В летописи этого храма XVII века есть и богатые купцы-сурожане, и первый московский юродивый, живший на столетие раньше Василия Блаженного, и царица Наталья Кирилловна, и два купца Максима, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Мы отправляемся в самый центр Москвы, в недавно изменившее свой облик Зарядье, к храму Максима Блаженного.

О жизни первого московского юродивого Максима Блаженного известно мало. Но в истории остались слова его великой веры и утешений москвичам в непростое для всей страны время: еще продолжались татарские набеги на Русь, еще князья устраивали междоусобицы, засухи приводили к голоду, свирепствовала моровая язва. Согласно летописи, он умер ранним утром 11 ноября 1434 года, когда молился около церкви Бориса и Глеба: «преставился раб Божий Максим, иже Христа ради уродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварской улице, за торгом, а погребен бысть неким мужем правоверным Федором Кочкиным».

Изображение Максима Блаженного на створке киота иконы. Последняя четверть XVI века. Икона происходит из собора Покровского монастыря в Суздале. (Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник)

Федор Кочкин — так летописец «русифицировал» Федора Кокчина (Вохчина), двор которого служил ориентиром для желающих найти церковь Бориса и Глеба на Варварке. Например, в грамоте 1460 года она названа «у Кочкина двора». Дата строительства храмов и имена инициаторов его строительства нам неизвестны. Скорее всего, был он возведен гостями-сурожанами, основная масса которых поселилась в свое время между Варваркой и Ильинкой. В пользу «сурожской» версии говорит и фамилия Кокчин, и посвящение храма: известно, что еще в XII веке православное население Сурожи (Сугдеи, тогда еще бывшей под властью Византии) отмечало день памяти Бориса и Глеба, убитых собственным братом «окаянным Святополком». 

Вид на храм со стороны Варварки с востока. Фото Алексея Паевского, 2021 год

Все тот же Федор Кокчин (Вохчин)-Кочкин выстроил над могилой Максима Блаженного «церковь небольшую, без связей». Так у храма Бориса и Глеба появился придел в честь небесного покровителя юродивого — преподобного Максима Исповедника. Со временем на могиле Максима Блаженного стали совершаться чудеса исцеления, а многим людям он являлся во сне, предупреждая об опасностях или же избавляя от боли и недомогания. В феврале 1547 года на первом Макарьевском соборе юродивый был причислен к лику святых: «пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». В августе того же года были обретены его мощи. Церковь стала чтить его память 11 ноября (24 по новому стилю) в день кончины и 13 августа (26 по новому стилю) в день обретения мощей. В храме Бориса и Глеба появился престол в его честь.

Но надо отметить, что есть три версии бытования храма Бориса и Глеба после того, как у него был похоронен Максим Блаженный. Первая: те же купцы-сурожане Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвост, что строили в 1514 году каменную церковь во имя Святой великомученицы Варвары, пожертвовали деньги и на возведение на месте деревянной Борисоглебской церкви каменного храма во имя Максима Исповедника с Борисоглебским приделом. Вторая: каменный храм появился после обретения мощей Максима Блаженного в 1547 году. Третья: храм выстроили из кирпича в 1568 году — после того, как в пожаре сгорел прежний деревянный Борисоглебский. 

Алтарная часть храма. Фото Алексея Паевского, 2021 год

Так или иначе, но факт строительства каменного храма с главным престолом во имя Максима Исповедника и с приделом Бориса и Глеба в 1568 году непреложен. Через столетие храм был обновлен. Тому тоже есть две версиии. Согласно первой, высказанной известным москвоведом Сергеем Констатиновичем Романюком, инициатором поновления храма стала в 1672 году Наталья Кирилловна Нарышкина, всего лишь как год назад ставшая супругой царя Алексея Михайловича. По второй версии, более традиционной, Наталья Кирилловна обновила «на свой кошт» храм позже, в 1676 году. Тогда церковь сгорела во время пожара, и царица восстанавливала ее в память о супруге, скончавшемся в январе того же года.

Храм в 2017 году. Фото: WM/ Wikimedia Commons

А в 1698 году в истории храма появились два Максима. Как гласит надпись на древнем полотняном покрове, возлагаемом на раку, «Бог положи в сердце благоговейну мужу, Московскому жителю Гостинной сотни Максиму Филлиппову, сыну Верховитину, ежебы тыя святыя обе церкви, настоящую и придельную (Борисо-Глебскую) разобрати и новую создати. К сему (ему содействовал)— и другий именем Максим Васильев ІІІаровников, житель бывший града Костромы. В 7206-м (1698) году апреля 14-го дня при державе Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея России Самодержца, по благословению Святейшаго Адриана, Патриарха Московскаго и всея России, по отпетии обычнаго молебнаго пения, начаша разбирати каменное ветхое строение и в том месте, идеже мощи Святаго Блаженнаго Максима, благоволением Божиим, отвалишася от стены камение, и видимо бысть всем велико то сокровище, многоцелебныя мощи Святаго Блаженнаго Максима. То есть два купца-гостя Максим Филиппович Верховитинов и Максим Васильевич Шаровников выстроили на Варварке каменную церковь с главным престолом во имя святого Максима Блаженного и с южным приделом во имя святого Максима Исповедника. Планировка храма повторила контуры фундамента XVI века, а архитектурная коспозиция была характерна для конца XVII века. О том, что храм выстроен купцами, свидетельствовал большой подклет для хранения товара и имущества слобожан на случай пожара или войны.

Вид с территории обновленного Зарядья. Фото Алексея Паевского, 2021 год

В 1737 году случился печально знаменитый Троицкий пожар. Пострадал в нем и храм Максима Блаженного. После восстановления декор оконных проемов, алтарной части и фасада выполнили в барочном духе, а апсиды и глава храма приобрели новую граненую форму. В начале XIX столетия глава храм и кресты вновь изменили форму, а древняя двухъярусная галерея-гульбище была разобрана. Интересно, что в пожаре 1812 года храм не пострадал, более того, священник Игнатий Иванов ежедневно проводил службы, за что после окончания войны был награжден наперсным крестом. В 1827-1829 годах вместо старой звонницы была возведена новая ампирная колокольня со шпилем.

Фотография храма из альбома Н.А. Найденова, 1882 год

В конце 1920-х годов регентом в этом храме был молодой инок Платон (Извеков) – будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Однажды в храме инока увидел художник Павел Корин, который сделал с него портретный набросок для картины «Русь уходящая». В 1930-х годах храм закрыли и обезглавили.

Храм без куполов. Снимок сделан со стороны фоне гостиницы «Россия». Фотография сделана в год начала реставрации храма.

Реставрация древнего памятника (восстановление глав, крестов, ремонт внутреннего пространства) началась лишь в 1965 году, под руководством историка архитектуры, архитектора-реставратора Сергея Сергевича Подъяпольского (1928-2002). В 1970 году здание передали Всероссийскому обществу охраны природы для проведения выставок. Верующим церковь с уникальным посвящением первому известному московскому юродивому вернули лишь в 1991 году. А службы начались в 1994-м.


Текст: Александра Шапиро

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *