Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Коломне — памятник русского зодчества второй половины XVII века. Но его можно считать и памятником тому храму XIV века, что когда-то стоял на его месте. 

Храм осенью 2020 года. Фото Алексея Паевского

В 1359 году после смерти князя Ивана II Красного Коломна перешла в удел его малолетнему сыну Дмитрию, будущему Донскому. В 1366 году 15-летний великий князь Московский Дмитрий Иванович именно в Коломне вступил в брак с 13-летней Евдокией, дочерью великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича, которая прославится потом как преподобная Ефросиния Московская. Брак символизировал прекращение междоусобной войны между женихом и отцом невесты из-за великокняжеского стола. 

Успенский собор XIV века. Реконструкция исследователя культуры и зодчества Древней Руси Н.Н. Воронина, проводившего раскопки в 1947 году 

Принято считать, что Успенский собор в Коломне князь Дмитрий Иванович заложил после битвы на реке Воже, произошедшей 11 августа 1378 года близ города Глебова (современный Рыбновский район Рязанской области). Не выдержав натиска русских войск, ордынцы «побежали за реку за Вожу, побросав копья свои, и наши вслед за ними, погнавшись, их били, секли, кололи и напополам рассекали, и убили их множество, а иные в реке утонули». 

Дмитрий Донской на фреске Архангельского собора Московского Кремля

Сражение закончилось первой в истории значимой победой русской рати над войсками Золотой Орды, продемонстрировало возросшую мощь Русского государства, складывающего вокруг Москвы. Одержавшие славную победу русские войска возвратились в Коломну в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, поэтому возводимый храм стал Успенским. В Троицкой летописи (летописный свод начала XV века, погибла в московском пожаре 1812 года) рассказывалось о том, как в июле 1380 года обрушилась недостроенная каменная церковь: «Падеся церковь камена на Коломне, уже свершения дошедши, юже создал князь великии Дмитрии Иванович».

Миниатюра из Лицевого свода с изображением обрушения каменной церкви в Коломне


На миниатюре Лицевого летописного свода (1560-е годы) изображено, как почти уже завершенный храм (оставалось лишь покрыть три главы и установить на них кресты) превратился в груду белокаменных блоков. Обрушение храма произошло незадолго до того, как в Коломну начали стекаться русские войска: 20 августа объединенная армия под предводительством князя Дмитрия Ивановича уже отправилась из Коломны сражаться с ордами темника Золотой Орды Мамая. Сражение потом войдет в историю как Мамаево побоище или Куликовская битва. Исследователи считают, что речь в Троицкой летописи шла именно об Успенском соборе.

Ансамбль современного собора на дореволюционной открытке.

Ансамбль современного собора на дореволюционной открытке.

Согласно той же летописи, обрушенный собор был восстановлен в 1382 году, а «подписан бысть», то есть расписан — в 1392 году (Дмитрий Иванович Донской скончался 15 мая 1392 года; неизвестно, увидел ли он росписи храма). Предположительно, расписывать Успенский собор в Коломне был приглашен знаменитый Феофан Грек.

И по одной из версий ученых, именно он написал для собора икону «Богоматерь Донская» — будущую известную святыню. Икону заказала написать великая княгиня Евдокия Дмитриевна на молитвенную память о супруге Дмитрии Ивановиче Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве. По этой иконе собор называли «Успение Пречистыя Донские».

Успенский собор XIV века. Реконструкция искусствоведа М.А. Ильина, 1948 год.

Интересно, что современные ученые после анализа результатов археологических изысканий 1947, 1969-1970 и 1982-1984 годов сделали вывод: постройке собора в 1379-1382 годах предшествовал белокаменный храм, возведенный, скорее всего, в 1328-1329 годы, то есть в эпоху князя Ивана I Калиты, деда Дмитрия Донского.

План современного собора и шурфов Николая Воронина

Несомненно, Успенский собор Коломны представлял собой масштабное для своего времени сооружение. Исследователи считают, что собор был четырехстолпным, трехапсидным и треглавым на высоком гульбище. Впервые о его облике говорится в Писцовой книге 1577/1578 годов. В 1654 году Коломну посетил Павел Алеппский, который оставил красочное описание Успенского собора.

Успенский собор по гравюре Адама Олеария

«Церковь весьма величественна и высока и как бы висячая; в нее всходят по высокой лестнице с трех сторон, соответственно к трем ее дверям. Она вся из тесаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы во всю толщу ее стен. Косяки дверей и окон походят на отшлифованные колонны — работа редкостная, так что косяки кажутся изящными, как тонкие колонны. Церковь имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми, четырехугольными, резными из деревянных досок фигурами в виде крестов величиною с ладонь. На куполах — позолоченные кресты. Большой купол находится над хоросом, остальные два — над обоими алтарями, ибо церковь имеет три алтаря, как обыкновенно все их церкви. Один из них во имя св. Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского; в нем имеются его иконы. Здесь постоянно совершается литургия. Главный алтарь имеет три больших окна со стеклами… Крыша… походит на кедровую шишку или артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырех стен церкви есть нечто вроде трех арок, над которыми другие, поменьше, потом еще меньше, кругом купола — очень красивое устройство. Все покрыто досками для защиты свода от дождя и снега, дабы он не портился. Под этой церковью много склепов и подвалов. Над нартексом есть еще ярус, где помещается казнохранилище епископа…».

Еще одна глава в летописи Успенского собора была связана с Иваном Грозным: летом 1552 года он формировал здесь полки перед походом на Казань. Царь молился перед иконой Богоматери Донской, а после взятия Казани распорядился перенести ее в Благовещенский собор Московского Кремля (с 1930 года хранится в Третьяковской галерее). В Успенском соборе остался список с образа.

Донская икона Божией Матери (в собрании ГТГ)

История собора, выстроенного Дмитрием Донским, закончилась в XVII столетии: в 1672 году здание разобрали. То ли из-за ветхости, то ли из-за «старомодности». Заказчиком строительства выступил коломенский архиепископ Иосиф. Новый собор почти десять лет строила артель мастера Мелентия Алексеева — по образцу Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде Прообразом же внутреннего убранства послужило оформление интерьеров Успенского собора Московского Кремля. Правда, зодчие коломенского храма отошли от столичного образца: собор в Москве —шестистолпный, а в Коломне — четырехстолпный. Ранние исследователи собора считали, что нижние белокаменные кладки (высота примерно 2,5-3 м) нового кирпичного здания и части порталов относятся к прежнему собору. Однако последующие исследования показали, что это не так, кладка и порталы — XVII века. Тем не менее археологи установили, что камень ХIV века при новом строительстве использовался: так, например, из него было сложено основание крыльца (утрачено в поздних перестройках; обнаружено во время раскопок у центрального портала северного фасада). В 1681 году по указу царя Федора Алексеевича была составлена опись Успенского собора. Внешний вид храма описан в ней так. «На Коломне в городе возле архиерейского двора соборная церковь во имя пресвятыя Богородицы Успения каменная о пяти главах. На настоящей главе крест корсунской железной прорезной, позолочен весь, на четырех главах кресты корсунские ж железные, опаяны железом белым немецким, местами золочены, у тех же крестов по четыре чепи, главы опаяны железом белым же немецким покрыта тесом».

Собор на рисунке Матвея Казакова

Собор в 1896 году

Собор в 2020 году, фото Алексея Паевского

Со временем первоначальный облик Успенского собора претерпел изменения. После пожара 1739 года деревянную кровлю «о четырнадцати фронтонах» (то есть каждое прясло было покрыто на два ската, получилось пощипцовое двадцативосьмискатное покрытие) заменили на четырехскатную металлическую, разобрали хоры (устроенная в толще стены лестница, которая вела на них, сохранилась); в этом же столетии разобрали крыльца западного и боковых фасадов; в 1802 году изменилась форма глав; в конце XIX столетия сбили декор наличников и барабанов глав (восстановлен в 1953-1963 годах). Сохранился вид храма с востока, нарисованный известным архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым в декабре 1777 года-январе 1778 года. В 1968 году одна из старейших улиц Коломны была названа в честь Казакова, принявшего участие в разработке регулярного плана города. 

Вид с востока. 2020 год. Фото Алексея Паевского

В 1880 году в Успенском соборе торжественно отпраздновали 500-летие Куликовской битвы. А закрыли его в 1929 году, разорив и разграбив некогда богатое убранство. В 1953-1963 годах собор немного отреставрировали, но уже в 1970-е годы он выглядел заброшенным и ветхим. Масштабная реставрация исторического памятника началась в 1989 году и длилась десять лет. Освящен возвращенный к жизни собор был 28 августа 1999 года, в день Успения Пресвятой Богородицы.


Апсиды храма. 2020 год. Фото Алексея Паевского
Барабаны храма. 2019 год. Фото Алексея Паевского

Текст: Александра Шапиро

Следить за публикациями на портале можно в наших группах в FacebookВКонтакте и в Одноклассниках, а также на канале в Telegram. Кроме этого, у нас есть свой аккаунт в Instagram и канал в Яндекс-Дзен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *