Как упавший на голову Ивану Грозному кирпич повлиял на освящение собора, зачем колокольне робот и как уникальные росписи едва не уничтожили, рассказываем на портале «Российские древности».

Иван Грозный все-таки был очень неординарным царем. И речь не о том, что он был женат семь раз, и не об его условной кровожадности (которая, впрочем, меркнет перед кровожадностью многих его европейских коллег). Но его публичные политические жесты, вроде ухода от царствования, – это все-таки нечто из ряда вон выходящее во все времена. Одним из таких жестов стала попытка перенести столицу из Москвы в Вологду. 

Купола собора в 2017 году. Фото Алексея Паевского с колокольни собора.

Купола собора в 2021 году. Фото Алексея Водовозова с колокольни собора.

Под такое дело в 1560-х годы в городе развернулось масштабное строительство. Кремль, палаты, новый огромный собор… Знаменитый немец Генрих Штаден, авантюрист, служивший у Ивана Грозного, восхищался масштабом работ: «город начат постройкой; половина стены из камня, другая — из дерева.

Собор на гравюре 1853 года

Здесь выстроены каменные палаты; в них лежат серебряные и золотые деньги, драгоценности и соболя… Здесь лежит также около 300 штук пушек, недавно отлитых в Москве… Во время опричнины в этом городе день и ночь держали стражу 500 стрельцов».

Храм в 2017 году. Фото Алексея Паевского

Забавно, что кремль, который начал строиться 28 апреля 1566 года, в день святых апостолов Насона и Сосипатра, в народе получил название Насон-город – по первому апостолу. Весьма вероятно, что собор и кремль строились на новом месте, где раньше никто не жил: археологически более ранних построек тут не нашли.

В 1570 году случилось нечто очень странное. Царь «Иоанн Грозный, за свою жестокость прозванный Васильевичем», как его случайно назвали в энциклопедии Ларусса, приехал в Вологду, чтобы посмотреть практически готовый к освящению собор. И – выйдя из здания – внезапно объявляет: «В Москву, в Москву!» — и спешно уезжает.

Христос Пантократор в главном куполе. Фото Алексея Паевского

Вот что пишет об этом «Летописец Ивана Слободского», который был составлен в начале XVIII века, но опирался на более древние записи: «Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена».

Успение Богоматери. Фото Алексея Паевского

То есть, по народному преданию, со сводов Премудрости Божией упал кирпич и ударил Ивану Грозному по голове (от чего он стал еще более недобр). Грозный тут же повелел собор разобрать, потом смилостивился, но освящать храм не давал. Собственно, последний факт – абсолютная истина. Главный собор Вологды освятили только после смерти Ивана Васильевича, повелением его сына, Федора Иоанновича. Про посвящение храма стоит тоже сказать несколько слов.

Софийский собор в начале XX века
Провинциальный альбом/Wikimedia Commons

Дело в том, что Софийским храм стал не сразу. Вероятнее всего, изначально планировалось освятить главный престол во имя Успения Богоматери, а придел – в честь св. Иоанна Предтечи, небесного патрона Ивана Грозного. Так или иначе, в 1587 году был освящен только придел – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и лишь в 1612 году собор стал Софийским.

Общий вид комплекса. Фото Алексея Паевского 2020 года

Росписи в храме появились позже. Сначала собор успел пострадать от захвативших Вологду поляков (1612 год) и даже горел. Через три четверти века его расписала ярославская артель мастеров во главе со знаменщиком Дмитрием Плехановым. Это начали делать 20 июля 1686 года и продолжали трудиться два года. Роспись обошлась в очень крупную по тем временам сумму – полторы тысячи рублей. При громадной площади в пять тысяч квадратных метров это неудивительно. Кстати, росписи собора сохранились полностью, и сейчас доступны для посетителей. Впрочем, этого могло бы и не быть: в середине XIX века их «поновили», то есть записали свежими красками заново. С 1963 года началась кропотливая работа по расчистке первоначальных росписей.

 На фреске Страшного Суда изображены люди в европейской одежде. Алексея Паевского

Фрески потрясают и поныне, особенно огромная многофигурная фреска Страшного суда, исполненная во всю западную стену собора. Фреска уникальна еще и присутствием людей в западной традиционной одежде с широкополыми шляпами. Рядом с ними – восточные старцы и женщины в нарядных платьях. Так иконописцы XVII века представляли себе грешников.

В том же XVII веке около собора появилась каменная колокольня. Однако от здания 1654-1659 годов сохранился нижний ярус. В XIX веке верхние ярусы со звоном разобрали и вместо них по проекту Владимира Шильдкнехта построили самую высокую колокольню в Вологодской епархии – 78,5 метров.

Колокольня собора. Фото Алексея Паевского 2017 года
Колокольня собора. 2021 год. Фото Алексея Водовозова.

Колокольня собора. 2021 год. Фото Алексея Водовозова.

Сейчас она так же звонит – правда, при помощи робота-звонаря. Впрочем, дают на ней «концерты» и живые звонари.

А на самый верхний ярус поднимаются туристы – отсюда открывается удивительный вид на Вологду-город и Вологду-реку.


Текст: Алексей Паевский

Материал первоначально написан для рубрики «Российские древности» портала Indicator.Ru, из которой и вырос наш портал.

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *