Когда мы создавали портал «Российские древности», нас часто упрекали: снова будут одни православные церкви. Максимум – древнерусские крепости. Но мы специально употребили термин «Россиийские». Поэтому у нас есть и памятники палеолита, и католические храмы, и, разумеется, памятники ислама, которых в нашей стране очень и очень много. В том числе – в Крыму. Сегодня мы отправляемся в один из древних пещерных городов полуострова, именуемый ныне Чуфут-кале. 

«Великая государыня» на страже крымского сепаратизма

Жизнь и смерть крымской правительницы Джанике, дочери хана Золотой Орды Тохтамыша, похороненной в окрестностях Бахчисарая, окутаны легендами и небылицами. По одной из них, она погибла юной и прекрасной, защищая родную крепость, где убитый горем отец воздвиг ей мавзолей. По другому преданию, ночью, во время нападения на Кырк-Ор во дворец Тохтамыша проник пастух Али, чтобы попросить дочь хана о помощи — пробраться сквозь стены и принести воду осажденным могла только такая стройная юная красавица, как Джанике. Всю ночь они вдвоем трудились, наполняя водой резервуары крепости, а к утру девушка умерла от изнеможения. По третьей легенде, Джанике погибла, воспротивившись воле родителей и не отказавшись выходить замуж за нелюбимого. И это мы даже не касались «творчества» альтернативных историков, которые на полном серьезе проводят параллели ее судьбы с жизнеописаниями Девы Марии… Глядя на ее мавзолей, мы постараемся отличить правду от вымысла в рассказах о жизни и смерти крымской принцессы

Туманные виды и осадный колодец пещерной крепости как бы намекают, что, вопреки легенде, серьезные проблемы с водой там были маловероятны. Фото: Екатерина Мищенко

Туманные виды и осадный колодец пещерной крепости как бы намекают, что, вопреки легенде, серьезные проблемы с водой там были маловероятны. Фото: Екатерина Мищенко

Война — дело семейное

Все эти истории сходится в одной точке под Бахчисараем — небольшом восьмигранном строении в пещерном городе, который сегодня называют Чуфут-Кале. В мавзолее год смерти Джанике значится как 1437-й, а отец ее покинул наш мир еще в 1406-м. Согласно архангелогородской летописи, он погиб в сражении с мужем своей дочери, Едигеем. Учитывая возраст жениха и невесты и их судьбу, напоминающую турецкие сериалы и «Игру престолов», семья их вряд ли была счастливой, но после свадьбы жена прожила еще лет сорок, так что и здесь легенды оказались далеки от истины.

Но не будем забегать вперед. Матерью Джанике была Тогайбек (в русских летописях — Тавлин-бек), дочь крымского хана. О детстве Джанике мы ничего не знаем, тем более, что выдали замуж ее совсем девочкой, лет в 10-12 (сестру Джанике, имя которой потеряно для истории, постигла та же участь — ее супругом стал Базан, эмир Тохтамыша). Для Едигея, на тот момент более чем сорокалетнего и женатого уже не раз, новый брак оказался редкой удачей: так он породнился с линией чингизидов. Если его отец Балтычак состоял на службе у правителя Синей Орды Урус-Хана, то дети Едигея от юной жены могли претендовать на золотоордынский престол.

Несмотря на такой широкий жест, и трех лет не прошло, как Едигей встал на сторону его врага, самаркандского правителя Тамерлана, который решил пойти на Тохтамыша войной. Едигей служил в армии самаркандского правителя, был его шурином и подстрекал его . В 1397 году, через два года после первого крупного сражения между врагами, которое Тохтамыш проиграл, Едигей недвусмысленно выступил на стороне победителя. Это привело хана в такую ярость, что, когда ему не удалось напрямую покарать зятя-предателя, он убил свою супругу Тогайбек. Но поражение следовало за поражением, и Тохтамышу пришлось скрываться в Литве. Несмотря на помощь князя Витовта, который пытался восстановить хана в Золотой Орде, Едигей с двумястами тысячами всадников разгромил своего тестя и его союзников и долго преследовал его армию. Отец Джанике погиб в 1406 году, после полутора десятков поражений, нанесенных ее мужем.

Впрочем, удивляться кровавым методам борьбы за власть в те годы не приходилось: когда сын Тохтамыша Джелал ад-Дин в 1411-1412 годах осаждал Хорезм, его тоже не смущало, что там находилась его родная сестра с мужем. Более того, его главным требованием к городу была выдача сестры и племянника. К счастью для Джанике, это нападение успехом не увенчалось.

Походы, интриги, преследования

К тому времени Едигей при помощи переворотов и интриг поставил на золотоордынский престол Шадибека, которого интересовали только пиры и развлечения, и фактически получил власть в свои руки. После победы над Тохтамышем он сходил в поход на Московское княжество, разорил там десятки городов и получил выкуп от Москвы после трехнедельной осады. Вернуться пришлось из-за смуты в Орде. Едигей захватил Хорезм и выгнал из Булгара брата жены Джелал ад-Дина, который и сражаться с ним за Хорезм позже. Войска последнего Едигей в конце концов тоже разгромил, несмотря на серьезный численный перевес противника.

Нашествие Едигея на Русь, миниатюра из Лицевого свода

Борьба Едигея за престол для своих потомков продолжалась, пока Орду терзали междоусобицы. Хитрый и жестокий военачальник хотел быть уверенным, что на доставшуюся ему такой ценой власть, которую он прочил их с Джанике сыну Нураддину, не посягнет подрастающее поколение, поэтому решил избавиться от всех потенциальных наследников, до которых мог добраться. Учитывая, что у Тохтамыша было множество жен и десятки отпрысков, сделать это было непросто. И здесь Джанике, хоть она и переживала за будущее сына, спасла жизнь своего трехлетнего брата, Кабыр-Берды, тайно отослав его с верными слугами в Крым. Историки предполагают, что прятался он в том самом Кырк-Оре, который в XX веке начали называть Чуфут-Кале. Правда, мотивы поступка могли быть не только альтруистическими: возможно, она боялась, что ее, наследницу Тохтамыша, постигнет та же участь.

Тихой домоседкой Джанике тоже не была. Пока муж командовал армиями, младшая жена зарабатывала уважение в Золотой Орде. У женщин в те времена было не так много способов укрепить авторитет, но Джанике добилась своего, когда совершила хадж в Мекку в 1416 году. Даже сейчас путешествие в Саудовскую Аравию будет необычным и неблизким, а в те годы общественный резонанс был огромным: Джанике, как и мужчины-паломники, получила почетное звание ходжи, а о ее путешествии с караваном из 300 верблюдов упоминали арабские историки Такиюддин аль-Макризи и Ибн Хаджар аль-Аскаляни, жившие далеко за пределами Орды.

По иронии судьбы, причиной смерти ее мужа стал ее брат Кадыр-Берды, который в 1420 году — в четырнадцатилетнем возрасте! — стал ханом Золотой Орды, собрал в Крыму войско и выступил против него в поход. Едигей проиграл эту битву, ставшую для него последней, но и младший потомок Тохтамыша тоже погиб от ранений. А вот сына Джанике Нураддина, действительно ждало большое будущее и власть над ордой — правда, уже не распавшейся к тому времени Золотой, а Ногайской. После смерти отца он бежал в Туркестан, но потом вернулся и объединил под своим началом все ногайские кланы. Имя сына Джанике даже приобрело статус нарицательного — в его честь ногайских князей стали называть нурадинами.

Крымская независимость и исторические загадки

Если вы считаете, что Джанике после смерти мужа и младшего брата отошла от дел и вела скучную жизнь в безвестности, вы ошибаетесь. Оставшись старшей в роду, дочь Тохтамыша не стала бороться за власть в раздираемой распрями Орде. Вместо этого она уехала в Крым, в родной Кырк-Ор, подальше от бесконечных усобиц (хотя их отголоски порой докатывались и туда). Она фактически правила Крымом 17 лет и поддержала Хаджи Герая, или Хаджи-Гирея, который боролся за власть над Крымским ханством и его независимость с внуками Тохтамыша. В союзе с мангупскими князьями Хаджа Герай разбил генуэзцев, порывавшихся расширять заморские колонии, но от нападок ордынских ханов ему пришлось бежать в Польшу. После череды изгнаний (одно из которых совпало со смертью Джанике-ханым, сильно подорвавшей влияние Хаджи Герая) и триумфальных возвращений (не без помощи короля Сигизмунда) ему наконец-то удалось укрепить и свою власть, и статус Кырк-Ора как ханской ставки.

Дюрбе Джанике-ханым в современном состоянии. Фото: Екатерина Мищенко 

«Великую государыню», благодаря которой Крымское ханство — Улуг Орда ве Дешт-и Кипчак, как называли его жители, — получило независимость, похоронили на родине, в Кырк-Оре. Ее гробница, или дюрбе, выполнена из известняка, и, как типичная постройка для малоазиатской архитектуры того времени, имеет восьмигранную форму с резьбой на ребрах и массивный портик, украшенный сельджукским узлом — традиционным орнаментом для золотоордынского зодчества средневекового Крыма. Ширина каждой грани — 3,5 метра, высота от карниза до куполообразной черепичной крыши — 5,4 метра. Судя по архитектурному стилю дюрбе Джанике-ханым, напоминающему мавзолеи в Бахчисарае и Салачике, некоторые историки относят дату постройки к более позднему периоду — правлению Менгли I Гирея в начале XVI века. Некоторые и вовсе предполагают, что царицу похоронили в уже существующем мавзолее.

Гробница Джанике-Ханым

Изнутри усыпальница выглядит так, но туристы могут осмотреть ее только снаружи.

Мраморное надгробие украшено арабской вязью. Надпись гласит: Это — гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года»

Кырк-Ор

Современный вид мавзолея

Удивительно, что французский путешественник Жильбер Ромм, который побывал в Кырк-Оре в 1789 году, писал об остатках каменной гробницы Гайдар-хана, сына Хаджи-Гирея, в центре пещерного города. Но на изображениях XIX века видны сохранившиеся мусульманские надгробия, одно из которых действительно могло принадлежать Гайдар-хану. Более ранние авторы вносят мало ясности: одни говорят о мечети, но не упоминают никаких мавзолеев, другие Скорее всего, причиной ошибки француза стали трудности перевода слов гида — «ученого татарина». Найденное во время раскопок у Восточной оборонительной стены в 1988 года надгробие 1416 года тоже подтверждает эту догадку. Мавзолей Гайдар-хана, таким образом, остался историографическим мифом, хотя сам он, вполне возможно, был захоронен в этой же крепости.

Мавзолей Джанике до реставрации, 1848 г.Рисунок М. Вебеля

Элементы орнамента на входном портале. Chapultepec/Wikimedia Commons

Увы, в XIX веке первоначальный облик строения стал жертвой реставраторов. Как сегодня к приезду высокопоставленных особ перестраивают дома, переделывают памятники и раскатывают на снегу газоны, так и к визиту Александра III в Крым в 1886 году многие старинные постройки подверглись изменениям. В результате мавзолей потерял часть орнаментов, а на боковых пилонах появилась арка в ее теперешнем виде.

У входа в дюрбе сохранились выгравированные цитаты хадисов — жизнеописаний пророка Мухаммеда. «Этот мир есть жилище суеты, будущее же — жизнь вечная», — гласит одна из них. Насчет вечной жизни обещать не можем, но жилище суеты Джанике-ханым покинула давно и окончательно: даже ее останки там не сохранились до наших дней. О том, что прах в гробнице встревожен, писал еще поэт Василий Жуковский, путешествовавший в этих местах в 1837 году. Археологи исследовали мавзолей чуть более века спустя и нашли разрозненные кости нескольких человеческих скелетов, но первоначального захоронения там действительно не оказалось.

Текст: Екатерина Мищенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *