В нашей стране часто пейзаж меняется быстро. Застройка может изменить облик так, что сложившиеся названия уже воспринимаются странно, да и территориальная принадлежность может измениться. Вот, к примеру, взять один из самых интересных памятников черноморского побережья Краснодарского края. Сейчас —  сказать, что он расположен «у села Веселое», как этот памятник византийского круга называется в научной литературе – будет странно, потому что нынче это «храм у Образовательного центра Сириус», «у заправки Роснефти», да и находится он уже не у села, а на землях Федеральной территории Сириус.  Сейчас оно закрыто забором и законсервировано, хотя при помощи сотрудников филиала музея «Фанагория» в Сириусе «Российские древности» туда попали и осмотрели. Впрочем, давайте обо всем по порядку. 

Первое научное упоминание этого храма, который тогда назывался «у Адлерского овощесовхоза» относится к 1957 году.  Тогда археолог Н.В. Анфимов осмотрел «основания стен, подвал и обнаженную кладку фундамента». В 1972 году уже в Сочинском молочно-овощном совхозе № 1 другой специалист, сотрудник Причерноморского отряда Северо-Кавказской экспедиции Института археологии СССР В.В. Бжания заложил шурф (небольшой разведочный раскоп) площадью 7.5 м2 «на юго-западном краю курганообразного возвышения с обломками кирпичей и керамики. На западе холм достигал 2 м, восточный его склон был выровнен при хозяйственном обустройстве». Как сейчас мы понимаем, эти раскопки обозначили юго-западный угол храма, причем до фундамента дойти археологам помешали грунтовые воды.  О храме снова забыли.

Фрагменты кладки храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Ситуацию кардинально поменяла подготовка к Олимпийским играм в Сочи, которая вызвало в Имеретинской низменности массовое строительство, а, значит, и археологические работы на его месте – при необходимости. По счастию, В.В. Бжания достаточно точно описал место своей разведки и экспедиция Института археологии РАН достаточно легко нашла место храма, которое к тому времени представляло собой заросший ежевикой холм. В 2010-2011 годах уникальный памятник был полностью раскопан археологами под руководством Владимира Седова. Уже тогда авторы раскопок дали хорошее популярное описание памятника, которое стоит привести целиком. 

Фрагменты кладки храма. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

«Храм IX–XI вв., принадлежащий к редчайшим образцам архитектуры средневизантийского периода на территории России, был построен греческими мастерами из местного камня – песчаника. Он принадлежит к распространенному в это время типу «вписанный крест» (когда купол на световом барабане несут четыре опоры, выделяющие внутри здания крестообразное пространство), представляя собой едва ли не единственный памятник на российской территории, в котором использованы не подкупольные столбы, а подкупольные колонны. Сами колонны исчезли, но их отпечатки сохранились в полу храма, сделанном методом заливки раствора, который из-за примеси битого кирпича имеет характерный розовый цвет.

Общий вид раскопанного храма

Интересна алтарная преграда храма, нижняя часть которой сохранилась на значительную высоту; пол в алтарной части приподнят относительно остальной площади. Алтарь оканчивался тремя апсидами. С запада к основной части постройки примыкал нартекс, помещение при входе, по ширине равное храму.

План храма

Открытый памятник с трех сторон – с запада, юга и севера – дополнен притворами, что сообщало ему крестообразную форму снаружи и сближало его с похожими храмами в других областях Восточного Причерноморья: в византийском Трапезунде, в Абхазии и на территории Алании.

Фрагменты кладки храма и место входа в склеп. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Вход в склеп. Фото Алексея Паевского, июнь 2022 года.

Оригинален погребальный склеп под нартексом – в этом перекрытом полуциркульном сводом помещении, куда ведет лестница, прорезающая свод, покоились останки основателей храма, раскрытые в процессе раскопок. Подобные склепы под нартексами встречаются довольно редко: известен лишь один пример в Константинополе (Стамбуле) и один – в крымском Херсонесе.

Апсида храма

В притворах у стен и внутри самого храма было исследовано более 30 погребений XI–XIII вв. Коллекция находок включает обломки плинфы, черепицы, резных каменных архитектурных деталей, византийского цветного стекла. Здесь также были обнаружены железный крест (возможно, завершавший купол), серебряные и бронзовые украшения: подвески, булавки, перстни. На позднем этапе погребения делались уже в полуразрушенном храме, для них прорубали участки пола».

Одно из погребений

Рухнувшие паруса

Железный крест из раскопок

Таким образом, несмотря на то, что в окрестностях Сочи, помимо этого памятника, существует еще минимум десяток остатков древних храмов, наш сегодняшний герой – очень редкий экземпляр. Это достаточно большой храм, кроме того, уникальными (или почти уникальными) являются склеп под нартексом и подкупольные колонны (а не столбы). Уникальны также и находки. И это не только железный крест, который, вероятнее всего, завершал купол и рухнул вместе с ним, скорее всего, при землетрясении в XI-XIII веке (найдены и другие детали верхних участков храма, например – рухнувшие подкупольные паруса). 

Особый интерес представляет собой блок плотного известняка с резными изображениями. Вероятнее всего, это – фрагмент алтарной преграды. Одно изображение идентифицируется достаточно точно. Это «Даниил во рву львином» (по легенде, будучи в Вавилоне, пророк отказался поклониться идолу и отречься от веры иудейской и был брошен в ров со львами, но был чудесным образом спасен).

Рельеф «Даниил во рву львином». Фото Вл.В. Седова

Итак, перед нами храм, который занимает заметное место в истории российской архитектуры. Он достаточно сложный по стилю. «Храм можно было бы счесть типовым памятником абхазской школы, но необычные элементы, особенно подкупольные колонны, выделяют его в особый подвид, испытавший прямое влияние региональных школ византийской архитектуры, Херсонеса или Трапезунда. Склеп под нартексом свидетельствует о том, что храм строили, возможно, как родовую усыпальницу, а присутствие в комплексе колодца – о желании обеспечить комфорт. Осторожно предположим, что храм был монастырским, где погребали монахов и членов рода ктиторов», — пишут авторы исследования.

После раскопок был составлен проект музеефикации остатков храма и включении их после Олимпиады в состав олимпийских объектов, но пока дело застопорилось. Надеемся, что с попаданием памятника в Федеральную территорию Сириус ситуация изменится к лучшему.


Текст: Алексей Паевский

Литература:

Е.А Армарчук, Р.А. Мимоход,  Вл.В. Седов. Христианский храм у пос. Веселое: предварительная публикация результатов раскопок 2010 г.// Российская археология, 2012,  №3, с. 78-90

Следите за нашими публикациями во ВКонтактеТelegramОдноклассникахЖивом Журнале и Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *