Сегодня мы отправимся к, наверное, самому малоизвестному памятнику древней архитектуры Новгородской Земли. И едем мы с вами не в Новгород или окрестности, и даже не в Старую Руссу или Валдай. Под Старой Руссой есть небольшая деревенька Косино, относящаяся к Великосельскому сельскому поселению. Там, на высоком берегу реки Полисть, недалеко от впадения в нее реки Снежа, то ли в XII, то ли в XIII веке ученики Варлаама Хутынского Косма и Константин основали монастырь, в котором стоит древний Никольский храм, о котором тоже известно не очень много. Итак, добро пожаловать в ныне женский Свято-Николаевский Косинский (иногда пишут и Косинской) монастырь.
Мы включаем этот материал в проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет». Этот текст мы подготовили с помощью АНО «Русь Новгородская».
Начало основания монастыря относят к 1220 году. Незадолго до этого (а быть может, и задолго, в некоторых текстах мы можем прочитать, что уже в 1198 году) ученики Варлаама Хутынского Косма и Константин поселились «на косе» между реками Снежа и Полисть. Так появилось место, именующееся Косино, затем к любителям безмолвной жизни стали присоединяться другие будущие иноки, а в 1220 году здесь появился храм, официально основан монастырь, а Константин стал его игуменом.
Мужской монастырь на этом месте просуществовал более полутысячелетия, при этом он никогда, кажется, не был очень богатым, многолюдным или знаменитым. Среди всех его настоятелей после Константина до нас дошли только имена Феодорита (1651), Герасима (1622) и Ионы (1713)! Настоящее место ухода от мира. Правда, в 1716 году (еще за полвека до знаменитой реформы Екатерины), обитель закрылась, а его храмы стал приходскими.
Вот что пишется сейчас об истории монастыря в его группе ВКонтакте (что ж, современные средства коммуникации не чужды монастырям):
«В 1613 году ее разрушили шведы, но через 12 лет, в 1625 году, она была восстановлена. В писцовых книгах того времени упоминается, что в монастыре имелось две церкви: одна каменная во имя Святителя Николая, а другая деревянная во имя Преподобного Варлаама Хутынского.
В конце XIX века был возведен обширный и величественный собор во имя Преподобного Варлаама Хутынского, увенчанный пятью главами и завершенный с западной стороны высокой колокольней. К сожалению, до наших дней он дошел в полуразрушенном виде.
В 1885 году в Косинских церквях была учреждена женская община, которая в 1896 году была преобразована в общежительный монастырь. В конце XIX – начале XX века были сооружены еще несколько каменных построек, не сохранившихся до настоящего времени: трехэтажный настоятельский корпус в северо-западной части монастыря с встроенной в него домовой церковью во имя Успения Божией Матери, полукаменный сестринский корпус, невысокая кирпичная ограда с башенками и воротами, сторожка. Безвозвратно утерян целый комплекс деревянных строений: двухэтажная гостиница и жилой флигель, школа и дом священника, баня и прачечная, конюшня и скотный двор, сараи и ледник гумно. Сестринский корпус пережил разруху 1920-х годов и Великую Отечественную войну, просуществовал до 1990-х годов.
В 1920 году монастырь был закрыт. В то время в нем проживало 60 насельниц. Храмы были переданы в распоряжение верующих, а часть жилых и хозяйственных помещений занял Дом инвалидов. В 1938 году были закрыты обе церкви, как сформулировано в документе: «по ходатайству верующих», с использованием «одной части под школу, а второй – под музей». Они сильно пострадали в военные годы из-за устройства оккупантами блиндажей, но еще больше – после войны, от бесхозности и отсутствия ремонта.
По благословению Его Высокопреосвященства, архиепископа Великого Новгорода и Старорусского Владыки Льва в 2000 году стараниями рушан была восстановлена церковь во имя Святителя Николая. С июля 2003 года начато возрождение монастыря в целом, хотя собор прп. Варлаама Хутынского по-прежнему находится в полуразрушенном состоянии».
Отметим, что местные жители просили возобновить богослужение и, если возможно, монастырь, уже после войны. Но тогда разрешение не дали.
Нужно отметить, что это место еще до революции считалось приятным для разного вида отдыха рушан. В. А. Пылаев в своей книге «Старая Русса» (1916 г.) писал: «Сюда собираются они помолиться перед гробницами Угодников Божих или отдохнуть в молодой берёзовой рощице, которая раскинулась между монастырской стеной и речным бережком. Сюда приезжают обычно сухим путём, а в начале лета — можно и по воде на лодке».
Но это – история самой обители. А что можно сказать об архитектуре монастыря, о его древностях?
На самом деле, история построек на территории монастыря более запутана и загадочна, чем рассказывается на его страничке в соцсетях (сайта у обители нет).
Давайте сначала поговорим о более позднем храме Варлаама Хутынского, который сейчас находится в руинах, который стараниями матушки Ксении нынче восстанавливается и на это дело даже собирают средства.
Это не первый каменный храм Варлаама в монастыре. Как мы уже писали, по писцовым книгам XVII века, здесь была деревянная церковь Варлаама. В 1765 году она сгорела, и на ее месте выстроили каменную церковь (напомним, тогда – приходскую) в 1792 году. И только через 100 лет появился современный большой храм с колокольней. Он был возведен в 1880-81 годах и освящен 12 сентября 1882 года. Пятиглавый храм был построен по традиционной композиционной схеме «кораблем» – колокольня – трапезная – пятиглавый объем по линии «запад-восток».
Увы, Великая Отечественная жестоко обошлась с не такой уж старой постройкой: храм и колокольня сильно пострадали, хотя стены более-менее сохранились, а на них можно даже увидеть фрески с эпизодами из жизни Варлаама Хутынского.
Что же касается Никольского храма, то здесь ситуация очень неопределенная. Любой человек, мало-мальски знакомый с древнерусской архитектурой, видит, что к «классическому» новгородскому четверику здесь пристроено длинное здание явно позднего времени. Но когда выстроен главный объем?
Местное предание, равно как и церковная литература, относят постройку каменного храма ко времени основания обители, то есть – к 1220 году, делая его ровесником такого небольшого храма Перынского скита. Однако здесь, конечно, архитектура и строительная техника совсем, совсем другие.
Несмотря на то, что некоторые исследователи принимают легендарные сведения на веру, большинство авторов считают, что ныне существующий Никольский храм создан в XV веке. Однако историк архитектуры Леонид Красноречьев выделял в нем два разных периода.
По его данным, в XIV веке из ракушечника и кирпича с песчаной присыпкой выстроены апсида и северная треть восточной стены, основания всех других стен и нижняя часть северной стены, а уже в XV веке, видимо, после обрушения или, что более вероятно, разборки, из плитняка и более светлого и менее прочного кирпича с менее регулярной порядовкой кладки выстроены остальные сохранившиеся древние части памятника. Скорее всего, перед нами – один из храмов «отреставрированных по старой основе» новгородским владыкой Евфимием.
Каким было завершение храма – неизвестно: барабан, своды, внутренние и фасадные арки переложены в XVII или даже в XVIII веке. Статья о памятнике в каталоге «Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области» пишет так: «Покрытие храма XV века могло быть трех вариантов: трехлопастное, восьми- или шестнадцатискатное, ступенчато-щипцовое, реально в новгородском зодчестве не зафиксироанное, но предполагаемое для церквей Дмитрия Солунского 1462 г., Симеона 1467 г., Климента 1520 г. и весьма популярное во Пскове».
Интересный момент в композиции постройки: апсида храма не очень сильно, но достаточно заметно отклонена к югу от продольной оси здания.
Храм страдал во время шведской оккупации – видимо, тогда и переложили верхние части, затем он ремонтировался в 1765, 1780, 1850 и 1870-1880-х годах, именно тогда, во время последнего ремонта, появилась длинная западная пристройка – гораздо больше самого храма.
Во время Великой Отечественной войны храм достаточно серьезно пострадал. В нем располагался немецкий штаб, он утратил все деревянные конструкции, разрушились верхние части кладки, пострадала апсида. В 1950-х годах разрушилась южная треть апсиды. В 1968 году храм уже был аварийным.
Исследования и первичная реставрация храма состоялись в 1968-1970 годах, их тогда проводил великий Григорий Штендер. Но от них не сохранилось почти никаких документальных свидетельств.
В конце 1980-х годов должен был начаться новый цикл исследований и научная реставрация, но… Болезнь и смерть Григория Михайловича не позволили этому состояться. Реставрация в итоге прошла «без должного научного наблюдения». Поэтому памятник до сих пор остается одним из малоизученных храмов Новгородской земли.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен
Предыдущие выпуски проекта:
Выпуск 1: Софийский собор
Выпуск 2: храм Бориса и Глеба в Плотниках
Выпуск 3: Николо-Вяжищский монастырь
Выпуск 4: храм Святого Мины в Старой Руссе
Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище
Выпуск 6: храм Ильи на Славне
Выпуск 7: храмы на Городище
Выпуск 8: храм Николы на Липне
Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу
Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря
Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря
Выпуск 12: церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе
Выпуск 13: церковь Сергия Радонежского в Детинце
Выпуск 14: церковь Федора Стратилата на Щиркове улице
Выпуск 15: башня Кокуй Новгородского Детинца