Сегодня мы вместе с порталом «Российские древности» снова отправимся в Великий Новгород и посетим храм, о котором даже сами новгородцы знают немного. А меж тем тот храм, который мы сегодня вам покажем, играет ключевую роль в истории русской архитектуры. И поэтому мы с вами отправляемся исследовать храм преподобного Сергия Радонежского в Детинце Великого Новгорода.
Мы включаем этот памятник в проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения — только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».
Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского на Владычном дворе Великого Новгорода – древнейший из сохранившихся русских надвратных храмов на территории современной России. Единственный более ранний (из сохранившихся) русский надвратный храм – церковь Живоначальной Троицы Киево-Печерской лавры (1108 г.) – в сильно перестроенном виде находится на территории Украины. Можно еще вспомнить домонгольские Золотые ворота Владимира с надвратным храмом, но домонгольского в них только ворота — ныне существующая церковь построена в XIX веке.
Мало что осталось и от первоначальной формы новгородского храма; неподготовленный турист может его просто не заметить или не опознать. Лишённый своего гармоничного завершения и великолепного внешнего декора, неузнаваемо искалеченный, зажат он между часозвоней и Иоанновским корпусом.
Владычный двор. Реконструкция на 1459 г. (Д. Е. Яковлев, 2014). Церковь преп. Сергия – слева от южного фасада Владычной палаты. Источник: https://vk.com/wall-12011186_23334
Исторические известия связывают возведение этого храма с поездкой новгородского архиепископа Ионы (точнее, на тот момент ещё только архимандрита, избранного кандидатом в архиепископы) к Московскому митрополиту, которого тоже звали Ионой, для рукоположения в сан. В Летописи Авраамки (конец XV в.), называемой по имени известного нам смоленского переписчика, сказано об этом так: «Въ лѣто 6967 [1459]. <…> Той зимы, мѣсяца Генваря 11 день, на память преподобнаго отца нашего Феодосiя, поѣхалъ владыка Иона на Москву на поставленiе к митрополиту Ионѣ, при князѣ великомъ Васильи Васильевичи всея Руси, и с нимъ послы Великого Новагорода <…>. Мѣсяца Февраля в 1 день <…> поставленъ бысть всесвященный архимандритъ Иона архiепископомъ Великому Новугороду и Пьскову всесвященнымъ вселеньскым митрополитомъ Ионою Кыевьскым всея Руси».
О событиях этой поездки подробно сообщает «Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском» (рубеж XV–XVI вв.), помещённая в Великих Четьях Минеях митрополита Макария под 5 ноября: «Бывшу же ему близ Москвы аки шестьдесят поприщь, въспомянувъ Сергиа преподобнаго, иже в Маковцѣ. Ту к нему завѣщание положи, любве юже отдавна имѣя и храмъ почести съ избранными равно преподобнаго, не бяше бо и еще храма гдѣ въ имя преподобнаго Сергиа. <…> Пришедъ же отъ Москвы абие чюдесному Сергию отцу завѣщание исполняет: храмъ каменъ внутрь епископиа во имя его созда. И всею лѣпотою утвори и образ его постави в ней, яко много любя преподобнаго, часто въ храмъ его приходя молитвы творяше священныя».
И снова Летопись Авраамки: «Мѣсяца Марта в 6 день <…> приѣха архиепископъ владыка Иона <…> и възрадовашася о немъ Великый Новъгородъ <…>. На тую же весну того лѣта поставлена бысть церковъ на воротехъ, по Божiю смотренiю, архиепископа Ионѣ тщанiемъ, многыя ради милостыня того мѣста, съвершися храмъ во имя святого Сергiя, повелѣнiемь архиепископа владыкы Ионѣ, и украси ю внутрь подписью и честными иконами въ славу Богу и преподобному Сергiю».
Слева направо: Лихудов корпус, часозвоня, церковь преподобного Сергия Радонежского, Иоанновский корпус. Фото: С. Аванесов, декабрь 2022
Итак, согласно историческим источникам, надвратный храм преподобного Сергия Радонежского был возведён архиепископом Ионой после его возвращения из поездки в Москву в 1459 году. В этом путешествии Иона даёт обещание святому Сергию о построении храма в его честь, а вернувшись в Новгород, исполняет свой обет. По всей видимости, храм был начат весной 1459 года, а полностью закончен осенью того же года (при этом в сентябре, по старой традиции, случилось новолетие и год от сотворения мира сменился): «Въ лѣто 6968. Священна бысть церковъ святый Сергiй, мѣсяца Сентеврiя, память его 25 день, преподобнѣй Ефросѣнiи» (Летопись Авраамки).
Архиепископ новгородский Иона. Фреска. Храм св. Симеона Богоприимца Зверина Покровского монастыря в Новгороде. Кон. 60-х – нач. 70-х гг. XV в. Фото: С. Аванесов, август 2019
Правда, в списках Новгородской четвёртой летописи (XV в.) обнаруживается совсем другая дата: 1463 год. Почти наверняка мы здесь имеем дело с ошибкой летописца. Дело в том, что Иона ездил в Москву и в 1463 году, но эта его поездка признаётся неудачной для Новгорода. Поэтому возведение церкви в память московского святого после провального посольства в Москву, несмотря на «промосковские симпатии» Ионы, объяснить довольно трудно. Зато его строительство 1459 года объясняется легко: Иона, в соответствии с принятым в Новгороде обычаем, возводит «владычную» церковь в память своей хиротонии. Так же поступали и предшествовавшие Ионе новгородские владыки, вступая в должность, и многие построенные ими вокруг Софийского собора храмы были как раз надвратными.
По прямому утверждению «Повести об Ионе», церковь на новгородском Владычном дворе была первой на Руси, посвящённой Радонежскому святому: «не бяше бо и еще храма гдѣ въ имя преподобнаго Сергиа». Почему именно новгородский архиепископ первым ставит у себя на дворе храм во имя «московского» святого, покровителя идеи объединения Руси, официально прославленного совсем недавно, в 1448 году? Тому есть два объяснения. Первое – чисто политическое: Иона, известный своей «промосковской» ориентацией, хотел произвести положительное впечатление на крепнувшие московские власти и заручиться их добрым отношением к Новгороду в будущем; отсюда и этот его дипломатический жест. Второе объяснение – скорее духовное: Иона действительно «много любя преподобнаго», уважал и почитал святого Сергия как монаха-подвижника, мистика и учителя, относился к нему как к образцу аскета и одновременно культурного деятеля, просветителя и чудотворца, а потому и свой домовый храм посвятил именно ему. Скорее всего, на решение новгородского архиепископа – верховного церковного администратора, но в то же время воспитанника Отенского монастыря – повлияли оба эти фактора, счастливым образом совпав в 1459 году от Рождества Христова.
С возведения этого храма началось официальное почитание преподобного Сергия Радонежского в Новгородской земле. Немаловажно, что в это же время в Москве начинается как бы взаимное почитание новгородского святого – Варлаама Хутынского: «Варлаама же оттоле почаша праздновати на Москве» (Софийская II летопись).
Преп. Варлаам Хутынский и преп. Сергий Радонежский. Икона-таблетка, кон. XV – нач. XVI в. Новгород. Фрагмент. Новгородский государственный объединённый музей заповедник
Через ворота в нижнем ярусе церкви преп. Сергия можно было попасть с юга в ту часть Владычного двора, где располагались хозяйственные постройки и владычный сад. Понятно, что ко времени постройки церкви эта часть территории детинца была огорожена (иначе не были бы нужны ворота).
Храм Сергия Радонежского – это бесстолпная церковь с изначально полукруглой апсидой, перекрытая арочным сводом. Ныне апсида не видна снаружи, поскольку она оказалась поглощена Иоанновским корпусом при строительстве последнего и, ко всему прочему, приобрела практически прямоугольную форму. Церковь преп. Сергия – редчайший и наиболее ранний на Руси образец перекрытия сравнительно небольшого (4 × 5 м) бесстолпного пространства системой пересекающихся подпружных арок, поддерживающих световую главу.
Вверху: храм преп. Сергия Радонежского. Вид с юга. Реконструкция первоначального облика (Г. М. Штендер). Внизу: поэтажные планы храма. Источник: Штендер 2020, с. 193
Храм имел подчёркнуто вертикальную форму и традиционное для Новгорода восьмискатное покрытие, а его фронтоны были целиком заполнены узорчатой кирпичной кладкой. Такая кладка фрагментарно применялась в новгородской архитектуре и раньше (после 1360 г.), но только на фасадах церкви преп. Сергия такой декор заполняет сплошь всю поверхность прясла. Бесспорно, в этом надо видеть влияние готики, однако непосредственное присутствие на строительстве храма немецких мастеров до сих пор является предметом дискуссии. Такой декоративный приём стал применяться и в других новгородских храмах, построенных во время Ионы. К сожалению, фасады церкви Сергия и её верх позднее подверглись серьёзным переделкам. Сегодня на южном фасаде храма сохранился лишь древний поясок из кирпичных треугольников – излюбленный декоративный приём новгородских зодчих XIV–XV веков. На том же фасаде при исследовании были обнаружены следы древних окон с килевидными наличниками.
Окна и остатки декора на южном фасаде. Фото: С. Аванесов, апрель 2019
С запада храм преп. Сергия «подпирает» часозвоня – высокая башня с часами. Некоторые исследователи ошибочно пишут о «часовой башне с церковью Сергия» как о едином ансамбле. Нынешняя часозвоня была построена взамен рухнувшей башни («сторожни») архиепископа Евфимия, предшественника Ионы, воздвигнутой в середине XV века и находившейся где-то между Фёдоровской и Владимирской башнями детинца. В 1671 году «столп строения Евфимия» обрушился, и через два года был сооружён новый, уже на другом месте, то есть там, где он сейчас и находится. Новгородский хронограф под 1673 годом отмечает: «Повелением преосвященного Иоакима, митрополита Новгородского, в Великом Новеграде поставлены быша часы на владычне дворе возле ворот и притвора церкве святого Сергия, и учиниша столп высок добре, и часы боевые устроиша». После возведения новой часозвони пришлось устраивать вход в храм с северной стороны, где была сооружена деревянная паперть.
В таком виде – прижатой к часовой башне и почти потерявшейся на её фоне – изображена церковь преп. Сергия на иконе Богоматери «Знамение», происходящей из новгородского храма Михаила Архангела на Михайлове улице. Икона находится в Новгородском музее и датируется 1701 годом.
Изображение часозвони и церкви преп. Сергия Радонежского на иконе из Михайловской церкви. Прорись. Фрагмент. Источник: Ядрышников 1995, 164
Пол в церкви был сделан с подъёмом в сторону алтаря (от запада к востоку), что позволило обойтись без солеи. Престол в алтарной части был сооружён из кирпича, а жертвенник был устроен в специальной нише.
Изнутри храм был расписан в типичной для Новгорода манере XV века. Роспись состояла из небольших по размеру композиций, иллюстрировавших Житие Сергия Радонежского; не исключено, что это был первый опыт такой визуализации, в монументальном искусстве оставшийся единственным. Роспись храма наглядно свидетельствует о том, что новгородская фресковая живопись в XV веке испытала сильнейшее воздействие иконного письма и утратила характерную для новгородских росписей более древнего периода монументальность форм. Известная статичность фигур при этом восполняется плотным, сочным колоритом.
Фрагмент росписи храма. Фото Алексея Паевского 2021 год
Фресковая роспись церкви при ремонте в 1888 году практически целиком была снята со стен и до войны хранилась в Новгородском Историческом музее. Большая часть фресок бесследно пропала в период оккупации Новгорода фашистами. Уцелевшие фрагменты фресок с двумя сценами из Жития преподобного Сергия (чудо во время литургии и успение) возвращены на северную стену храма реставратором Татьяной Ромашкевич. Она же смогла обнаружить и расчистить на западной стене небольшие остатки росписей житийного цикла (изведение источника, явление Богоматери Сергию), а на восточной арке, соединяющей основное помещение и алтарную часть, – изображения пророков Ионы (патрона ктитора храма – архиепископа Ионы) и Захарии, святых Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского (хотя такая атрибуция вызывает сомнение у некоторых исследователей), архидиаконов Стефана и Лаврентия (?), а также Мелхиседека. Ниши декорированы огромными многолепестковыми цветными медальонами, вписанными в круг; в откосах окон сохранился вертикальный растительный орнамент – отсылка к теме райского сада.
Храм преп. Сергия Радонежского. Вид на алтарь. В апсиде – живопись XIX века. Источник: сайт Новгородской митрополии
Идеализированный характер имеют и изображения Сергиева монастыря в двух упомянутых сценах: стена монастыря представлена здесь в форме замкнутой окружности, а в центре каждой композиции находится башнеобразный одноглавый храм (что не имеет ничего общего с реальным видом и устройством монастыря на Маковце, тем паче во время жизни преподобного Сергия). Это скорее образ совершенного града, освящённого центрического пространства, одновременно исторического Иерусалима и горнего града, сходящего с небес. Позже этот архитектурный мотив переходит в новгородскую иконопись; например, он безошибочно опознаётся на иконе-таблетке «Преполовение» конца XV века из собрания Новгородского музея-заповедника.
Росписи северной стены храма преп. Сергия Радонежского. Сцены из Жития. Фото: С. Аванесов, 2021
Храм преподобного Сергия, будучи надвратным, воплощал в себе всю сложную символику надвратных церквей. Прежде всего, это был видимый символ призывания Божественного покровительства, знак передачи города под высшую, сверхъестественную защиту. Затем, входные (въездные) ворота города или монастыря, завершённые храмом, исполняли функцию символического уподобления Золотым воротам Иерусалима, которыми вошёл в город Сам Христос накануне крестной смерти и Воскресения; тем самым город (монастырь) ставился в прямое соответствие Святому Городу, становился «образом» Иерусалима, воспринимался как освящённое Богом, благодатное место. Наконец, храм на воротах функционирует как структурный аналог ворот Небесного Иерусалима, а тот город (или монастырь), в который ведут эти ворота с храмом, воспринимается как «пространственная икона» Небесного Града, который сойдёт свыше в конце времён. Поскольку же в том Городе не будет храма, но сам он будет храмом (Откр 21:22), постольку и земной христианский город тоже понимается как храм под открытым небом.
Фрагмент росписи храма. Фото Алексея Паевского 2021 год
Фрагмент росписи храма. Фото Алексея Паевского 2021 год
Фрагмент росписи храма с граффити. Фото Алексея Паевского 2021 год
Граффити храма. Видны календарные записи. Фото Алексея Паевского 2021 год
Несмотря на дискуссионность вопроса, следует признать саму композицию «храм-на-воротах» чисто русским архитектурным изобретением, не имеющим аналогов в мировой архитектуре до 1037 года, когда Ярославом Мудрым была построена церковь Благовещения на Золотых воротах Киева – первый в истории надвратный храм.
По поводу утилитарной функции церкви Сергия Радонежского продолжается научная полемика. До конца не ясно, имела ли церковь с воротами скорее символическое, чем оборонительное значение, или всё же она была ключевым защитным сооружением архиепископской цитадели, своеобразного «ядра» детинца. Щелевидные узкие окна южного фасада (одно из них восстановлено в ходе реставрации) теоретически могли служить бойницами, но весьма сомнительно, чтобы сама церковь задумывалась как боевая площадка.
Часозвоня и церковь преп. Сергия Радонежского. Вид с юга. Чертёж Н. Григорьева. 1910. Источник: Ядрышников 1995, 165
Поскольку Владычный двор был, помимо прочего, ещё и монастырём, управлявшимся епархиальным архиереем, надвратный храм преп. Сергия типологически соответствовал такого же рода монастырским строениям, в том числе и новгородским (Спаса Преображения в Юрьевом монастыре, 1173; Богоявления Господня в Благовещенском на Мячине монастыре, 1182; Св. Иоанна Милостивого в Воскресенском на Мячине монастыре, 1193; Св. Симеона Столпника в Успенском Аркажском монастыре, 1206; Сретения Господня в Антониевом монастыре, 1365 и др.). Храм оформлял собою вход на монастырскую территорию, начинавшуюся от северо-западного угла Софийского собора.
При перестройках XVII–XIX веков верх церкви был серьёзно изменён: снесено восьмискатное покрытие, заново возведена «барочная» главка на тонком барабане, растёсаны два больших окна в южной стене, алтарную часть поглотил Иоанновский корпус.
В 1920-х годах церковь была закрыта, позднее использовалась как музейный склад, жильё, классы музыкальной школы. В настоящее время храм находится в ведении Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. Дважды в год, в дни памяти преподобного Сергия (5 / 18 июля и 25 сентября / 8 октября), в нём, как и прежде, совершается архиерейская служба.
Литургия в храме преп. Сергия Радонежского. 8 октября 2022 г. В центре – митрополит Новгородский и Старорусский Лев. Справа – Т. А. Ромашкевич. Источник: сайт Новгородской митрополии
Церковь преп. Сергия Радонежского имеет большое значение в истории новгородской архитектуры. В ней воплощён ряд черт, до того времени неизвестных в новгородских памятниках: сложная система бесстолпного перекрытия, заполнение фронтона узорчатой кирпичной кладкой, крутые скаты кровли. И если система перекрытия храма может быть объяснена внутренней эволюцией сакральных сооружений на Руси в XII–XV вв., то фронтоны, заполненные орнаментальным декором, – это следствие влияния кирпичной готики XIV–XV вв., шедшего из прибалтийской части Германии и Польши, то есть, можно сказать, явный признак ганзейского влияния. Но если в конструкции и декоре Владычной палаты 1433 года эти культурные воздействия выразились резко и однозначно, то в архитектуре храма преподобного Сергия они были мягко адаптированы к традициям новгородского зодчества.
Храм преп. Сергия Радонежского. Вид с севера. Фото: С. Аванесов, декабрь 2022
Важно, что с этого храма началась традиция посвящать надвратные церкви преподобному Сергию Радонежскому. Таковых в России насчитывается восемь; они были возведены позже новгородского храма в течение XVI–XXI веков. По количеству посвящений преподобный Сергий здесь «уступает» только св. Николаю Чудотворцу (24) и св. Иоанну Предтече (10).
Текст: профессор Сергей Аванесов, НовГУ
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен
Литература:
Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (6). Семантика надвратного храма // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 1 (19). С. 120–149.
Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (7). К типологии надвратных храмов // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 29–66.
Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (8). К истории русских надвратных храмов // Визуальная теология. 2020. № 2. С. 144–170.
Антипов И. В. Новгородский Владычный двор в XIV–XV вв. Новые данные и перспективы изучения // Новгородский исторический сборник. Вып. 15 (25). Великий Новгород, 2015. С. 45–57.
Антипов И. В. Об атрибуции и датировке некоторых построек новгородского Владычного двора // София. 2013. № 3. С. 3–9.
Антипов И. В. Палата 1433 г. и новгородская архитектура середины XV – первой четверти XVI в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2021. Том 11. № 2. С. 310–326.
Гордиенко Э. А. Владычный (митрополичий) двор // Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, 2009. С. 121–124.
Каргер М. К. Новгород. Изд. 4-е, доп. Ленинград, 1980. 248 с.
Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. Москва, 1987. 528 с.
Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1–2. Москва, 1860.
Мельник А. Г. Визуальная репрезентация культа св. Сергия Радонежского в русских монастырях XVI – начала XVII в. // Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы Х международной научной конференции. Сергиев Посад, 2018. С. 6–15.
Озерская Е. А. Образ Града Божьего в сценах Жития Сергия Радонежского из Сергиевской церкви Новгородского Детинца // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв.Санкт-Петербург, 1998. С. 95–107.
Орлова М. А. Об орнаменте в росписи церкви Сергия Радонежского в Новгородском детинце // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. Санкт-Петербург, 1998. С. 108–121.
Петров Д. А. Архиепископ Иона Отенский как ктитор новгородского церковного строительства // RussiaMediaevalis. T. VIII. 1. München, 1995. С. 114–137.
Петров Д. А. Владычный двор в Новгороде (1430–1450-е гг.): к вопросу о происхождении архитектурной композиции // Новгородский исторический сборник. Вып. 14 (24). Великий Новгород, 2014. С. 118–134.
Полное собрание русских летописей. Том 16. Санкт-Петербург, 1889.
Повесть об Ионе, архиепископе Новгородском // Библиотека литературы Древней Руси. Том 7: Вторая половина XV века. Санкт-Петербург, 1999.
Робежник Л. В. Надвратные храмы Великого Новгорода // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 3 (94). С. 122–126.
Робежник Л. В. Надвратные храмы монастырей Великого Новгорода XII–XV вв. // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 27–40.
Ромашкевич Т. А. За каждым ликом стоит подвиг: Интервью // Визуальная теология. 2022. Том 4. № 2. С. 293–309.
Ромашкевич Т. А. Роспись церкви Сергия Радонежского в Новгородском детинце // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1977. Москва, 1977. С. 225–236.
Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Москва, 1984.
Седов Вл. В. Новый Иерусалим в надвратных храмах Византии и древней Руси // Новые Иерусалимы. Москва, 2009. С. 544–584.
Тихомиров М. Н. Новгородский хронограф XVII века // Новгородский исторический сборник. Вып. 7. Новгород, 1940. С. 66–115.
Штендер Г. М. Церковь Сергия Радонежского в Новгородском кремле – памятник политической жизни последнего этапа новгородской республики // Штендер Г. М. Архитектура средневекового Новгорода: Избранные статьи. Санкт-Петербург, 2020. С. 191–194.
Ядрышников В. А. Часозвоня на Владычном дворе // Новгородский исторический сборник. Вып. 5 (15). Санкт-Петербург, 1995. С. 160–168.
Предыдущие выпуски проекта:
Выпуск 1: Софийский собор
Выпуск 2: храм Бориса и Глеба в Плотниках
Выпуск 3: Николо-Вяжищский монастырь
Выпуск 4: храм Святого Мины в Старой Руссе
Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище
Выпуск 6: храм Ильи на Славне
Выпуск 7: храмы на Городище
Выпуск 8: храм Николы на Липне
Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу
Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря
Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря
Выпуск 12: церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе