. Необычное для Новгорода пятиглавие не сохранилось. При строительстве применялся большемерный и лекальный кирпич. Новгородский памятник связан с традициями ростовской и московской архитектурных школ XVI века. Однако кроме «цитат» из Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря, Архангельского собора Московского Кремля можно проследить и цитирование «новгородской» готики (Грановитая палата, Софийская звонница). Синтез разных архитектурных форм с одной стороны демонстрировал желание заказчика – представить торжество великокняжеской власти, с другой – профессиональный кругозор мастера, имя которого осталось неизвестным.
В 1656 году Павел Алеппский так описывает церковь: «…она очень велика. Это огромная, высокая церковь романского стиля с двумя колоннами в середине и тремя дверьми. Пол ее выстлан четырехугольными плитами, похожими на твердый мрамор, весьма больших размеров, около 5-6 локтей каждая, тонкими и весьма красивыми…».
Бытование собора не обошлось без перестроек: в середине XVIII века разобрано ярусное завершение и устроена вальмовая кровля, возведен шестериковый ярус звона над четвериковым основанием колокольни (дата его строительства неизвестна, новая колокольня выстроена в 1751-1756 году Г.Васильевым); в XIX веке заложены или изменены формы порталов, растесаны оконные проемы, устроено подцерковье, разобраны своды в притворе, к которому потом пристроили каменную ризницу и крыльцо. Автором проекта перестройки в 1820-е годы был архитектор, член Строительной комиссии Иван Васильевич Рогинский (1787-1825), чертежи утверждал архитектор Людвик (Людовик) Иванович Шарлемань (1784/1788?-1845) – мастер ампира, представитель художественной династии Шарлеманей. Однако при всех перестройках собор сохранял конструктивную основу XVI века.
В декабре 1931 года была проведена «ликвидация бесхозной церкви в бывшем Сырковом монастыре в честь Владимирской иконы Божьей Матери». Иконостас и иконы передали в хозяйственный отдел ОГПУ, церковные облачения – в Госфонд, отдельные иконы и предметы церковного культа – в Новгородский музей, а «негодный для строительных работ материал» (престолы, аналои, киоты, резные рамы иконостасов) отдали Сырковскому сельсовету. А сам собор должны были разобрать, спасло его только вмешательство сотрудников сектора науки Наркомпроса.
Во время Великой Отечественной войны собор лишился двух глав и кровли, в его стенах появились большие пробоины и трещины, активно разрушалась кладка. В 1964 году во время обменных работ рухнули барабаны, своды, подпружные арки, юго-западный столб, в начале 1960-х –колокольня. К началу реставрационных работ 1963-1966 годов состояние памятника оценивалось как крайне аварийное.
В первую очередь нужно было укрепить несущие конструкции, заделать выбоины, вычинить кладку. Затем осуществлялась консервация с частичной реставрацией без воссоздания утраченных сводов, барабанов, глав, и колокольни. От колокольни оставили фрагмент южной стены; заложенные оконные проемы раскрыли, другие восстановили по сохранившимся следам; разобрали позднюю пристройку для ризницы; по сохранившимся фрагментам отреставрировали три перспективных портала с килевидным завершением; восстановили первоначальное двухъярусное завершение фасадов, при этом устроив четырехскатное покрытие.
Разработанный в 2006-2007 годах проект реставрации с восстановлением утраченных сводов, барабанов и глав собора не осуществлен. В древнем памятнике размещался склад. Сейчас временная вальмовая кровля периодически поновляется, однако зданию снова требуются масштабные ремонтно-строительных работ. Энтузиасты из местных жителей устроили в соборе место для молений, ухаживают за могилой Веры Молчальницы.
Церковь Вознесения Христова с трапезной
В грамоте 1694 года церковь названа вновь построенной. Основной ее объем – главный храм Вознесения Христова на втором этаже и придел Иоанна Предтечи на первом этаже – относится к XVII веку. Северная пристройка с приделом Антония и Феодосия Печерских сделана в 1820-х годах, в период капитальной реконструкции. В этот период оформление фасадов было изменено в стиле позднего классицизма, первоначальные оконные и дверные проемы заложены или растесаны.
В декабре 1931года встал вопрос о закрытии церкви. Община верующих из-за непомерно высокого налога вынуждена была отказаться от ее содержания и согласиться передать в пользование Дома инвалидов. Богослужения совершались только в приделе Антония и Феодосия Печерских. В 1934-м у окончательно закрытой церкви разобрали восьмериковое завершение основного объема и придела.
В годы Великой Отечественной войны церковь пострадала: был разрушен второй этаж придела, в стенах первого этажа появились большие пробоины, основной объем утратил кровлю и столярные заполнения. В процессе реставрационных работ 1956 года в уровне первого этажа восстановили наличники XVII века, характерные для петровского времени. После реставрации в бывшем храме разместился клуб. Сейчас здание пустует.
Перед зданием трапезной находится памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Текст: Александра Шапиро
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен
Предыдущие выпуски проекта:
Выпуск 1: Софийский собор
Выпуск 2: храм Бориса и Глеба в Плотниках
Выпуск 3: Николо-Вяжищский монастырь
Выпуск 4: храм Святого Мины в Старой Руссе
Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище
Выпуск 6: храм Ильи на Славне
Выпуск 7: храмы на Городище
Выпуск 8: храм Николы на Липне
Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу