Сегодня мы с вами отправимся к весьма древнему памятнику новгородской архитектуры, которому не повезло дважды. Дело в том, что приходские храмы Шелони почти не попадали в поле зрения историков древнерусской архитектуры. Порхов и округа находится на территории Псковской области, при этом «новгородцы» занимаются «своими» памятниками – Великим Новгородом, округой и Старой Руссой, а «псковичи» изучают памятники псковской архитектурной школы, к которым шелонские памятники не относятся. А если дело и доходит до самого Порхова, то обычно речь идет о Порховской крепости, выстроенной на новом месте после переноса города на новое место. Так что церковь Рождества Богородицы оставалась (да и остается) дважды в тени. Но мы постараемся этот сумрак развеять.

Вид с северо-запада. Фото Алексея Паевского, апрель 2021 года

Экспедиционная машина «Древностей» около храма

Порхов впервые упоминается в летописи в 1346 году в рассказе о походе великого князя Литовского на Шелонь. Судя по всему, основан он был веком раньше – в том числе и с Порховом связывают известие об основании «городцов» юным Александром Невским в 1239 году. 

Шелонь

Изначально город располагался на правом берегу Шелони при впадении в нее речки Дубенки. От этого времени сохранилось Старое городище, раскопанное археологами в 1974 году. Судя по всему, через полтора века после основания, обороноспособность этой крепости стала недостаточной и крепость с городом перенесли на новое место, немного ниже по течению реки – где и поныне располагается Порховская крепость, о которой мы уже писали

Напротив старой крепости издавна был известен монастырь: о нем упоминает в 1498 году писцовая книга, а в 1576 году впервые мы читаем о землях «Рождества Пречистей девичья монастыря против Старого Городища». О каменном храме в этом монастыре мы знаем с 1628 года – после шведской оккупации. Тогда в монастыре было всего 5 келий, он дожил до реформы Екатерины II 1764 года – и был закрыт, а храм обращен в приходской.

Вид с северо-востока

Этот замечательный памятник архитектуры почти не упоминается в научной литературе. Лишь в 1960 году его схематически обмерил Ю.В. Сусленников (но обмеры не были опубликованы, хранились в архиве Псковской реставрационной мастерской) – и только в 1992 году экспедиция Владимира Седова провела детальное обследование храма. 

Вид с юго-востока. Пристроенный в XVIII веке придел.

Колокольня

Основной объем, трапезная и колокольня

До наших дней первоначальный объем дошел почти полностью, однако в XVIII веке храм был «достроен» — с запада у храма появились трапезная и колокольня, а с юга весь комплекс закрыл придел с апсидой. В результате получилась очень необычная постройка, однако археологи сумели и «отделить» первоначальное от более нового, и даже достаточно узко датировать храм.

Реконструкция внешнего облика храма (по Вл.В.Седову)

Описание храма 1960 года говорит, что на полу прослеживались остатки четырех столбов, однако на 1992 год эти основания были уже залиты цементом.  Так что первоначальный храм был четырехстолпным и, вероятно, одноглавым, и точно принадлежал к новгородской архитектурной школе. 

Вид с севера

Апсида основного объема

«Наиболее важной для определения времени строительства храма является система декорации фасадов, в которой на каждом фасаде образуется плоскость, фланкированная узкими лопатками, расположенными только по краям, и завершенная трехлопастной арочной кривой. Такая система известна только в двух новгородских памятниках – в церкви Рождества Богородицы в Перыни (вторая четверть XIII в) и храме Николы на Липне (1292 г.). Но если в Перыни расположение окон еще домонгольское и в принципе следует новгородским памятникам XII в., а на восточном фасаде – системе расположения окон на восточном фасаде церкви Параскевы Пятницы, сооруженной смоленскими мастерами в 1207 г., то в церкви Николы на Липне на восточном фасаде мы уже видим два щелевидных окна по сторонам абсиды – как в Рождественской церкви в Порхове», — пишет Владимир Седов в очень редком издании «Новгородская архитектура на Шелони», вышедшем в 2001 году.  Чувствуется (как и в Николе на Липне) романо-готическое влияние в сложной нише на западном фасаде храма. 

Вид с востока

Основной объем

Таким образом, широкая датировка этого храма – «после 1292-не позднее 1340-х гг», а более узкая – вероятно, «около 1300 года». Таким образом, скорее всего перед нами – первый сохранившийся храм Псковской области, построенный после монгольского нашествия. И третий по древности из сохранившихся. Хотя, конечно, с точки зрения архитектуры – это храм новгородской земли, напрямую ориентирующийся на шедевр – церковь Николы на Липне. 

Текст: Алексей Паевский

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *