Сегодня мы вместе с порталом «Российские древности» снова отправимся в, наверное, самый объемный и самый сложный археологический памятник нашей страны, памятник, с которым непосредственно связано христианство в России, памятник, с исследования которого началась регулярная археология в стране, памятник, который предстоит еще изучать несколько столетий. В Херсонес (ну, или в византийское время, о котором пойдет речь в нашей статье – в Херсон), который мы посетили с зимней экспедицией портала 2021 года (и посетим еще раз). Мы познакомимся с одним из самых необычных храмов этого города, до которого редко доходят туристы, посещающие этот музей под открытым небом. Итак, знакомьтесь: так называемый четырехапсидный храм. 

Остатки храма. Фото Алексея Паевского, февраль 2021 года

Однако сначала мы вернемся в более древние времена, во времена крещения Херсонеса. В греческих и славянских минеях под 7 марта мы можем найти текст «Страдания святых священномучеников и епископов Херсонесских», в котором мы можем прочитать, что некогда (последние исследования, проведенные, в том числе и учителем автора этой статьи, трагически погибшим в 2001 году археологом Дмитрием Коробковым показывают, что это случилось не в правление императора Константина, как пишут тексты, а позже, во времена императора Феодосия I, в конце IV века) в Херсонес прибыл епископ Капитон, который сумел обратить жителей этого полиса в христианство благодаря чуду. Неверующие сказали Капитону, что если его Бог так велик, то пусть он войдет в одну из горящих печей для выделки извести, предназначенной для строительства храма, ну а если уж выйдет оттуда живым – тогда уж уверуем. Капитон согласился, но поставил практичное условие – дескать, отдайте своих детей воинам, и если он таки выйдет из печи невредимым, а херсонеситы таки не уверуют, то тогда в печь уже отправляются дети. Условия были приняты, Капитон вошел в печь, прошел там некоторое время и вышел целым, прижимая угли к животу. Естественно, херсонеситы уверовали.

А теперь поговорим о храме, который в перечне херсонесских памятников получил порядковый номер 47. Вот что писал о его истории известный херсонесский археолог Констанин Гриневич:

Константин Гриневич

«В юго-западном углу херсонесского городища, почти около главных ворот города и недалеко от южной и западной оборонительной стены находится интересное, загадочного назначения здание, четырехапсидное в плане. Оно, несомненно, принадлежит, судя по кладке, к ранневизантийской эпохе VII–VIII века. Здание представляет собой мощную купольную постройку и имеет оригинальный план, состоя из крестообразно расположенных четырех апсид, разделенных внутри узкими плоскими простенками и открывающихся в центральное пространство почти квадратной формы со срезанными углами. Ориентировано здание почти точно по сторонам света, а именно от севера до восточной апсиды мы имеем 85°. Апсиды представляют более чем полукружия. Ширина их у входа в центральное помещение почти одинаковая: 7,33 до 7,37 м, но глубина разная: от 4,61 до 5,05 м. Стены апсид имеют толщину в 1,50 м, а в местах плоских выступов [простенков] – 2,60 м.»

Иллюстрация из книги «Жизнь и гибель Херсонеса»

Остатки здания покоились под большим курганом, из которого торчала кладка. О нем упоминали путешественники ХХ века – Муравьев-Апостол в своем «Путешествии по Тавриде в 1820 г.» и академик Паллас.

Реконструкция внешнего облика храма

При строительстве очередной линии артиллерийских батарей в 1893 году курган был срыт и остатки были случайно обнаружены археологом и художником Дмитрием Струковым. Увы, тогда же основная часть сохранившихся стен здания была уничтожена. Но исследования, а, главное – попытки понять, что же это за необычная постройка – продолжились. Дадим снова слово Константину Гриневичу:

Доследование нижних стен и фундамента было произведено в 1906 г. Косцюшко-Валюжиничем и в 1909 г. Р. Лепером. В промежутке между этими раскопками военное ведомство прорезало здание рвом. В настоящее время от здания сохранились только жалкие остатки в виде пола и фундаментов и то далеко не целиком. Вся южная часть погребена под насыпью перед батареей. Давно уже представлялось загадочным назначение этого сооружения. Именно в целях разгадки его назначения и были предприняты эти дополнительные раскопки, но и они не привели к желаемым результатам.

Фото Алексея Паевского, февраль 2021 года

P. X. Лепер предполагал, что это крещальня и начал в 1909 г. расследовать пол здания, думая найти бассейн наподобие такого же бассейна в крещальне возле Уваровской базилики в [северо-]восточной части Херсонеса. Однако его раскопки никакого бассейна не нашли. И хотя исследователь в своем отчете и не пришел ни к каким выводам, но тем не менее результаты получились интересные и, мне кажется, могут дать материал для некоторой, не лишенной основания гипотезы, которую я хочу здесь изложить.

Р. Лепер нашел на полу четырехапсидного здания остатки печи для пережигания извести, причем никак не мог решить, что было раньше – печь или здание? Данные говорят как будто за то, что печь должна возникнуть уже после разрушения здания (уровень печи лежит на уровне пола и даже выше), а между тем (сама) печь и черепки, к ней относящиеся, принадлежат к более ранней эпохе, чем само здание, а именно, принадлежат к позднеримскому времени, тогда как здание явно византийской эпохи после Юстиниана. Так археолог и не пришел ни к каким выводам».

Итак, печь. Дальнейшие находки под полом здания (монеты, керамика) показали, что само здание построено в период с VI по середину VII века. При этом в «храме» не было алтаря, хотя культовый его характер был несомненен. 

Остатки храма. Фото Алексея Паевского, февраль 2021 года

В своей книге «Жизнь и гибель Херсонеса» археологи Сергей Сорочан, Виталий Зубарь и Леонид Марченко пишут, что «несмотря на некоторое неудобство рельефа, место для постройки было выбрано вполне определенно с таким расчетом, чтобы под полом храма точно по центру купола и одновременно строго симметрично основной оси запад-восток оказались остатки печи для выжига извести, устроенной во второй половине IV века (это тоже помогли установить археологические находки под печью – прим. Р.Д.). Разумеется, это была не рядовая печь, с ней у херсонеситов были связаны какие-то важные, более того – трепетные, священные воспоминания».

Вспоминаете Капитона и печь? Судя по всему, перед нами – достаточно уникальная штука, храм-мемориал, храм-музей, в котором вместо раки святого (увы, Капитон сложил свою голову в других краях язычников) – место явленного им чуда, материальное его свидетельство. 

В Х в. храм был частично разрушен (к слову, одновременно с Западной базиликой, что позволяет сделать предположение, что погибли они во время взятия Херсонеса очень недовольным князем Владимиром), после чего в нем проводились восстановительные работы. Окончательно он прекращает свое существование вместе с гибелью Херсонеса.

Сейчас мы можем наблюдать музеефицированные остатки храма на территории городища.


Текст: Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *