Сегодня мы с порталом «Российские древности» в снова отправимся во второй по величине город области, в Старую Руссу и познакомимся с во многом загадочным, редчайшим по композиции и важным для истории русской литературы памятником, храмами Георгия и Благовещения.Мы включаем этот памятник в проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет». Этот текст мы подготовили с помощью АНО «Русь Новгородская».
Да, церковь Георгия и Благовещения – это редчайший пример «сдвоенного» храма, которых сохранилось очень немного. Два храма с общей стеной но с разными входами, «сиамские близнецы», выстроенные единовременно, вероятно из-за экономии строительного материала (на одну стену строить меньше) и городской земли. Таких мы знаем еще два. Про один мы уже написали в рамках «новгородского проекта» – это храм Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице Новгорода, один из трех новгородских кафедралов, второй – тоже отснят нами и вскорости статья о нем выйдет на портале, это псковская церковь Рождества и Покрова от Пролома. Сегодня у нас на рассмотрении третий – храм Георгия и Благовещения в Старой Руссе.
В отличие от многих храмов Старой Руссы, мы знаем точно год, с которого ведут свою историю сохранившиеся памятники. В новгородских летописях под 1410 годом читаем: «в Русе поставиша 2 церкви камены: святого Георгиа и Благовещения. Несмотря на то, что, в отличие от новгородского и псковского аналогов, Благовещенская церковь гораздо, гораздо меньше Георгиевской, но летопись четко говорит: две церкви, а не церковь с приделом.
Исследователь архитектуры Новгорода и Старой Руссы Владимир Ядрышников, опираясь на данные мощности культурного слоя, а также на историю посвящений храмов в Новгороде и Ладоге, предполагает, что церковь (церкви) впервые тут появились еще в XII веке, вероятно, во второй половине. «Забывчивость» источников о более ранних храмов Ядрышников объясняет уроном, нанесенным в том числе и старорусской документации во время шведской оккупации начала XVII века. Однако, повторимся – без подробного археологического изучения самого храма, как это было с церковью Мины, находящейся неподалеку, всего в нескольких сотнях метров, точный вывод сделать нельзя.
По поводу заказчиков храма в научной литературе тоже существует дискуссия. Исследователь и реставратор церквей Тамара Гладенко писала, что оба храма возведены по заказу Варлаама, архимандрита Юрьева монастыря, который имел в Руссе очень большие владения. Однако Ядрышников спорит с исследовательницей, утверждая, что текст Новгородской Первой летописи («Того же лета Варлам архимандрит постави церковь камену во вратех манастыря Лисичкого во имя преподобного Варлама, игумена Спаса Хутиньского. А в Русе поставиша две церкви камены святого Георгия и Благовещения Богородицы») неправильно понят: Варлаам был заказчиком только надвратной церкви в Лисицком монастыре, а в Русе заказчиками были прихожане (равно как и в Новгороде в случае церкви на Нутной улице). Что ж, справедливо – тем более, что к двум строительствам применены глаголы в разном числе («постави» и «поставиша» — «поставил» и «поставили»).
Среди аргументов Ядрышникова можно привести еще два: во-первых, известные нам дворы Юрьева монастыря находились в другом районе Руссы, а во-вторых, для двух одновременных построек нужно было две артели, одна артель поставить два храма в один год не могла.
О том, как выглядели оба храма в XV веке, судить сложно: в 1739-40 годах «тщанием прихожан» их очень сильно перестроили «на старой основе». Однако исследования Тамары Гладенко показывают, что в большей церкви Георгия древние стены сохранились на высоту 1,5-1,8 метра (сейчас на южном фасаде экспонируется зондаж древней кладки), а в храме Благовещения – до четырех метров. Интересно, что после перестройки какое-то время «маленькая» церковь Благовещения считалась главное, а «большая» Георгиевская – придельной.
Интересно, что в церкви Георгия мы наблюдаем ту же интересную особенность, что видим в храме Косинского монастыря – апсида чуть-чуть (но заметно) смещена от центральной оси к югу.
Нам известны две попытки реконструкции первоначального облика храмов – Тамары Гладенко и Леонида Красноречьева. Обе они показывают редкое для новгородского зодчества того времени позакомарное покрытие – которое в то время известно только, кажется, у «соседа» наших героев – церкви Мины. Впрочем, дискуссия о завершении храмов вряд ли может быть закончена – поскольку оно не существует уже почти 300 лет.
Из описей XVII века мы знаем, что у церкви Георгия была небольшая звонница: «На колоколнице 2 колокола середние да клепало железное». И опять среди исследователей нет единства: Гладенко считает, что это была звонничка на западном фасаде, как в храме Жен Мироносиц в Новгороде, а Ядрышников предполагает отдельно стоящую деревянную звонницу.
В любом случае, мы знаем, что в 1850-х годах в храме была другая, каменная трехъярусная колокольня, которую в 1884-1885 году разобрали и выстроили новую – побольше. Эта колокольня достояла до 1951 года. Дело в том, что после освобождения Руссы за храм началась настоящая борьба между верующими, которые просили вернуть им храм и горисполкомом, который хотел приспособить его как жилье для рабочих. Как ни странно, но победили верующие, а вот колокольню, которая после войны находилась в полуразрушенном состоянии, решили разобрать и использовать кирпич на коммунальные нужды города.
Ну и последнее. В самом начале мы упомянули, что храм имеет отношение не только к истории архитектуры, но и к истории литературы? Мы ни капли не соврали. Дело в том, что с 1872 по 1881 году прихожанами этого храма были супруги Достоевские. В эти годы летний сезон он проводил именно в Старой Руссе, и вся семья, будучи очень благочестивой, выбрала именно этот храм (храмы) в качестве своего прихода. Более того, в первое время Достоевские и жили в доме священника этого храма, И.И. Румянцева, с которым были дружны.
После смерти писателя его вдова Анна Григорьевна открыла около храма женскую школу имени Достоевского. Ученицы этой школы «автоматически» считались прихожанками этого храма. Так сплелись воедино уникальный памятник архитектуры и судьба уникального русского писателя.
Текст: Алексей Паевский
Литература:
1. Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII – начала XX века. М-СПб, 2010
2. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под редакцией М.И. Мильчика. СПб, 2008
Предыдущие выпуски проекта:
Выпуск 1: Софийский собор
Выпуск 2: храм Бориса и Глеба в Плотниках
Выпуск 3: Николо-Вяжищский монастырь
Выпуск 4: храм Святого Мины в Старой Руссе
Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище
Выпуск 6: храм Ильи на Славне
Выпуск 7: храмы на Городище
Выпуск 8: храм Николы на Липне
Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу
Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря
Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря