О храме, который находится «в тени Софийского собора», о том, что означает метафора корабля в церковной архитектуре и о традициях заречных территорий в русских городах, рассказывает сегодняшний выпуск портала «Российские древности».

Большинство маленьких городов нашей страны всегда остаются городами одного-двух первоклассных памятников архитектуры. Максимум — трех, минимум — ни одного. Говорим «Владимир», подразумеваем – «Успенский и Дмитровский соборы и иногда Золотые ворота». Говорим «Можайск» — два Никольских собора, Старый и Новый. С Вологдой – та же история. Говорим «Вологда», подразумеваем Софийский собор. А ведь в городе, даже если не считать Спасо-Прилуцкий монастырь, который, к слову, и в городской черте оказался лишь в 1993 году, есть и другие интересные памятники. Об одном из них и пойдет сегодня речь.

Вид со стороны реки Вологды
Алексей Паевский

Как и большинство городов нашей страны, Вологда стоит на реке и названа по имени реки. Традиционно один берег считался как бы основным, а другой – «за рекой». Вспомните Замоскворечье — оно «по ту сторону Москвы-реки» от Кремля. Во Пскове, который стоит на впадении реки Псковы в реку Великую, есть и Запсковье, и Завеличье. Говорить «завологодье», видимо, не очень красиво, и поэтому противоположный вологодскому Кремлю берег стали называть просто Заречьем. Именно там и построил некогда свою резиденцию вологодский архиепископ. По церковному владыке этот район и стал называться Владычной Слободой.

Именно там в 1669 году и построили один из самых больших вологодских храмов: церковь Николая Чудотворца. Храм получился очень красивым и идеально вписанным в береговую линию реки Вологды.

Основной объем собора (собором, впрочем, можно называть только за размеры – это не главный храм города или монастыря) – это высокий куб, который увенчан пятью световыми барабанами. Пятиглавые храмы во второй половине XVII века — это почти «типовой» проект. Однако у подавляющего их большинства четыре маленьких барабана глухие, через них свет не проникает в храм. Здесь же все иначе.

Основной объем храма
Алексей Паевский

Большие закомары отделены от стен карнизом, барабаны украшают полуколонны, разделенные декоративными гирьками. Вообще, декоративное убранство фасадов храма очень продумано и гармонично.

А вот композиция всего комплекса церкви традиционная, «кораблем»: с запада к храму пристроена трапезная, к трапезной – колокольня. Ведь храм – это Церковь в миниатюре, недаром его членения внутри называются нефами, от греческого «нао» – корабль. А корабль – это одна из метафор Церкви как организации, она должна вынести верующих-пассажиров через бурное море жизни к спасению.

Колокольня
Алексей Паевский

Колокольню построили веком позже, в середине XVIII века. По композиции она традиционна для севера России того времени (снизу вверх): четверик, высокий восьмигранный «стакан» со звоном в верхней своей части, два маленьких восьмерика и крошечная главка. Самый большой колокол для нее отлили в Москве. Произведение мастера литейщика Асана Струговщикова весило две тонны.

В 1930 году храм закрыли и превратили в жилье для ссыльных кулаков, затем здесь была фабрика валенок и завод игрушек. Купола снесли, колокола поснимали. Только к началу века началась реставрация. Сейчас храм действующий, правда, обнесен оградой и после окончания служб к нему не подойти. Тем не менее, и издали Никольский собор Владычной слободы остается одним из самых красивых и интересных храмов Вологды, которая в XVI веке чуть было не стала столицей России.

Окрестности храма заросли травой в два человеческих роста
Алексей Паевский/

Текст: Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *