В Переславле-Залесском «Российские древности» навестили церковь Петра Митрополита. Ее здание в плане представляет собой крест — уникальный пример в шатровом зодчестве конца XVI века. Меж тем, история не сохранила для нас ни точную дату ее возведения, ни имена заказчика и зодчих. Мы постарались суммировать все те сведения, что были добыты краеведами и историками архитектуры начиная с XIX столетия.

Переславль-Залесский был основан в 1152 году Юрием Долгоруким: князь намеревался сделать город столицей Северо-Восточной Руси. С 1175 года, начиная с сына Юрия Долгорукого — великого князя Всеволода Большое Гнездо, в Переславле существовал княжескийдвор. Так, знаменитый Александр Невский, внук Всеволода Большое Гнездо, родился в здешних княжеских палатах. Появление в Переславле церкви во имя митрополита Киевского и всея Руси Петра (вторая половина XIII в. — 21 декабря 1326 г.), чья деятельность была направлена на объединение Русского государства и благословление Москвы как «собирательницы русских земель», обусловлено определенными историческими событиями.

Изображение митрополита на иконе XV века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Владение Переславлем в 1290-е годы было предметом спора между московскими и тверскими князьями. После смерти в 1302 году последнего удельного переславского князя Ивана Дмитриевича (одного из внуков Александра Невского) город по завещанию отошел его двоюродному брату — московскому князю Юрию Даниловичу. Встречную претензию на переславский удел заявил и князь Михаил Ярославич Тверской. Княжеская междоусобица провоцировала и борьбу за между митрополичью кафедру. И вот в период этого противостояния Тверской епископ Андрей «послал хулу» на митрополита Петра, обвинив его перед Константинопольским патриархом в симонии и освящении браков между родственниками в четвертом и пятом колене (браки до шестого колена родства были запрещены). Церковный собор «по делу» митрополита Петра был созван в Переславле: стратегически это было в интересах московских князей Юрия Даниловича и «сидевшего» в то время на княжении его младшего брата Ивана, в будущем известного как Иван I Калита.

Святитель Петр, митрополит Московский с житием. Москва, Успенский собор, Дионисий и его мастерская

Точная дата проведения Собора неизвестна: исследователи называли 1313 год, «не позднее 1309», 1310 год. В пользу версии «не позднее 1309 года» могут говорить результаты археологических исследований, которые в 2014 году Институт Археологии РАН проводил в Переславле-Залесском. Но так или иначе, Собор оправдал Петра и «абие посрамлен бысть Андрей, епископ Тферской». Во многом это произошло благодаря поддержке московских князей. В результате Петр перенес митрополичью кафедру в Москву, став духовным покровителем московской централизаторской политики.  Со временем, одновременно с закладкой Успенского собора в Москве митрополит Петр заложил «и гроб себе своими руками… близ святого жертвенника во стене», где он и был погребен в еще недостроенном здании 21 декабря того же 1326 года. С этого момента Успенский собор становится храмом-усыпальницей русских святителей — митрополитов и патриархов.

Вид церкви с юга. Фотография И.Ф. Барщевского, который сопровождал в 1882-1890 годах сопровождал В.В. Суслова в его поездках в Переслаль-Залесский

Но вернемся к Переславлю. Первая, деревянная церковь во имя Петра Митрополита была выстроена на средства московских князей, на территории княжеского двора, где по преданию Петр останавливался во время проведения Собора. Датировка постройки: либо после канонизации митрополита в 1339 году, либо после обретения его мощей в 1360 (1361) году. Первое точное документальное свидетельство относится к 1420 году: в грамоте Киевского митрополита Фотия церковь упоминается как уже давно существующая.

Планы 1-го и 2-го этажей церкви, западный фасад, продольный разрез. Выполнены с натуры В.В. Сусловым. Были опубликованы в выпуске №3 «Памятников древнего русского зодчества», 1897 год. Автор-составитель — В.В. Суслов

Новый каменный храм (как и прежде — ружный) выстроили на бывшем дворе «княжеских теремов» в XV Iвеке, скорее всего, предварительно без остатка разобрав старое деревянное здание. По крайней мере исследователи не обнаружили в здании более древних элементов. Однако, дата постройки до сих пор не определена однозначно. В 1904 году в «Трудах Владимирской ученой комиссии» была опубликована работа священника, писателя и переславского краеведа Павла Васильевича Ильинского, посвященная церкви Петра Митрополита. В частности, в ней упоминалось о хранившихся в церкви двух холщовых антиминсов XVI века.

Вот что было написано на одном. «Иже во святых отца нашего Петра митрополита киевского всея руси подписан быс… антиминс преосвященным Дионисием митрополитом всея рус при благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея рус. Лета 7093 (1585 — прим. «РД») сентября 27 день на святых мученик Калистрата и дружины ево…». На втором. «Освятися от Святаго Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа иже во святых отца нашего Петра Митрополита Киевского всея руси подписан быстъ антиминс при святейшем патриархе Иове всея руси при благоверном великом князе Борисе Фёдоровиче всея руси. Лета 7107 (1599 — прим. «РД») апреля в 9 день на память мученика Евксихия…». Историк древнерусской архитектуры, археолог, исследователь русского шатрового зодчества конца XVI века Павел Александрович Раппопорт (1913-1988) полагал, что надпись на первом антиминсе относится к освящению церкви после постройки (27 сентября 1584 года), а на втором — к ее поновлению (9 апреля 1599 года).

Храм летом 2020 года (июнь). Фото Алексея Паевского.

Иными словами, церковь была освящена на пятом месяце правления царя Федора Иоанновича, занявшего престол после кончины своего отца Ивана Грозного. К слову, родился царь в четырех километрах от Переславля, в урочище Собилка. Поновление же совершалось через одиннадцать месяцев после воцарения Бориса Годунова. Внешний вид храма позволяет предположить, что постройка его началась еще при Иване Грозном. 

Даже если считать, что инициатором строительства был Иван Грозный, приславший мастеров с царского или митрополичьего двора, то событие, в честь которого храм появился, неизвестно. Почему на царские деньги в не самый благоприятный экономический период для дорогостоящего каменного строительства появляется новый, довольно большой храм? При том, что в дошедших до нашего времени источниках не зафиксированы причины, по которым прежняя церковь могла бы быть разрушена (пожар, ветхость). Интересное предположение высказала современный историк и культуролог Людмила Борисовна Сукина в статье «Еще раз о дате строительства церкви Петра Митрополита в Переславле-Залесском: опыт историко-культурной интерпретации причин «обновления» храма» («История и культура Ростовской земли», 1999). Вот что она пишет. «Не было ли строительство нового храма своеобразным обращением за заступничеством к митрополиту Петру в связи с гибелью царевича Ивана, так как его рождение, по легенде, тоже было связано с Переславлем-Залесским. Из материалов об Иване Грозном, обнаруженных М. Н. Тихомировым, известно, что в 1554 г., возвращаясь в Москву из Белозерского монастыря, царь с царицей посетили переславский Никитский монастырь. Царь ночевал «на своем царьском дворе», и с этого времени царица зачала.А церковь Петра Митрополита, как известно, находилась на этом самом «царьском дворе». Кроме того, митрополит Петр был святым-покровителем московского великокняжеского дома. Ему, вместе с митрополитами Алексеем и Ионой, посвящены приделы в церкви Иоанна Предтечи в с. Дьякове 1547 г и соборе Василия Блаженного 1555-1560 гг. За заступничеством к этим московским святителям Иван Грозный обращался и ранее, опять же в связи с царевичем Иваном. Через год после своего рождения царевич тяжело заболел. Для спасения своего сына от смерти «…паки повеле государь в ложницы его молебны петь, един по единому, спасу и пречистой богородици и великим чудотворцем, Петру, Алексею и Ионе митрополиту и всем святым…. Известно, что в Переславле-Залесском и ранее возводились храмы по обету или в благодарность за свершившееся событие: Троицкий собор Данилова монастыря 1530 г. — в память о рождении Ивана Грозного; Федоровский собор Федоровского монастыря 1557 г. — в память о рождении царевича Федора, Никитский собор Никитского монастыря 1564 г. — в благодарность о рождении и избавлении от детских болезней царевича Ивана. Указ о строительстве нового каменного храма святому покровителю своей семьи Петру Митрополиту на «государевом дворе» в Переславле-Залесском мог отдать царь Иван Грозный, скорбя о загубленном сыне в тяжелые для себя и государства дни». 

Храм летом 2020 года. Кокошники шатра. Фото Алексея Паевского
Храм летом 2020 года. Кокошники шатра. Фото Алексея Паевского

Следующее документальное упоминание церкви Петра Митрополита относится уже к второй половине XVII века: оно содержится в патриарших окладных книгах в 1654 году. Интересен документ от 1778 года — донесение священника «Петромитрополитской церкви» Петра Яковлева преосвященному Феофилакту. В донесении говорилось, что «под сводами де каменной церкви хранится из давних лет, за неимением каменной палаты, Переславской Провинциальной Канцелярии денежная казна без всякой платы церкви. А на церкови от давняго построения крыша пришла в ветхость, также и бель вся слезла, а оное возобновить нечем». Взамен за «соблюдение» казны священник просил «исправить ветхости» за счет Провинциальной Канцелярии. В 1781 году церковь перестала быть ружной, превратившись в обычную приходскую, и причт вместе с прихожанами начали борьбу за выселение из ее подклета «казны». Избавиться от казны удалось лишь к 1792 году, и в 1793-м в подклете была устроена теплая церковь во имя Архистратига Михаила. Для этого была заложена аркада открытого гульбища, в стенах пробиты новые окна. В 1821 году разобрали ветхую деревянную колокольню и с южной стороны храма выстроили каменную, в духе классицизма. В 1884 году в Переславле-Залесском был Андрей Александрович Титов (1844-1911) — купец, земский и общественный деятель, историк, археограф, краевед, энтузиаст организации музеев и охраны памятников культуры и истории. Вот как он писал церковь Петра Митрополита. «Бывшая прежде шатровая колокольня с кафельными украшениями сломана и вместо нее сделана другая на новый манер, с пролетами на колоннах, и прилажена совсем в другом месте. Наружные стены, покрытые при постройке тоже кафелями и орнаментами, все заштукатурены вгладь и окрашены в мрачный густо-лиловый цвет. Древняя прекрасная паперть переломана; свод на ней уронен и сделан досчатый. Внутри храма все ново, пестро и безвкусно; по-видимому, лавочники были зиждителями и главными радетелями об этом древнем храме, который находится в самом торговом центре города. Словом, в древней церкви святого Петра Митрополита не оставлено ни малейшего намека на древность. Старинная альфресковая живопись уничтожена и сделана новая на масле, приличествующая более купеческим гостиным, а не храму, сооруженному в XVII веке».

Храм летом 2020 года. Водоотводы. Фото Алексея Паевского

Храм летом 2020 года. Водоотводы. Фото Алексея Паевского

Первую научную реставрацию древнего храма, еще со времен Смуты стоящего под четырехскатной тесовой крышей, проводил в 1889 году исследователь древнерусского зодчества, академик архитектуры Владимир Васильевич Суслов (1857-1921). Он сделал проект восстановления закомар и так называемого чердака. О чердаке стоит сказать особо: он появился вследствие перехода от креста к восьмерику, где своды не связаны с закомарами. Специалисты называют его «одним из самых ранних чердаков на шатровом храме XVIвека». Однако осуществление этого проекта выявило и ошибки в расчетах, и недостаточное натурное исследование. Иными словами, первоначальные формы не были восстановлены полностью.

Церковь с темными фасадами, описанными в статье А.А. Титова 1884 года. Между тем «пестрый шатер» присутствует в описании 1913 года Г.К. Лукомского 

В 1913 году храм осматривал Георгий Крескентьевич Лукомский (1884-1152) — искусствовед, историк, автор трудов по архитектуре русских городов. «В юго-восточной части галереи находилось помещение для сторожа — то же пожарное зло, с которым приходится в России бороться решительно всюду, даже в московском храме Василия Блаженного. Средние окна храма были расширены; кокошники покрыты неправильным отливом. Но в 1889 г. первоначальное покрытие было восстановлено. Таким образом, эта интереснейшая из городских церквей Переславля, благодаря своевременной реставрации, была защищена от порчи; тем не менее приходится, к сожалению, указать, как и по поводу ремонта Преображенского собора, на то, что некоторые из этих исправлений отняли у старинного сооружения долю прелести: покрашенный в пестрые цвета, шатер церкви отдает новизной; линии тяг, карнизов и выступов остры и сухи. Но все же лучше, жертвуя до известной степени прелестью вида, поддержать конструкцию, предотвратив все сооружение от гибели…».

Храм летом 2020 года. Фото Алексея Паевского

Церковь закрыли в 1923 году. Первоначальная форма кровли и лемеховое покрытие были восстановлена во время реставрационных работ 1957 года, когда в проект В.В. Суслова внесли поправки; в 1965-1968 годах реставраторы восстановили гульбище в формах, близких к первоначальным; вернули прежние формы оконным проемам; сбили штукатурку XIXвека; обновили кирпичную кладку. В 1988 году церковь пребывала в аварийном состоянии. В 1991-м ее вернули Русской православной церкви. В настоящий момент церковь заперта, церковные службы проводятся лишь периодически. В декабре 2021 года шатер храма был убран в леса, началась реставрация.

Храм в декабре 2021 года (справа). Фото Алексея Паевского

Текст: Александра Шапиро

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *