В истории архитектуры есть памятники очень известные, «раскрученные», а есть почти не знакомые неспециалисту. К примеру, домонгольский Новгород. Памятников этого времени в нем сохранилось всего девять. Некоторые из них имеют мировую известность, а о некоторых мало знают даже сами новгородцы.Кто не знает, к примеру, храм Спаса Нередицы? Это всемирно известный памятник. А вот храмы Петра и Павла на Синичьей горе или Благовещения на Мячине знает далеко не каждый, хотя все эти храмы выстроены в интервале 20 лет, в очень похожем архитектурном стиле, все включены в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО, а Петропавловский и Благовещенский храмы гораздо ближе к Новгороду, чем Нередица. Вот о втором из этих незнакомцев сегодня и пойдет речь (о храме на Синичьей горе мы тоже вскорости напишем, конечно).
Этот храм носит двойное название — либо Благовещения на Мячине, либо Благовещения в Аркажах. Второе название появилось много позже.
Как пишут источники, в 1170 году новгородский владыка Илья (Иоанн) с братом Гавриилом основали в окрестностях Софийской стороны, на берегу озера Мячино, монастырь и поставили там деревянную церковь Благовещения. Через 9 лет за один сезон (70 дней) ее заменяют каменной — той самой, которую мы и сейчас можем видеть всего в нескольких километрах от города, по дороге в Юрьев монастырь и Перынский скит. Как считают, храм был юбилейным — в честь 10-летия победы новгородцев над суздальцами. Той самой, о которой повествует известная икона «Битва новгородцев с суздальцами» (о ней мы уже писали в статье о Знаменском монастыре). Недаром именно Илья вынес икону Знамение на стены.
Второе название храма и монастыря появилось только в XVIII веке. В 1153 году к северо-западу от будущего места основания Благовещенского монастыря новгородский владыка Аркадий основал свой (Аркаж) монастырь. В 1772 году строения этого монастыря, при котором возникла деревня Аркажи, были приписаны к Мячинской Благовещенской церкви. В 1847 году их разобрали, а сохранившийся Благовещенский храм стали называть «в Аркажах».
Благовещенский монастырь быстро становится известным и богатым, уже в 1180 году там строится надвратная каменная церковь Богоявления (утрачена в XVIII веке, ее остатки и фундаменты третьего каменного храма Воскресения 1421 года найдены уже в 2000-х экспедицией Вл.В. Седова).
В 1189 году повелением сменившего после смерти брата на новгородской кафедре Гавриила храм расписывают — росписи частично сохранились до сих пор, а их система и происхождение в 1999 году описаны в прекрасной монографии Татьяны Юрьевны Царевской.
Любопытно, что этот храм больше пострадал не во время Великой Отечественной войны (правда, фашисты использовали его под конюшню и склад, что уничтожило часть свежеораскрытых фресок), а во время шведской оккупации Новгорода в начале XVII века и до 1680-х годов вообще стоял без кровли. В 1682 году его восстановили князь Василий Ромодановский и его жена.
Именно тогда, похоже, здание стало таким, как сейчас: ниже и покрытым восьмискатной кровлей. В XII веке храм выглядел иначе: он был заметно выше, купол имел шлемовидную форму. К прямоугольному четырехстолпному объему (западная стена и столбы переложены в XVII веке) примыкал небольшой западный притвор. Тогда же, в XVII веке, появились и фигурные каменные наличники. В 1854 году церковь расширили – к западному фасаду пристроили большую паперть с колокольней, которые в 1930-е годы разобрали.
Сейчас церковь полностью отреставрирована, однако внутрь пока простому туристу не попасть. Но если будете в Новгороде и решите поехать в Юрьев монастырь — не поленитесь выйти из автобуса пораньше и посмотреть этот выдающийся памятник.
Текст: Алексей Паевский
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен